03 Мая, 2024 Пятница

ООО "Мультигриль": "Сегодня бизнес малый, завтра большой"

  • 04 февраля 2016 Экономика Русский 0

    Наше будущее создается тем, что мы делаем сегодня, а не тем, что будем делать завтра.

    В конце декабря ОНТ закончило съемки пилотного образовательного проекта «Мой бизнес», благодаря которому бизнесменам была предоставлена возможность презентовать новые идеи. Напомним: из 700 проектов менторы – иначе «бизнес-наставники» – отобрали 30, а затем лишь 8, на примере которых миллионному телезрителю показывали, как «раскрутить» свое дело. На удивление мозырян, в финале реалити, где решалось, кому же достанутся 300 миллионов призовых белорусских рублей, оказались наши земляки – представители компании «Мультигриль», специализирующейся на проектировании и производстве оригинальных многофункциональных грилей и аксессуаров из нержавеющей стали. Дав немного времени, чтобы передохнуть от внимания медиа, мы все же встретились с Юрием Марьяновичем БИЛИНСКИМ, директором фирмы, чтобы спросить о его понимании принципов эволюции малого бизнеса и факторов, сдерживающих развитие предпринимательства, об амбициях, предприимчивости, рисках и, конечно же, о впечатлениях от телевизионной кухни.

    Юрий Марьянович БИЛИНСКИЙ

    – Съемки начались в июле. Но мы нисколько не устали от камер, съемочного процесса и в общем остались довольны проектом, несмотря на то что главный приз решили отдать не нам, а компании «Тренд.Бай» (производитель аксессуаров и снаряжений для любителей активного отдыха и автомобилистов, – прим. авт.). Мы прекрасно понимали, что бизнес-проект – это не казино, и свой джекпот мы отнюдь не связывали с призовым фондом. Главное для нас – поддержка менторов и популяризация на телевидении нашего товара. Такой бюджет для рекламы на центральном ТВ сможем позволить себе через много лет работы. Мы получили большой стимул для развития, это отразилось и в совершенствовании технологий: было придумано много инженерных узлов, наши изделия стали надежнее, красивее и при этом дешевле. Но самое главное – мы вошли в круг материально обеспеченных людей, которые знают цену гурманству.

    "Мультигриль"

    – Кто-то из участников проекта, когда у него спросили, чему же, собственно, они научились за время программы, цитировал американского предпринимателя Роберта Кийосаки: «Оправдания – это ложь, которую вы говорите самим себе. Прекратите хныкать, жаловаться, вести себя, как дети. Оправдания делают человека бедным». Как бы Вы ответили на этот вопрос?

    – Суть программы в том, чтобы помочь предприимчивым людям поверить в свои силы. Да, сегодня мы сталкиваемся с инфляцией, высокой стоимостью кредитных средств, низкой покупательской способностью, и это можно перечислять бесконечно… С другой стороны, в странах с развитой экономикой вследствие конкуренции высокая стоимость входа на рынок.

    "Мультигриль"

    – Давайте поговорим об идеях. Многие бизнес-идеи начинаются с увлечений и детальной проработки прочитанного, как у Вас: экономную чудо-печь Маслова, заядлого туриста из Подмосковья, о которой писали в журналах для техников-изобретателей, Вы превратили в элегантный многофункциональный чудо-комбайн…

    – Мы нашли разумный компромисс между стремлением к активному отдыху на природе и комфортом. Суть конструкторской идеи: компактный саквояж в багажнике, миникухня-трансформер на природе. Для изготовления первого образца пришлось прибегнуть к «гаражной» технологии. Потом приходили новые идеи по ее совершенствованию и увеличению функциональности. Теперь чудо-печь, у которой было 4 функции в «Изобретателе», имеет 12 функций: это уже совершенно другой корпус, другие аксессуары и другие возможности. …Так родилась идея по превращению хобби в бизнес. По ходу решения амбициозных задач понадобились 3D-проектирование, лазерная резка, ЧПУ-гибка, ювелирная сварка, шлифовка металла. Команда приросла профессиональными металлообработчиками, а линейка изделий пополнилась новыми моделями, но серийно выпускаются пока только 4 модели.

    Во многом наше грилестроение уникально: во-первых, мы нашли сегмент средней ценовой категории; во-вторых, уделили большое внимание функциональности и оригинальному дизайну. Сравнивая свои изделия с производителями Канады, Германии, Америки, Китая, понимаем, что их идеи идут от технологии производства, мы же отталкиваемся от технологии приготовления блюд.

    "Мультигриль"

    – Хочется вспомнить ментора вашей команды – заместителя председателя правления «Беларусбанка» Александра Поливко, который очень красиво, достойно презентовал свой выбор: «Я отдал предпочтение данному проекту потому, что это один из немногих проектов из белорусской глубинки (по поводу глубинки, конечно, можно поспорить). Во-вторых, производимые грили – новая стилистика приготовления пищи: вкусно, качественно, быстро и, что очень важно, полезно. Словом, высокая культура питания. И профессиональная сертификация – подтверждение тому…» Вместе с плюсами ментор отметил и минус Вашей компании. Ахиллесовой пятой он назвал маркетинг. Сегодня, согласитесь, мало уметь производить, еще до производства нужно знать, кому и по какой цене это можно продать, иначе убытки неминуемы. Скажите, что в итоге изменилось в вашей маркетинговой политике, кроме того, что появился активный сайт, что уже немало?

    – Все средства, которые мы получили за выход в финал, направили на реконструкцию сайта, регистрацию ТУ, испытания и декларирование изделий. Наши ожидания: телевизионная реклама плюс предновогодний период и активный сайт должны были помочь продать партию изделий. Но этого не случилось. Нужно полагать, что наша продукция имеет сезонный спрос, ведь, как ни крути, это открытая кухня. Думаю, ближе к весне мы несколько расширим штат. Будем искать специалистов в области информационных технологий и маркетинга, это белые пятна в нашей команде.

    – Может, есть смысл рассмотреть услуги аутсорсеров, ведь в некоторых случаях это удобно и выгодно?

    – На принципах аутсорсинга основано наше производство: резку и гибку мы отдаем частным высокотехнологичным фирмам. Оговорюсь, они находятся не в Мозыре и не в Калинковичах. К сожалению, с  местными машиностроителями мы так и не нашли взаимного интереса.

    – Вы заявили в эфире, что планируете выход на рынки Европы…

    – За всеми этими громкими фразами стоит вопрос о сбалансированности производства, реализации и их финансирования. К сожалению, разрыва преодолеть пока не удалось. Поэтому, когда менторы дают умные советы, иногда приходится… улыбаться, понимая, какие проблемы за этим стоят.

    В стартапе команда часто уходит ниже точки рентабельности, то есть в убыток. Валютный кредит на приобретение основных средств усугубляет ситуацию. Но наша команда готова к самопожертвованию. Мы понимаем, что 8-часового рабочего дня не будет. Необходимо учитывать, что деньги находятся не в банках, а у покупателей. И здесь нужны выверенные расчеты, изобретательность, везение – все, что хотите… Работая в зоне с высокой инфляцией и имея в своих изделиях импортную составляющую сырья и материалов, мы обречены на экспорт продукции. Это мы понимаем и готовимся к решению данной задачи.

    – В программе «Дело принципа», в которой Вы выступили в качестве приглашенного гостя, мысль о том, что предпринимательство – это всегда выход из зоны комфорта, это всегда риски… Как Вам, человеку, состоявшемуся в страховом бизнесе, знающему толк в строительстве, не боязно идти по сути неизведанной дорогой?

    – Я строитель по образованию, имею опыт в финансах. В душе я изобретатель. Машиностроение для меня – новая отрасль, но в некотором смысле это является преимуществом: моя мысль свободна, порой позволяю смелость в вопросах конструирования. В современной технологии машиностроения нет ничего невозможного: практически, что можно согнуть или склеить из бумаги, то можно изготовить и из металла, причем еще красивее. В качестве основного материала мы выбрали нержавеющую сталь, это не только благородный, но и благодарный материал.

    Большинство людей с плохим настроением идет утром на опостылевшую работу и с отличным настроением возвращается домой. Я же занимаюсь тем, что мне интересно. В первую половину своей жизни я опробовал многие идеи. В перспективе у меня еще несколько, которые будут идти в одном векторе и помогать друг другу. Но все по порядку: заработав средства на одной, не намерен их прожигать – вложу в следующую.

    …В планах на 2016 г. открытие салона-магазина с сервисным центром в Минске. Мы хотим, чтобы ни один покупатель, интересующийся грилями, не ушел бы от нас без покупки. Мы не считаем, что гриль – это оборудование лишь для приготовления шашлыка и стейка. Большинство наших моделей позволит вам грилевать на различных видах оснастки, варить, жарить, запекать, тушить, коптить, даже побаловать себя кофе по-восточному в слое раскаленного песка. Нам есть что предложить как частному покупателю, так и ресторатору… Мир гриля, равно как и многие другие виды деятельности, тоже имеет профессиональные объединения: национальные, континентальные, всемирную. К сожалению, Беларусь – единственная из соседей, не имеющая национальной ассоциации барбекю… Ее создание тоже в наших перспективных планах.

    – Сдаете ли Вы оборудование в аренду? Приведу в пример магазин детских настольных игр, который, к слову, работает в Мозыре: чтобы заинтересовать покупателей, владельцы магазина организовали бесплатные игротеки, где каждый желающий может играть, сколько захочет, а в итоге покупает понравившуюся – опять-таки, если пожелает… Вот такой красивый хрестоматийный рекламный ход.

    – Прокатом грилей, равно как и общепитом мы не занимаемся, поскольку являемся, прежде всего, производителем. Нужно понимать, что в идеале розничная продажа, сдача в аренду – это удел дилеров, общепит и кэйтеринг – бизнес рестораторов. Каждый должен заниматься своим делом на высоком профессиональном уровне, хотя на выставках и презентациях приходится демонстрировать работу грилей, для чего стараемся привлекать поваров. Кейтеринг и выездная торговля – это, в общем-то, новое явление в Беларуси, но оно набирает обороты, это активная форма работы заведения, когда персонал не ждет посетителя, а выезжает со своими услугами по заказу группы клиентов в первом случае либо в места массового отдыха людей – во-втором. (Сatering от cater – «поставлять провизию» – отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удаленных точках, включающая все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании, а также осуществляющих обслуживание мероприятий различного назначения и розничную продажу готовой кулинарной продукции, – прим. авт.)

    – Сменим тему. В «Деле принципа» присутствующие много рассуждали о факторах, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса. Вы, похоже, тогда недоговорили…

    – Досконально изучив тему сертификации, мы поняли, что угольные грили не требуют сертификации, тем не менее, наша торговля просит подтверждения этого. Чтобы не заниматься процедурой получения «отказных» писем, приняли решение добровольного декларирования своих изделий на соответствие техническим регламентам Таможенного союза. Процедура является упрощенной по сравнению с сертификацией, но, тем не менее, потребовала внесения изменений в ТУ, проведения испытаний в аккредитованных лабораториях, что требует значительных материальных затрат и времени. Главным «разочарованием» оказалось осознание того, что затраты на рекламу новых изделий порой превышают затраты на изготовление его первых партий, что не было учтено в нашем бизнес-плане.

    – По-Вашему, что необходимо предпринять, чтобы в Беларуси появилось большее количество людей, готовых рискнуть и начать свое дело?

    – На мой взгляд, необходимо:

    — во-первых, решить проблему высокой инфляции. Снизить стоимость заемных средств. Провести дедолларизацию, повысить ценность национальной валюты. Это звенья одной цепи. Производитель не может каждый день следовать за курсом и повышать цены при параллельном снижении покупательской способности;

    — во-вторых, отменить отнесение курсовой разницы на итоги деятельности, что искажает отчетность и значительно вымывает оборотные средства;

    — в-третьих, срок ожидания возврата НДС по внешнеторговым операциям. При благих намерениях государства по улучшению внешнеторгового сальдо эта мера сдерживает экспорт товаров, у которых высокая доля импортных сырья и материалов;

    — в-четвертых, переложить обязанность отчислений на нужды социального страхования на плечи работников. 35% является серьезным фактором сдерживания повышения материальной заинтересованности работника работодателем;

    — в-пятых, частая смена законодательства ведет к вынужденному увеличению штата юристов и бухгалтеров, а увеличение налогооблагаемой базы – к снижению заинтересованности развития бизнеса.

    На решение этих проблем уходит много времени и средств, порой попросту не остается времени на сам продукт. Это все равно, что тратиться в магазине на пеленки-распашонки, при этом позабыв о самом важном – о зачатии и рождении ребенка.

    – Спасибо за беседу. Желаем удачи в осуществлении Ваших планов!

    – Вам и всем мозырянам, голосовавшим за нас, спасибо. Мы почувствовали вашу поддержку!

    http://www.mazyr.by

    Автор: Ольга АРДАШЕВАЖыццё Палесся
    Теги: 

Комментарии (0)