25 Апреля, 2024 Четверг

Пенсия – вещь неизбежная

  • 11 февраля 2016 Экономика Русский 0

    «Демографические ножницы» в Беларуси с каждым годом сжимаются: с одной стороны — растет рождаемость (в прошлом году был зафиксирован абсолютный рекорд двадцатилетия — на свет появилось 119.506 малышей!), а с другой — в гору идет и средняя продолжительность жизни. А значит, все больше среди нас становится тех, кому на склоне лет особенно нужны опора, забота и обыкновенное человеческое тепло. Ни одной стране, уверены эксперты, не уйти от этого общемирового тренда — старения населения. Ведь если в 1950 году в когорту 60+ входили 205 млн обитателей земного шара, то в 2009–м — 737 млн, а к 2050–му эта цифра еще раз утроится. Каждое государство по–своему принимает вызов времени. Как это делает Беларусь — корреспонденты «СБ» на протяжении полутора месяцев рассказывали на примере самых ярких проектов в рубрике «Государственная забота». Важные акценты в этой теме расставляет сегодня министр труда и социальной защиты Марианна ЩЕТКИНА.

    — Марианна Акиндиновна, насколько наша страна вписывается в общемировую тенденцию?

    — По меркам ООН, население страны можно называть старым, как только 7% его численности достигнет возраста 65 лет. Беларусь уже более чем вдвое превысила этот порог — 14,2%. К «старому» относится население большинства европейских стран. Само по себе старение населения — конечно, важнейший демографический показатель, свидетельствующий: люди стали жить дольше. Ведь если в 2010–м средняя продолжительность жизни у нас была на уровне 70,4 года, то в 2014–м — 73,2 года. При этом среди женщин — 78,4 года, у мужчин — 67,8 года. Другой вопрос, что вслед за старением населения растут потребности в социальных услугах, усиливается необходимость совершенствования системы соцобслуживания, поиска дополнительных источников и ресурсов, чтобы сфера работала максимально эффективно. Цифры говорят сами за себя. В прошлом году на 24,6% жителей, достигших планки пенсионного возраста, приходилось 58,3% людей трудоспособного возраста, а к 2030–му пропорция станет 30,2% на 54,2% и на каждые 100 человек трудоспособного возраста придется 91 нетрудоспособный. Это, конечно, повод задуматься...

    — Еще лет 10 назад вариантов у одиноких стариков было не так много — социальное обслуживание на дому и интернатные учреждения. А сейчас?

    — Здесь нужно понимать: помещение в стационарное учреждение — все же мера крайняя. О ней заходит речь, когда здоровье человека настолько ухудшается, что он утрачивает способность к самообслуживанию, нуждается в постоянном уходе. Сегодня в стране 80 домов–интернатов для престарелых, инвалидов и детей–инвалидов, в них проживают 18,4 тысячи человек. И в соответствии с требованиями времени надо было как реконструировать стационарные учреждения, так и расширять их функции. Надо сказать, за последние 5 лет они преобразились и внешне, и внутренне, ведь на их модернизацию было направлено 825 млрд рублей. Кроме того, создано 6 новых домов–интернатов. Вообще, сегодня все стационарные учреждения — это современные комплексы, где обеспечиваются одновременно комфортабельное проживание, достойное медицинское обслуживание и социально–трудовая реабилитация. А что касается новых услуг, то здесь мы тоже исходим в первую очередь из насущных потребностей человека. Скажем, семьи, где живут люди пожилые, инвалиды, очень порой нуждаются в элементарной передышке — для решения каких–то бытовых вопросов, на период отпусков и так далее. Поэтому в Минске внедрена с 2011 года, а по стране — с 2012–го, такая форма работы, как краткосрочное, до месяца, проживание нуждающихся в постороннем уходе граждан в домах–интернатах. Эта услуга уже завоевала популярность, как и открываемые в стационарных учреждениях отделения повышенной комфортности. Но задача любой системы, конечно, — развиваться. Поэтому в нынешней пятилетке акцент будет на расширение и внедрение в регионах новых форм жизнеустройства для пожилых. Инновационных, стационарозамещающих. Потому как при таком подходе пожилые дольше сохраняют свой социальный статус, привычный образ жизни. Не зря ведь говорят: «Дома и стены помогают». И для государства это экономически менее затратно. Так что подобные формы социального обслуживания удобны для всех.

    — Какие проекты вы бы особенно отметили?

    — Наиболее востребованы и соответственно шире всего распространены «дома зимовки», дома самостоятельного (совместного) проживания и «приемные семьи». Особенно актуальны они для сельских районов, для жителей хуторов, которые уже не в состоянии о себе позаботиться, а социальному работнику зимой, да и в межсезонье, добраться до них проблематично. «Домов зимовки» в стране уже 144. Они организуются на осенне–зимний период для нескольких пожилых человек на жилплощади одного из них. Так легче поддерживать в доме тепло, вести быт, обеспечивать хозяйство водой и топливом. С этим помогают социальные работники. Очень активно подобную форму жизнеустройства развивают в Витебской области, где уже 71 такой дом, а также в Минской (27) и Брестской (17).

    Дома совместного проживания — их 29 — близкий формат: речь о том, что пожилые граждане, сохранившие навыки самообслуживания, постоянно живут вместе, солидарно оплачивая коммунальные услуги, и также под патронатом работников наших территориальных центров. При этом сам дом предоставляют местные органы власти. Первые такие дома появились еще в 2010 году в Вилейском районе, через год — в Сморгонском районе. И именно на Гродненщине сейчас это самая востребованная форма работы: там уже 13 домов совместного проживания.

    В то время как Витебская область — лидер в проекте «приемная семья»: их в регионе более 100. Естественно, очень важно подобрать и семью, готовую взять к себе пожилого человека, который не связан с ней родственными узами, и саму его кандидатуру. Поэтому территориальный центр социального обслуживания населения прежде проводит психологическое тестирование, а потом практикуется «пробное», то есть гостевое проживание. Когда обе стороны готовы принять решение, заключается трехсторонний договор: семья предоставляет человеку жилье, питание, уход, тот вносит в общий бюджет оговоренную сумму денег, а территориальный центр контролирует ситуацию и помогает. Всего в Беларуси на сегодня 248 «приемных семей» для стариков.

    Можно много говорить и о других формах работы, которые появились сравнительно недавно: об отделениях дневного пребывания для пожилых при территориальных центрах, кружках и клубах по интересам для людей почтенного возраста, университетах и школах третьего возраста... В общем, на месте никогда не стоим. Кстати, территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района Витебска по итогам 2015 года получил бронзовую медаль престижного конкурса «Бренд года» в номинации «Социально ответственный бренд» (категория — «Активная социальная позиция»). А в профессиональной номинации в категории «Наука и образование» центр получил диплом финалиста за проект «Народный социальный университет», который начал свою работу в прошлом году.

    — Читатели часто спрашивают: планируется ли расширять проект «договор ренты», который обкатывался в Минске?

    — Этот пилотный проект завершен в конце прошлого года. И сейчас к нам действительно поступает много предложений распространить его на регионы. Напомню, поручение о проведении такого эксперимента было дано Главой государства в декабре 2010 года, когда открывался дом–интернат «Свiтанак». Суть же в том, что по договору ренты ее получатель (человек, достигший 70–летнего возраста и не имеющий в столице родственников, обязанных его по закону содержать, или же семейная пара) передавал принадлежащее ему жилье в собственность города, а плательщик ренты — Мингорисполком — обязался пожизненно обеспечивать его всем необходимым. Тут было 2 варианта. Первый: на дому, где за пожилым человеком ухаживал соцработник. Плюс гарантировалась оплата коммунальных услуг, проведение текущего ремонта жилья (1 раз в пять лет), положенная пенсия и ежемесячная рентная выплата (до 3 базовых величин). Второй вариант: проживание в «Свiтанку» в отдельном помещении повышенной комфортности с круглосуточным медицинским наблюдением и обслуживанием, дополнительными бытовыми услугами плюс опять же пенсия в полном объеме и рентная выплата. Практика будет продолжена.

    — Пока договор ренты заключили 23 минчанина. При том, что в столице около 2 тысяч человек старше 70 лет, которые теоретически подпадают под условия проекта...

    — Здесь важно не столько количество заключенных договоров, сколько предоставление пожилым одиноким людям возможности выбора, как они хотят обустроить свою старость, и информационная работа, чтобы решение они принимали осознанно, с учетом всех нюансов. Нельзя не отметить и неожиданный положительный эффект, возникший в ходе эксперимента, — восстановление утерянных было семейных связей. Родственники, долгие годы не вспоминавшие о стариках, но узнавшие, что возможно заключение договора ренты с государством, налаживали с ними контакты, предлагали свою заботу и участие. А ведь доказано, что пребывание пожилого человека в привычном окружении продляет ему жизнь. Хотя помощь со стороны государства очень важна, ничто не заменит старикам внимательного и теплого отношения со стороны близких, родных людей. И об этом всегда нужно помнить.

    — Марианна Акиндиновна, какие новые технологии социального обслуживания, на ваш взгляд, наиболее для нас перспективны?

    — В ближайшем будущем одним из приоритетов станет государственный социальный заказ. Поскольку возрастает спрос не только на социальные услуги как таковые, но и на их объем, государство не должно быть монополистом на рынке. Нам нужно использовать новый ресурс — инициативу гражданского общества, в том числе организаций негосударственного сектора. Их альянс с местными органами власти поможет привлечь в систему дополнительные материальные и человеческие ресурсы, сформировать рынок услуг на основе государственно–частного партнерства. Ведь по закону теперь можно субсидировать деятельность некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг, реализацию соцпроектов. Уже в прошлом году заключено 46 таких договоров в рамках государственного социального заказа. Мы открыты для сотрудничества и хотели бы, чтобы и частный сектор занял свою нишу, прежде всего в создании комфортабельных многопрофильных пансионатов для всех пожилых граждан, не только одиноких. Хотя роль ведущего организатора инновационных форм социального обслуживания населения есть и всегда будет прерогативой государства.

     

    gabasova@sb.by

    Советская Белоруссия № 26 (24908). Четверг, 11 февраля 2016

    Автор: Людмила ГАБАСОВАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)