04 Мая, 2024 Суббота

Прямая линия «Нк»: налоговое законодательство в 2016 году

  • 11 февраля 2016 Экономика Русский 0

    С 1 января 2016 года в налоговом законодательстве произошел ряд важных изменений. Нововведения, которые затронули порядок исчисления и уплаты многих налогов, права и обязанности плательщиков, вызвали широкий общественный резонанс.

    Это показала и прямая линия «Нк». На многочисленные вопросы читателей газеты отвечал начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Барановичи Василий СУХОВЕРХИЙ.

    ИНТЕРЕСЫ АВТОМОБИЛИСТОВ

    – Василий Иванович, к вам обращается автомобилист с 45-летним стажем. Вы же не станете возражать, что до сих пор самой обсуждаемой темой является уплата госпошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении или, как ее называют в народе, транспортного налога? Слышал, что в ее уплате в 2016 году произошли изменения, касаются они и пенсионеров. Хотелось бы из ваших уст услышать подробности.

    – Вы не единственный, кто задает этот популярный вопрос, хотя новый объект обложения государственной пошлиной – выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении – введен в нашей стране с 1 января 2014 года. Напомню, что ставки государственной пошлины установлены в зависимости от разрешенной максимальной массы автомобиля. Как и прежде, государственная пошлина уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2, в отношении транспортных средств, государственный технический осмотр которых предусмотрен один раз в два года.

    С 2016 года в исчислении госпошлины произошли некоторые изменения. Так, с 1 января уменьшена ставка госпошлины в отношении прицепа-дачи (караван). Организации должны уплатить 5 базовых величин, физические лица – 2 базовые величины. Кроме того, введена льгота в виде понижающего коэффициента 0,5 к ставке госпошлины в отношении транспортного средства, собственником которого является ветеран Великой Отечественной войны.

    Госпошлина уменьшается, если ветеран Великой Отечественной войны является собственником транспортного средства, в отношении которого уплачивается госпошлина, а также имеет медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую его годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами.

    Документами, подтверждающими льготу, будут являться: документ установленного образца о праве на льготы; медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность ветерана Великой Отечественной войны к управлению механическими транспортными средствами; свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт), в котором указаны фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) собственника транспортного средства – ветерана Великой Отечественной войны.

    А вот льгота в виде понижающего коэффициента 0,5 к ставке госпошлины в отношении транспортного средства, собственником которого является пенсионер по возрасту, отменена. С 1 января 2016 года пенсионеры обязаны уплачивать госпошлину в полном размере по ставкам, установленным Налоговым кодексом.

    УПРОЩЕНКА – НЕ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ­-МАГАЗИНОВ

    – Я индивидуальный предприниматель – плательщик единого налога. Открыл Налоговый кодекс в новой редакции и удивился: названия видов деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог, изменились. С чем это связано?

    – Изложение 296 статьи Налогового кодекса в новой редакции не несет за собой каких-либо существенных изменений. Дело в том, что с 1 января 2016 года введен в действие новый общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85. Поэтому виды деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог, изложены в соответствии с их наименованием в новом классификаторе.

    Единственным новшеством является то, что с 1 января 2016 года перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом, дополнен таким: «Сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания)». Индивидуальные предприниматели, осуществлявшие в 2015 году данный вид деятельности, обязаны с 1 января нынешнего года прекратить применение иных режимов налогообложения и перейти на уплату единого налога.

    – Прочитала в интернете, что с этого года вводятся счета-фактуры по НДС. Что это за новшество и кто обязан его применять?

    – Механизм обращения электронных счетов-фактур по НДС вводится с 1 июля нынешнего года. Налоговый кодекс в связи с этим дополнен соответствующей статьей «Электронный счет-фактура». Согласно статье электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями статьи 92 Кодекса либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с данной статьей.

    Обращаю внимание на то, что с 1 июля 2016 года электронный счет-фактура является единственным документом, который служит основанием для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость между продавцом и покупателем и принятием к вычету сумм налога на добавленную стоимость у покупателя.

    – Я – индивидуальный предприниматель. С момента регистрации применяю упрощенную систему налогообложения. У меня есть сайт (так называемая интернет-площадка), на котором я размещаю различную рекламу как физических лиц, так и других предпринимателей, организаций. Слышал, что владельцы интернет-площадок в этом году не могут применять упрощенную систему налогообложения. Так ли это?

    – Действительно, с 2016 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие субъектам торговли услуги в глобальной компьютерной сети интернет, связанные с размещением на информационном ресурсе информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

    Замечу, что форма оказания услуг, связанных с размещением на информационном ресурсе информации о продаже товаров, в данном случае не является определяющей. Это могут быть рекламные статьи, рекламные баннеры, содержащие доменное имя сайта интернет-магазина, сведения о котором содержатся в Торговом реестре, и (или) адресации (гиперссылки) на такой интернет-магазин. Причем размещаться они могут как на интернет-порталах, так и на небольших web-сайтах (в том числе в блогах).

    – Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. В прошлом году нам повезло. Мы не платили арендную плату за земельный участок, хотя наши знакомые, которым участок принадлежит на праве постоянного пользования, земельный налог уплачивали. С этого года что-то изменилось?

    – С 1 января 2015 года плательщики налога при упрощенной системе налогообложения стали признаваться плательщиками земельного налога независимо от площади земельного участка, который им принадлежит. Такая норма была внесена в Налоговый кодекс. Уплата же арендной платы за землю регламентируется не нормами Налогового кодекса, а Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 года № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

    В связи с тем, что соответствующие поправки в данный Указ в 2015 году внесены не были, плательщики налога при упрощенной системе в 2015-м действительно не уплачивали арендную плату за землю. Однако в связи с подписанием 31 декабря 2015 года Указа № 538 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2016 года признаются плательщиками арендной платы за землю.

    – Занимаюсь розничной торговлей. В прошлом году платил налог при упрощенной системе налогообложения по ставке 3% без НДС. От коллег услышал, что теперь ставка увеличена до 5%. Правда ли это?

    – Ваши коллеги частично правы. С 1 января 2016 года отменена ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3%, применяемая до 1 января 2016 г. организациями и ИП, являющимися плательщиками налога при УСН без уплаты налога на добавленную стоимость, в отношении выручки от реализации ими в розничной торговле приобретенных товаров. Таким образом, теперь вы вправе применять либо уплату налога по ставке 5% без НДС, либо 3% с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

    И раз уж мы заговорили о ставках налога при упрощенной системе налогообложения, хочу обратить внимание читателей, что с 1 января 2016 года введена еще одна ставка – 16%, которая применяется в отношении доходов в виде сумм безвозмездно полученных денежных средств, стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    – Наша организация, кроме осуществления оптовой торговли, занимается розничной торговлей посредством интернет-магазина. Наш налоговый инспектор сообщила, что с этого года мы не можем применять упрощенку. Почему?

    – Действительно, с 1 января 2016 года запрещено применение упрощенной системы налогообложения в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю через интернет-магазин. При этом термин «интернет-магазин» используется в значении, определенном Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», в соответствии с которым под интернет-магазином понимается информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение товаров без торгового объекта.

    При этом следует учитывать, что при осуществлении данного вида деятельности индивидуальный предприниматель не может применять упрощенку и по иным осуществляемым им видам деятельности, а не только при розничной торговле товарами через интернет-магазины.

    – Каким образом следует трактовать нововведение, в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей – плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения значительно сокращен размер выручки, позволяющий применять упрощенку?

    – Действительно, с 1 января 2016 года для индивидуальных предпринимателей снижены критерии валовой выручки для перехода на применение упрощенной системы налогообложения до 1,125 млрд рублей (с 10,3 млрд рублей) и для прекращения ее применения – до 1,5 млрд рублей (с 13,7 млрд рублей). Соответствующие положения предусмотрены статьей 5 Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс.

    При этом индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых за первые девять месяцев 2015 года не превышает 10 300 000 000 белорусских рублей, вправе применять упрощенную систему налогообложения, независимо от изменений, внесенных законом. Это означает, что если у ИП по итогам 2015 года валовая выручка составила, например, 2 млрд. рублей, то оснований для прекращения применения упрощенки с 1 января 2016 года у него не будет (так как соответствующий критерий валовой выручки в 2015 г. составлял 13,7 млрд рублей).

    Аналогично и с применением нового критерия валовой выручки для перехода на применение упрощенной системы налогообложения, который будет применяться в 2016 году для оценки возможности перехода индивидуальных предпринимателей на применение упрощенки с 1 января 2017 года. Так, если за 9 месяцев (январь–сентябрь) 2016 года валовая выручка, в отношении которой уплачивается подоходный налог, не превысит 1,125 млрд рублей, то индивидуальный предприниматель вправе будет с 1 января 2017 года перейти на применение упрощенной системы налогообложения.

    НАЛОГ НА ВЫИГРЫШ

    – Иногда играю в игровые автоматы. Недавно при возврате мне денег кассир выдала меньшую сумму, чем причиталось к выплате. При этом сказала, что с 1 января введен подоходный налог на выигрыш. Но в тот день я ничего не выиграл, а только проиграл. Почему государство забрало часть моих денег, ведь я не получил доход?

    – С 2016 года отменена льгота по подоходному налогу в отношении доходов в виде выигрышей или возвращенных несыгравших ставок, полученных гражданами от организаторов азартных игр (казино, букмекерских контор, залов игровых автоматов, тотализаторов).

    Признание объектом налогообложения подоходным налогом как выигрышей, так и возвращенных несыгравших ставок обусловлено тем, что на данном этапе отсутствует техническая возможность разделения и учета, а также контроля уполномоченными государственными органами, какой вид выплаты — выигрыш или возвращенная несыгравшая ставка — осуществляется организатором азартных игр при проведении разрешенных в республике азартных игр. Более того, для деятельности по содержанию казино ведение такого учета невозможно ввиду специфики игр в карты, цилиндрической игры (рулетка).

    Налогообложение доходов в виде выигрышей или возвращенных несыгравших ставок производится по ставке в размере 4% без применения вычетов и льгот по подоходному налогу.

    ВЫЧЕТЫ ПРОИНДЕКСИРОВАНЫ

    – Насколько увеличатся вычеты по подоходному налогу с физических лиц?

    – В целях снижения налоговой нагрузки на граждан стандартные налоговые вычеты проиндексированы. Стандартный налоговый вычет, предоставляемый работнику по месту основной работы, увеличен с 730 000 до 830 000 рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 5 010 000 рублей в месяц.

    На каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца стандартный налоговый вычет увеличен с 210 тысяч рублей до 240 тысяч в месяц. Для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей, родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей инвалидов в возрасте до 18 лет, стандартный налоговый вычет увеличен с 410 тысяч рублей до 460 тысяч на каждого ребенка в месяц.

    Для лиц, имеющих право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах»; участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий; инвалидов I и II группы, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет стандартный налоговый вычет в 2016 году увеличен с 1 030 тысяч рублей до 1 170 тысяч в месяц.

    ЕСЛИ РАСХОДЫ ПРЕВЫШАЮТ ДОХОДЫ

    – Каждый год налоговики придумывают что-то новое для граждан, которые скрывают доходы. В прошлом году, например, ввели налогообложение невозвращенных займов. Что ждать в этом году?

    – Таких граждан ждет не очень приятный сюрприз. С 2016 года ставка подоходного налога в отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством, устанавливается в размере 16%.

    После консультации в налоговой инспекции в финансовой службе моей воинской части мне отказали в предоставлении льготы по подоходному налогу на отделочные работы, хотя в прошлом году такой льготой я пользовался. Правомерно ли это?

    – Чтобы обеспечить равные условия получения гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имущественного налогового вычета на строительство жилья, из Налогового кодекса исключена норма, предусматривавшая возможность получения лицами, отказавшимися от внутренней отделки построенного с привлечением застройщика (подрядчика) жилья, вычета на сумму отказных работ при самостоятельном проведении таких работ по окончании строительства жилья.

    С 2016 года имущественный налоговый вычет предоставляется в пределах окончательной стоимости строительства жилья, предусмотренной договором с учетом внесенных в него изменений или дополнений. Поэтому отказали вам правомерно, на основании законодательства.

    Автор: Светлана ГИЛЬНаш край

Комментарии (0)