Самой обсуждаемой темой стали извещения об оплате коммунальных услуг – именно на минувшей неделе пришли новые, изрядно потяжелевшие жировки. Коммуналка стала дороже: где-то на 40, а где-то и на 70 процентов. За неделю на телефон горячей линии «ЖН» поступило немало звонков. Люди интересуются: почему услуги подорожали именно так, а не иначе.
Что изменилось для жителей многоквартирных домов, какие новые строки увидели они в «жировках» и кто в конечном итоге в ответе за подъезды? С этими и другими вопросами мы обратились к начальнику расчетно-информационного центра ГУП «ОЖКХ» Валентине Филипович.
– С начала года в жировках увеличились не только цифры, но и количество строчек. Новый Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» касается одной из самых непростых статей – «Техническое обслуживание жилого дома». Теперь вместо «Технического обслуживания» и «Пользование лифтом» стало пять строчек: их вывели в отдельные самостоятельные статьи расходов.
Обслуживание лифтов (там, где они есть) разделено на две статьи – энергия на движение лифта, которая будет рассчитываться исходя из количества жильцов, прописанных в квартире, и техническое обслуживание лифта (в зависимости от площади квартиры).
Отдельно придется платить за уборку мест общего пользования и за их освещение. Тарифы на эти услуги начисляются исходя из площади квартир. Считается, что жильцы являются собственниками, в том числе и общих территорий, прямо пропорционально площади своего жилья: чем больше квартира, тем выше сумма в жировке.
Со вторым пунктом все понятно: сумма, которая «набежала» в счетах на оплату коммунальных услуг напрямую зависит от фактического потребления электроэнергии в подъезде. Следовательно, теперь сами жильцы напрямую заинтересованы в том, чтобы устанавливать на тех же лестничных клетках энергосберегающие лампочки или датчики движения – ведь бесконтрольно горящий свет в подъезде «ударит» по собственному карману.
Что касается приборов учета потребленной элеткроэнергии для освещения мест общего пользования, то они установлены практически на всех жилых домах (за исключением тех, в которых небольшое количество квартир), а показания снимают специалисты энергетической службы. Если у жильцов есть сомнения или вопросы в правильности показаний, то они могут обратиться в ЖЭУ по месту жительства, и старший по подъезду либо лицо, уполномоченное жильцами, будет включено в комиссию и сможет принимать участие в снятии показаний с общедомовых электросчетчиков. Такая практика применялась нами при снятии показаний с групповых теплосчетчиков, и тогда именно таким образом все спорные вопросы удалось снять.
– Давайте более подробно поговорим о санитарном содержании вспомогательных помещений (уборка подъездов, подвалов, чердаков, технических этажей и помещений) за счет жильцов. Так кто и как теперь должен ее осуществлять?
– Вариантов достаточно много. Уборка может осуществляться как силами ГУП «ОЖКХ» по графику с оплатой через те же самые «жировки» или, к примеру, по договорам с частными компаниями, так и самими жильцами по графику. Если жильцы подъезда решат убирать самостоятельно, то новой строчки за поддержание санитарного состояния мест общего пользования в их счетах не появится.
– А если жильцы решат, а на самом деле не станут производить уборку вспомогательных помещений?
– Под предлогом самостоятельной уборки ничего не делать не получится. Чистоту и порядок в подъездах, подвалах, технических этажах будут контролировать санитарные службы со всеми вытекающими предписаниями в случае нарушений.
Кроме того, если жильцы подъезда заявят о решении убирать самостоятельно, а чистоты во вспомогательных помещениях по факту не будет, то коммунальщики могут навести порядок уже своими силами – а потом прописать сумму в тех же счетах на оплату коммунальных услуг.
Кстати, точно таким же образом в «жировках» могут появиться и расходы на текущий ремонт мест общего пользования, если нерадивые жильцы доведут подъезд до состояния, которое потребует этого ремонта, и не будут проявлять никакой инициативы по его выполнению.
К слову именно стоимость этих услуг сейчас жильцы оплачивают практически на 80 процентов, а государство дотирует только 20.
По большому счету, подъезд многоэтажки – такой же показатель ответственности хозяев, как и двор частного дома. Ситуация осложняется разве что тем, что в многоквартирном доме хозяев много. Однако за подъездом, как и за подворьем, тоже нужно ухаживать: наводить порядок и делать ремонт.
В настоящее время ГУП «ОЖКХ» проводит мониторинг общественного мнения среди жильцов многоквартирных домов, которые и будут в конечном итоге решать, каким образом лучше поддерживать порядок в своих подъездах. В ЖКХ уже поступило порядка десяти заявлений от жильцов, которые отказываются от услуг коммунальщиков в этом вопросе, а следовательно, будут самостоятельно убирать подъезды.
P.S. В свете последних событий, когда Президент Александр Лукашенко поручил ответственным государственным чиновникам еще раз проверить правильность и обоснованность расчетов стоимости жилищно-коммунальных услуг, мы будем информировать наших читателей о дальнейших изменениях, а также давать разъяснения по данной теме.
Комментарии (0)