29 Марта, 2024 Пятница

Цемент должен созреть

  • 25 февраля 2016 Экономика Русский 0

    Цемент — главный «продукт питания» для строительства. В промышленности без него тоже не обойтись, как без хлеба за столом. Это материал универсальный, незаменимый, особый. Во время строительства первых километров второй МКАД дорожники не без гордости объясняли: чтобы покрытие служило десятилетиями, по нему после укладки даже ступать нежелательно, тем более ездить.

    В течение месяца в нем будут происходить сложные физико–химические процессы: материал будет вызревать, схватываться. Примерно то же происходит в белорусской цементной отрасли, в которую с учетом названных качеств материала и постоянного спроса на него были вложены большие деньги. Процесс явно затянулся — так можно оценить итоги заседания коллегии Комитета государственного контроля, целиком посвященного этой отрасли и ходу выполнения поручений Президента относительно использования цемента в дорожном строительстве.

    ...На трех главных предприятиях отрасли — «Красносельскстройматериалы», Белорусский цементный завод и «Кричевцементношифер» — за 2012 — 2013 годы реализованы крупные инвестиционные проекты. Суммарный объем инвестиций превысил 1 млрд долларов, включая 370 млн долларов господдержки. Модернизация завершена, мощности предприятий с 3,5 млн т в 2007 году возросли до 8,5 млн т в 2014–м, без малого втрое. Но это теоретически. Реально линии Белорусского цементного завода в 2015 году были загружены только на 54,3 процента (при этом новые — только на 40,8), ОАО «Кричевцементношифер» — на 38,7 (новые — на 75,2), ОАО «Красносельскстройматериалы» — на 80 с небольшим. При этом кратно возросли убытки, финансовое положение предприятий неустойчиво.

    Экспорт упал на всех трех, суммарно снизившись за год на 11,7 процента. При этом, оказывается, мы закупаем немало импортного цемента: более 645,3 тыс. тонн в 2015 году. Но еще хуже показатели использования материала в дорожном строительстве. Этот уровень определил Президент: 10 процентов от производимого в стране материала. Но за год на эти цели использовано вдвое меньше: только 4,9. Сильно разнятся цифры по областям: от 43 процентов в Гомельской до... 1 (одного!) процента в Витебской... Исполнение доведенного показателя обеспечил лишь Минтранс и только за счет одного объекта, кольцевой дороги. Вывод очевиден и он прозвучал: задание Президента не выполнено. В чем причины?

    В неудовлетворительной работе на местах, считают в КГК. Когда формировалась программа эффективного использования мощностей цементной промышленности, еще не до конца была ясна «экономика» второй МКАД. Она формировалась фактически в ходе строительства. Но даже тогда бетонное покрытие хотя и было примерно на 5 процентов дороже асфальтового, экономия формировалась за счет длительной эксплуатации без ремонта. Теперь же, после значительного снижения цен на цемент, оно стало дешевле асфальтового.

    Впрочем, в последнее время ситуация меняется. Сегодня из бетона местные дороги и проезды в районах новостроек укладывают в Чаусах, Кричеве... Не исключено, что цементобетон будет использован при реконструкции магистралей.

    Любопытные цифры привел министр архитектуры и строительства Анатолий Черный. Он убедительно доказал, что модернизация была ненапрасна: производительность прогнозируемо возросла, а себестоимость снизилась. Но о прибыли в 50 долларов на тонне можно забыть. Сегодня цена цемента в Московском регионе сравнялась с его себестоимостью на наших заводах. Но с российского рынка нельзя уходить. Его надо держать. Как и поддерживать низкие цены на внутреннем рынке, иначе к нам хлынет цемент из России, где собственный газ позволяет применять более дорогой, «мокрый» способ производства.

    ...Выработка решений продолжится на иных уровнях государственного и отраслевого управления. Но при всей критичности прозвучавших оценок позволю себе оптимистичный финал. Мировой опыт показывает, что преуспевают, становятся развитыми экономики именно тех стран, где умеют выигрывать на процентах, долях процентов. Это требует напряжения сил. Это пойдет нам на пользу.

     

    ponomarev@sb.by

    Советская Белоруссия № 36 (24918). Четверг, 25 февраля 2016

    Автор: Виктор ПОНОМАРЕВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)