18 Апреля, 2024 Четверг

Оплата жилищно-коммунальных услуг по-новому: вопросы барановичан и ответы на них

  • 25 февраля 2016 Экономика Русский 0

    Через три года белорусы будут полностью оплачивать стоимость жилищно­-коммунальных услуг. Об этом официально заявил министр экономики Владимир Зиновский. При этом он обозначил три этапа перехода на 100-­процентное возмещение населением затрат на коммуналку. О начале первого каждый из нас узнал из полученных на днях квитанций.

    Как известно, с 1 января 2016 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-­коммунальных услуг». Согласно данному документу, с этой даты в извещении об оплате услуг ЖКХ появились новые строчки, по которым жильцы 100-процентно возмещают затраты на санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома; на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов; на электроэнергию, потребляемую на работу лифтов.

    Пересмотрены тарифы для населения за тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, электрическую энергию, газоснабжение (постановлением Совета Министров Республики Беларусь), субсидируемые государством тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению: техническое обслуживание жилого дома, капитальный ремонт жилого дома, холодное водоснабжение, водоотведение (решением Брестского облисполкома).

    Горожане, получившие квитанции по оплате услуг за январь 2016 года по новым тарифам, реально увидели, насколько они «потяжелели». У одних «коммуналка» выросла процентов на 30, у других – почти на 70% и выше.

    Эта информация у многих вызвала массу вопросов. Редакционный телефон не умолкал ни на секунду. Как только начальник ЖРЭУ Николай КОПЫТНИК заканчивал разговор с очередным собеседником и нажимал на кнопку, тут же раздавался следующий звонок на прямую линию «Нашего края».

    Николай Николаевич терпеливо разъяснял нюансы нововведений по оплате жилищно-коммунальных услуг. Самые актуальные вопросы и ответы на них мы предлагаем сегодня нашим читателям.

    Чтоб было прозрачно

    – Для чего так много новых граф появилось в квитанции за оплату коммунальных услуг? Может, эти дополнительные разделы во многом и повлияли на увеличение общей суммы? И что все-таки входит теперь в техническое обслуживание?

    – Введение новых граф, о которых вы говорите, позволило сделать содержание извещений на оплату услуг ЖКХ более понятным. Получив извещения, горожане ясно увидели, за что они платят. Для этого, к примеру, и разделили на отдельные составляющие такое прежде, возможно, непонятное для многих людей понятие, как «техническое обслуживание».

    Оно выделено в категорию услуг, включающих работы по поддержанию в исправном состоянии конструктивных элементов здания, инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы (за исключением лифтов), подготовку жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. То есть эта строка в извещении подразумевает только те виды работ, которые непосредственно оказывают влияние на техническое состояние здания и не могут быть выполнены самими жильцами.

    Из «технического обслуживания» выведено в отдельные услуги, которые теперь оплачивают жильцы, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома и возмещение затрат на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов. Услуга «пользование лифтом» заменена на «техническое обслуживание лифта».

    Когда имущество – общее

    – Почему плата за электричество и уборку лестничной площадки зависит от метража квартиры, а не от количества проживающих в ней людей? Чем это обосновано?

    – Плата за санитарное содержание мест общего пользования, дезинсекцию, дезинфекцию, дератизацию, а также возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, техническое обслуживание лифта теперь зависят от общей площади принадлежащего потребителю жилого и нежилого помещения.

    Места общего пользования, каким является и лестничная площадка, как часть общего имущества, – это собственность проживающих в доме горожан. Доля каждого жильца в этой общей собственности определяется соотношением общей площади квартиры к площади дома. При этом каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту).

    – Я живу одна в трехкомнатной квартире, а вынуждена платить за уборку лестничной клетки больше, чем мои соседи по площадке. Одна семья живет в двушке, и их трое, другая: муж и жена – в полуторке. Они же больше топчут, больше грязи носят, потому что их больше.

    – Вы не задумались, что эти новшества должны подстегнуть всех нас к экономии. Сегодня слишком много неоправданных потерь в сфере коммунальных услуг. Горит днем и ночью лампочка на лестничной площадке – ну и пусть горит, рассуждают многие, ведь я за нее не плачу. Теперь такое поведение вряд ли возможно.

    Но у вас есть альтернативный вариант: не только уменьшить плату за содержание и уборку вспомогательных помещений и мест общего пользования, а вообще за эту статью не платить.

    – Как?

    – Договориться жильцам и убирать эти помещения самим, не пользуясь услугами уборщицы ЖЭСа. Или найти другого исполнителя, который будет убирать на условиях, установленных договором между собственниками, нанимателями квартир и данным исполнителем. Гораздо меньше придется платить и за киловатты электроэнергии, если вы установите в местах общего пользования энергосберегающие лампочки или датчики движения.

    – Это я понимаю, но все равно не соглашусь с зависимостью размера платы за уборку от площади квартиры.

    – Данный подход используется с 1999 года и при начислении платы за техническое обслуживание жилого дома. Но это не только наше новшество. Чтобы вы знали: такой способ распределения расходов применяется также в Российской Федерации, Украине, Германии, Польше.

    На лифте не покатаешься

    – Почему размер платы за лифт зависит от количества квадратных метров квартиры, а не от количества проживающих в ней жильцов?

    – Потому что лифт, как часть общего имущества, – собственность жильцов. Ваша доля в этой общей собственности определяется соотношением общей площади квартиры к площади дома.

    Соответственно будет формироваться и плата за техническое обслуживание лифта. Хотя замечу, что принцип пропорциональности платы за техническое обслуживание квадратным метрам работает уже давно. Просто люди его не замечали, так как в прежних извещениях разноплановые услуги были объединены одной строкой.

    Если вы заметили, обслуживание лифта теперь выделено в отдельную услугу с расчетом по двум статьям: за само техобслуживание и за силовую электроэнергию, расходуемую на движение лифта.

    Плата за техобслуживание зависит от метража принадлежащей вам жилплощади, а сумма за электроэнергию – от числа зарегистрированных в вашей квартире жильцов.

    – Я это уже увидел. Почему такое разграничение? И почему такое дорогое техническое обслуживание в сравнении с платой за электроэнергию?

    – Потому что техобслуживание лифта сложное и в самом деле дорогостоящее. Это проверка и регулировка точности остановок по этажам, контроль уровня масла в редукторе, осмотр ограждения шахты, регулировка автоматических замков и контактов дверей шахты и кабины, проверка состояния канатоведущего шкива.

    А вот за силовую электроэнергию, расходуемую на движение лифта, платить придется по принципу «сколько наездили, столько и платите». Тут уже сумма поставлена в зависимость от количества жильцов. Поэтому одинокому владельцу квартиры такие затраты электроэнергии обойдутся в три раза дешевле, чем, например, семье из трех человек. Жители первых этажей от платы за электроэнергию, потребляемую на движение лифта, и от платы за техническое обслуживание лифта освобождены.

    – Это логично.

    – Мы живем на втором этаже девятиэтажного дома по Парковой. Никто из соседей – нас всего 9 человек – лифтом не пользуется, все ходим пешком. Возможно ли заблокировать кнопку вызова лифта, чтобы не платить за него?

    – Нельзя, потому что таким образом вы нарушаете права живущих на верхних этажах соседей. Например, кто-то захочет с девятого этажа спуститься в гости на второй или подняться со второго на шестой, а кнопка вызова окажется заблокированной.

    Что человеку делать? Но даже если все жильцы вашего подъезда примут решение отказаться от лифта, вы будете освобождены только от уплаты за электроэнергию, а за техническое обслуживание лифта платить все равно придется. Его техобслуживание выполняется постоянно, независимо от того, пользуетесь вы лифтом или нет.

    Обоснуйте!

    – Я живу в девятиэтажном доме по улице Тельмана, 177. Ответьте мне, пожалуйста, откуда взялся этот тариф: 700,6 рубля за один квадратный метр – за уборку лестницы? Из чего он складывается? Обоснуйте его. Пусть он повысился, но должно быть обоснование такому существенному повышению.

    – Тариф на санитарное содержание вспомогательных помещений рассчитан в соответствии с установленной периодичностью выполняемых работ, нормами времени на их выполнение. В связи с тем, что ваш дом оборудован лифтом и мусоропроводом, в расчет включена и уборка лифта и мусоропровода. Если для вас это дорого, советую организовать уборку мест общего пользования самим или принять решение закрыть загрузочные клапаны мусоропровода.

    – А кто у нас будет убирать? Я, например, с женой весной уезжаю на весь сезон на дачу. По соседству никто не живет, одна квартира продана, никто не въезжает. На первом этаже убирать никто сам не хочет, там постоянно грязно, мокро.

    – Вы имеете право при полном согласии всех собственников (нанимателей) квартир в подъезде найти другого исполнителя, который будет убирать места общего пользования в вашем подъезде на условиях договора, где вы можете указать и меньшую цену данной услуги.

    Такие разные суммы

    – Я живу в панельном доме по улице Энтузиастов, 64/1. Тепло наш дом получает от котельной по улице Энтузиастов. Получила квитанцию за отопление и подогрев воды по новому тарифу – сумма очень большая. А моя приятельница в Южном микрорайоне (её дом отапливается от ТЭЦ) за отопление заплатила гораздо меньше. В чем дело?

    – Дело в том, что предприятие «Барановичи коммунтеплосеть», или котельное хозяйство, заключило с вами прямые договоры на поставку тепла и подогрев воды. При начислении сумм за тепло и подогрев воды за январь котельное хозяйство руководствовалось постановлением Совета министров Республики Беларусь № 32 от 20 января 2016 года, которым тариф на тепловую энергию повышен с 1 января 2016 года и составил для населения 133 417 рублей за 1 гигакалорию. А ТЭЦ не имеет прямых договоров с населением, она продает тепло ЖРЭУ как организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, и пользуется постановлением Министерства экономики № 5 от 22 января 2016 года о повышении тарифов на тепловую энергию, которое вступило в силу с 31 января 2016 года.

    Вот почему потребителям тепла от ТЭЦ расчет был сделан таким образом: за 30 дней января они заплатили по старому тарифу, а за один день января, 31-е, по новому. Усредненный тариф составил 101 163,1 рубля за 1 гигакалорию.

    Та же ситуация у водоканала. Повышенный тариф на водоснабжение и водоотведение начал действовать с 28 января. То есть за 27 дней января они рассчитали потребителей по старому тарифу. А за четыре оставшихся дня месяца – по новому.

    – Я живу на Парковой. Почему моей родственнице в Северном микрорайоне за такую же, как у меня, двухкомнатную квартиру начислили гораздо меньше?

    – Квартира квартире рознь, хоть и двухкомнатная. Вы в каком доме живете?

    – В девятиэтажном, кирпичном.

    – А ваша родственница?

    – В девятиэтажном панельном.

    – Вот видите, нюансов много. Итоговая сумма в извещении зависит не только от того, какой дом, панельный или кирпичный, но от того, сколько израсходовано воды, электроэнергии, кто зарегистрирован в квартире, даже от вида лампочек. У одних в квартире энергосберегающие, у других – обычные. Так что тут уравниловки быть не может.

    Экономить – всем!

    – Я проживаю в семейном общежитии по Ленина, 30. У нас в квитанциях 65 тысяч рублей – только за уборку мест общего пользования. За что? Мы и так за всем следим, все чистенько, аккуратненько. И коридоры, и лестничные площадки, и кухни сами красим. На кухне приготовим – и сразу ее на ключ. У нас порядок. Мы согласны и сами убирать.

    – Пожалуйста, мы не против, тем более что указ 535-й это позволяет сделать. И лампочки энергосберегающие устанавливайте, чтобы удешевить затраты.

    – А нельзя ли установить электросчетчики на коридоре, на каждый блок?

    – Можно, но надо всем жильцам заказать проект и получить согласования у всех служб. Данная услуга будет осуществлена за счет жильцов.

    – Я живу в доме 32а по улице 50 лет ВЛКСМ. Получили мы квитанции за оплату коммунальных услуг. 4 тысячи рублей начислено за электроэнергию мест общего пользования. Причем сумма эта начислена в зависимости от квадратных метров квартир.

    – Правильно. Будете экономить, она будет меньше.

    – В том-то и дело, что мы экономим, наш подъезд установил датчики движения, а два других подъезда не экономят. А платим, вышло, – одинаково. Так что ж это за стимул?

    – Экономить надо всем домом, всеми подъездами, тогда будет эффект. Договаривайтесь со своими соседями, убеждайте их в необходимости уменьшения затрат. Тогда и суммы к оплате будут меньшими. Все жильцы дома – собственники общего имущества и должны все вместе участвовать в расходах, а также принимать меры по их уменьшению.

    – Скажите, какой минимум работ должна выполнять уборщица подъездов и с какой периодичностью?

    – Уборщица подъезда должна производить сухую уборку мест общего пользования 2 раза в неделю, мойку мест общего пользования – 2 раза в месяц. Сухая уборка включает в себя уборку от случайного мусора лестничной площадки, маршей (выборочно в местах наличия мусора). Мойка лестничной клетки – влажное подметание от мусора, мойка лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочной камерой мусоропровода.

    – Что входит в уборку дворовой территории?

    – Подметание проезжей части и пешеходных дорожек, уход за зелеными насаждениями, детским игровым оборудованием, малыми архитектурными формами, скамейками, стойками для сушки белья и т.д. Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома, то есть уборка придомовой территории, осуществляется за счет местных бюджетов.

    А вот если земельный участок вокруг дома принадлежит ЖСПК, товариществу собственников или передан им в аренду, то уборку данной территории этот владелец будет осуществлять за собственные средства.

    Тарифы одинаковы для всех

    – Мы живем в кооперативном доме по Наконечникова, 39. Скажите, распространяются ли решения 535-го указа на жильцов домов ЖСПК? Может, есть какие-нибудь скидки по оплате за техническое обслуживание и электроэнергию? Я, например, инвалид второй группы.

    – Действие указа № 535 распространяется на всех без исключения, в том числе и на жильцов ЖПК, ЖСПК. Тарифы, установленные законодательством, также одинаковы для всех: и для проживающих в коммунальных домах, и для жильцов ЖСПК. Специальных скидок для инвалидов второй группы по оплате коммунальных услуг нет, за исключением тех льгот, что предусмотрены законодательством.

    Но на собрании жильцов вашего ЖСПК вы можете упорядочить многие затраты, например, принять решение об установке энергосберегающих, светодиодных лампочек в местах общего пользования, датчиков движения и т.д.

    Лишняя квартира

    – Я – пенсионерка. У меня есть однокомнатная квартира, в которой никто не прописан. Получила квитанцию с очень большой суммой за услуги. Если пропишу туда сваху или квартирантов,

    снизят ли мне оплату за услуги?

    – Нет. Снизят их только в том случае, если вы зарегистрируете в своей квартире членов семьи: детей, супруга, родителей либо зарегистрируетесь сами.

    Срок оплаты

    – За коммуналку стал платить около миллиона рублей. Думаю, не один я такой. Может, стоит сдвинуть сроки оплаты?

    – Увы. Сроки оплаты услуг ЖКХ установлены законодательством Республики Беларусь и договорами на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Согласно этим документам оплата услуг должна производиться ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным, в полном размере.

    В ТЕМУ

    Брестская область может раньше других регионов выйти на полное возмещение затрат по производству жилищно-коммунальных услуг.

    «Фактически за 2015 год у нас возмещение составило 29,2%. Исходя из тех тарифов, которые существуют сегодня, мы видим, что по итогу 2016 года выйдем примерно на 50% возмещения, а в перспективе первее других поэтапно придем к полному возмещению затрат», – сказал замгендиректора областного управления ЖКХ Александр Морозов, БЕЛТА.

    В соответствии с действующими тарифами в настоящее время население Брестской области компенсирует 100% затрат на услугу «обращение с коммунальными отходами» (в 2015 году – 86%).

    Возмещение услуги по техническому обслуживанию жилфонда составляет 90,4% (42,1%), техобслуживанию лифта – 77,1%, по канализации – 72,6% (17,7%), холодному водоснабжению – 70,4% (23,4%), тепловой энергии – 12,6% (10,3%).

    По ряду услуг у нас самая низкая себестоимость по республике.

    ТОЛЬКО ЦИФРЫ

    НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЖИТЕЛИ БАРАНОВИЧЕЙ ВОЗМЕЩАЮТ:

    72% затрат – на техническое обслуживание жилфонда (в 2015-­м – 48%);

    34,5% – на холодное водоснабжение (в 2015-­м – 37,4%);

    40,4% – на канализацию (в 2015-­м – 37,3%);

    15% – на тепловую энергию (в 2015-­м – 11,1%).

    СТАЛО ИЗВЕСТНО…

    Президент Беларуси Александр Лукашенко 22 февраля, заслушав доклад о налоговой и акцизной политике в 2016 году, выразил возмущение по поводу ситуации с тарифами на ЖКУ.

    Александр Лукашенко поручил, чтобы к 1 марта председатель КГК, глава Администрации Президента, премьер-министр представили ему расчеты тарифов ЖКУ. «Вывоз мусора, освещение, лифт, уборка, тепловая энергия, теплая и холодная вода, газ, электроэнергия – все подсчитать и положить мне эти тарифы», – сказал глава государства.

    Автор: Светлана ГИЛЬНаш край

Комментарии (0)