02 Мая, 2024 Четверг

Проблемная перспективность

  • 26 февраля 2016 Экономика Русский 0

    Многие белорусские промышленные предприятия с модернизированными мощностями сейчас далеко не успешны в производственно-экономической деятельности и переживают переломный период своего развития. Среди них и многолетний флагман Могилевщины по выпуску плодоовощных консервов – ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», продукция которого в новом веке стала выпускаться под торговыми марками «Хозяин-Барин» и «Закатки с грядки».

    На предприятии  установлено современное высокотехнологическое оборудование немецкого и итальянского производства для консервирования плодов и овощей. Здесь внедрена и сертифицирована система управления качеством и безопасностью производства и хранения продукции на основе анализа рисков и критических контрольных точек (HACCP).

    Но завод в последние годы не увеличил результативность деятельности. Наоборот, значительно снизил объемы выпуска продукции и оказался среди неплатежеспособных аутсайдеров сферы перерабатывающей промышленности. Способствовали тому различные причины объективного и субъективного плана. В том числе и просчеты в выпуске и сбыте продукции.

    Как результат предприятие-банкрот вынужденно вошло в процедуру  санации – восстановления платежеспособности. К сожалению, за более чем годовую историю санации так и не решился главный  вопрос: «Каким путем восстанавливать предприятие и в какой срок оно вновь станет платежеспособным?»

    Сегодня отвечать на него приходится новому антикризисному управляющему завода. Несколько месяцев назад по постановлению экономического суда области на эту должность назначен Александр Морозов. Им выделено несколько проблемных моментов на пути оздоровления предприятия.

    – Среди наиболее острых, – считает Александр Владимирович, – практически полное отсутствие сырья. По сути, в прошлом году его заготовка была провалена. Как из-за неблагоприятных климатических условий, так и по другим причинам, в том числе и субъективным. В итоге  – «рекордные» 40–60% от годовой потребности завода в сырье.

    Этот результат сказывается теперь и на складском запасе товарной продукции. Таковым его можно считать лишь номинально. Есть остатки готовой продукции. Но это так называемые «неликвиды», которые сейчас продать очень тяжело, в том числе и по причине сезонного спроса.

    Ситуация усугубляется почти полным отсутствием оборотных средств. Поскольку предприятие находится в процедуре санации, дополнительное финансирование затруднено ввиду недоверия финансовых организаций. Поэтому деньги поступают только за реализованную продукцию. В таких условиях ставка делается на привлечение давальческого сырья.

    На этой основе на завод заво-зится фасоль, горох, в планах и кукуруза. Кроме того, решается вопрос с производством товаров под другими товарными марками. Проведены переговоры о выпуске консервированного зеленого горошка под известным брендом. Есть перспектива производить под ним также различные маринады и другие товары.

    Что же касается заготовки для завода сырья в целом, то ситуация с ним должна претерпеть существенные изменения. Разработана программа обеспечения предприятия сырьем на текущий год. В ней учитывается не только количество посевных площадей под определенные виды растениеводческой продукции в сельхозорганизациях Быховщины (в том числе заводском филиале «Мокрянский», имеющим более 6,5 тыс. пахотных земель), других районах области, но и заключение контрактов с фермерскими хозяйствами региона, а также с населением.

    Программой предусматривается возделывание для завода на полях сельскохозяйственных предприятий района кабачков. Пока в небольшом объеме. Но это уже гарантированная поставка на предприятие еще одного вида своего сырья. Планируется пополнить список и «зеленой» группой – щавелем, петрушкой, укропом, базиликом. Прежде она даже и не рассматривалась в качестве одного из местных сырьевых видов, и на ее приобретение ежегодно затрачивались определенные средства. К слову, обеспеченность завода сырьем местного производства составляла в прежние годы около 50% от необходимого объема.

    В спектре же выпускаемой Быховским консервно-овощесушильным заводом продукции переориентация, по заверению его антикризисного управляющего, не предвидится. Ассортимент завода составляет более 200 наименований плодоовощных консервов, соков, повидла, варенья, закусочных и обеденных консервов, маринадов, томатной пасты и соусов.

    Намечается, правда, технический момент перехода на новые виды тары, что диктуется условиями рынка. В частности, планируется производство продукции в ламинистерной упаковке. В первую очередь из-за ее практичности – упакованный в нее продукт не только хорошо хранится, но и практически мгновенно разогревается в духовом шкафу или микроволновой печи. Разработан уже и ассортиментный перечень товаров под новую упаковку. В нем 24 наименования продукции мясо-растительной направленности: различные каши с мясом, плов, голубцы ленивые, а также мясо цыпленка с овощами и в собственном соку, колбаски, сосиски.

    На заключительном этапе проработка вопроса о выпуске  тушенки. Предполагается, что производиться она будет в двух видах тары – стеклянной и  жестяной банке.

    На должном уровне остается качество выпускаемой предприятием продукции. Свидетельство тому – премия потребительского признания «Народная марка» Беларуси 2016 года. В номинации «Овощные консервы» завод был удостоен диплома I степени.

    Естественно, и сбыт продукции под особым вниманием обновляемого менеджмента завода. Ведется определенная работа по его расширению не только в Беларуси, но и России. В частности, планируется открыть торговый объект на одном из московских оптовых рынков.

    Обновляется и в целом состав работников предприятия. Здесь сейчас работают около 200 человек, стремящихся к восстановлению былых позиций. «Перспективы, – считает антикризисный управляющий завода Александр Морозов, – для этого есть. Необходимы настойчивость, упорство и труд. Все остальное зависит от нас самих».

    Анатолий СЕДЫШЕВ (фото).

    Автор: Михаил ХАЛАМОВ.Могилевская правда

Комментарии (0)