20 Апреля, 2024 Суббота

Где жить или не жить? Белорусы строят жилья больше, чем могут себе позволить

  • 29 февраля 2016 Экономика Русский 0

    «В жилищном строительстве придется совершить революцию…» – считает белорусский экономист и политолог Леонид Заико.

    Опыт поколений

    Основные тезисы эксперта таковы: «Белорусы строят жилья больше, чем могут себе позволить. Их не останавливают ни высокие цены, ни постоянные кризисы. Если ситуацию не изменить, то нас ждут серьезные социальные потрясения… В стране сегодня социальная потребность в жилье превышает экономическую. До сих пор нет понимания следующего факта: если мы выйдем на реальные региональные издержки по оплате жилья, то у нас резко снизится спрос на жилье…»

    Мнение опрошенных нами строителей по данной теме было кратким: «Есть спрос – наша задача обеспечить предложение. Что мы и делаем».

    Специалисты говорят, что на вторичном рынке жилья в Мозыре цены упали на 30-50%. В новых домах в результате колебания курса доллара квадратный метр отдельным везунчикам обошелся в итоге почти в 300$, и такие цены неизбежно давят на «вторичку». В результате те, кто приобретал несколько квартир в долевых домах с целью перепродать с двойной выгодой, сегодня столкнулись с проблемой «хотя бы свое вернуть».

    «У нас работает эффект бедного и голодного человека – построить квартиру, сесть в нее, а дальше уже как получится…» – продолжает экономист. Не будем строго судить наших граждан, переживших на своем веку развал страны, потерю сбережений, дефолты, кризисы, войны в соседних странах, рикошетом бьющие по нам и вызывающие одно желание – хоть как-то спасти и обезопасить заработанное – без всякой иронии – непосильным трудом. Отсюда историческое стремление жить в столице: зарплаты, по отчетам Белстата, там выше, работы больше, разве что снабжение продуктами теперь всюду одинаково разнообразное – пропала необходимость за колбасой и сыром ехать в столицу.

    Наверно, в каждом исполкоме и УКСе вам расскажут историю про бабушку, которая с парой-тройкой тысяч у.е. пришла строить долевое жилье: «Если не хватит, продам дачу…» Сегодня брошенных «домиков в деревне» сотни – молодежь в лучшем случае «на шашлыки» приезжает.

    Но на все разумные аргументы ответ один: «Нам главное вскочить…»

    Другая крайность: став обладателями жилья, люди абсолютно не знают или не хотят знать известный принцип: «Собственность обязывает». Известный прием: приватизируется ветхое строение в надежде на снос и получение солидной компенсации или квартиры. А строители все не идут и не идут. Начинаются претензии к властям и требование «проявить заботу о людях», хотя самый логичный довод: «Вы стали хозяевами, вы и должны заботиться о своей собственности сами в первую очередь. Тем более видели, что покупали».

    Словом, по мнению Леонида Заико, у большинства белорусов неправильное экономическое мышление, которое, в свою очередь, сформировано неверной экономической политикой государства. В России люди уже начали соотносить свои экономические возможности с социальными потребностями. В Беларуси же не только население, но даже правительство не пришло еще к этой мысли.

    Личная жилищная политика

    Итак, в стране взят курс на полное возмещение коммунальных услуг населением. По словам эксперта, очень скоро люди просто не смогут содержать свои построенные квартиры, но об этом сегодня почти ни-кто не задумывается. Проблема за-ключается в том, что в погоне за квадратными метрами белорусы тратят столько, сколько никогда бы себе не позволил потратить житель Европы, зарабатывающий в несколько раз больше.

    Самое время вспомнить свой жилищный опыт. В Мозырь приехал по распределению. В 1993 году пришел становиться на очередь, и меня сразу огорошили – построить можно только кооперативное, т.е. за свой счет, иначе ждать придется пару десятков лет. «И моложе вы не станете…» Признаюсь, осознание того, что за строительство своей квартиры придется платить, когда «в те годы» получали бесплатно, давалось тяжело – пугала неизвестность и где взять деньги.

    В итоге те, кто быстро разобрался в новой системе, успели построить себе даже несколько квартир, используя лазейки в законодательстве. Но остались и стойкие приверженцы советской государственной распределительной системы: они и сегодня стоят в очереди на улучшение жилищных условий.

    Знаком и с теми, у кого в итоге распалась семья из-за нерешенного жилищного вопроса по причине личной принципиальности.

    Вывод: надо слушать советы специалистов и не бояться наводить справки.

    Полученная двухкомнатная квартира жилой площадью 28 кв. м казалась маленькой (у родителей такая же по комнатам – 32 кв. м), но когда надо заплатить за каждый метр 617 рублей (и это, скорее всего, не предел) только за техобслуживание лифта, теснота уже не кажется недостатком.

    Как-то решили, что хорошо бы вчетвером переехать из двухкомнатной в трехкомнатную квартиру. Потому что на кухне семьей из четырех человек всем вместе сесть пообедать невозможно – тесно. А в зале младшего сына пришлось уложить спать на раскладушку: нет места для мебели. Когда узнали суммы, то сразу решили, что и здесь неплохо, поэтому в долги влезать не будем, лучше ремонт сделаем хороший. А там и кризис начался, так что не было бы счастья…

    Через несколько лет старший сын уехал учиться в Минск и, как нормальный столичный студент, не горит желанием возвращаться на историческую родину. Пройдет 5 лет, и настанет очередь младшего… И если для нас, родителей, личный квартирный вопрос не актуален, то проблема «как устроены дети» все равно будет нас волновать, как и любого белорусского родителя. Наверно, решать ее стоит начать с правильного выбора профессии своими детьми…

    Словом, окольными путями постигли мудрость Далай-ламы: «Не всегда то, что вы хотите, вам обязательно необходимо».

    Сегодня в нашем доме хватает 3- и 4-комнатных квартир, где от больших семей остались только родители, которые через несколько лет станут пенсионерами. Аккурат к моменту, когда за коммуналку придется платить 100%. Здание дома тоже моложе и лучше не становится – дополнительные расходы. Останется либо сдавать комнаты внаем, либо размениваться с доплатой на что-то поменьше, чтобы вырученные средства отдать детям – на строительство уже их жилья или просто в качестве финансовой помощи. Заодно подумать: стоит ли строить детям жилье, если они не собираются возвращаться домой?

    Давай, молодежь!

    По мнению экономиста, молодое поколение должно быть мобильным. Расцвет американской экономики обусловлен и тем, что люди постоянно передвигаются по стране в поисках перспективной работы: за 100$ прибавки к зарплате готовы менять Атлантическое побережье на Тихо-океанское и наоборот.

    Но у нас выпускникам вузов родители строят собственные квартиры: вместо мобильности получается привязка к одной точке. Мозырь здесь не исключение: мамы и папы студентов из Лельчиц, Ельска, Наровли также стараются приобрести здесь жилье для своих детей. Леонид Заико считает, что такая неверная жилищная политика никак не мотивирует молодое поколение на экономическую активность, а подвигает на иждивенчество.

    Одно из решений – строительство арендного жилья. Пару лет назад в Минске все квартиры в одном таком доме отдали программистам. На возмущение очередников последовал резонный ответ: «Вы хотите, чтобы они уехали из страны?» В апреле прошлого года стоимость одного месяца проживания в самой дорогой квартире коммерческого использования в Мозыре на ул. Веры Хоружей была 1,1 млн. рублей. Дорого? Такая же на ул. Студенческой обойдется в 130 долларов США. Умножаем на курс и видим, что съемное жилье в два с лишним раза дороже. В сельской местности вообще даром: 80-120 тыс. рублей в месяц.

    Вот только в 2015 году в Мозыре не было построено ни одного такого дома, а в этом году запланирован один на второе полугодие. Опять же – при наличии финансирования. Так что мобильность хорошо бы подкреплять арендными квартирами, потому что пока получается: собственное жилье, которое просто так не оставишь, есть, но работы нет.

    Очередное «надо подумать»…

    http://www.mazyr.by/

    Автор: Дмитрий КУЛИКЖыццё Палесся

Комментарии (0)