27 Апреля, 2024 Суббота

Эксперты назвали 2015-й годом "высокого пригона" новых автомобилей из России

  • 01 марта 2016 Экономика Русский 0

    Времена, когда автомобиль считался роскошью, а не средством передвижения, давным-давно прошли. Сегодня в Минске количество машин на тысячу человек составляет 416, а это уже на 36 больше, чем было в свое время заложено в генеральном плане развития города. Впрочем, удивляться тут нечему: минувший год был наиболее выгодным для тех, кто решил пополнить или обновить персональный автопарк. Эксперты даже назвали 2015-й годом «высокого пригона» новых автомобилей из России. Сами дилеры и перекупщики от ситуации не в восторге и ждут, когда же соседи поднимут цены, иначе наш рынок может обвалиться вдвое.

    Еще лет пять назад человек, желающий купить машину, отправлялся либо на авторынок за «бэушкой», либо в салон за новенькой моделью. При этом рынок был строго ориентирован на Запад. Никто и предположить не мог, что пройдет всего год-другой и наши покупатели начнут сметать содержимое российских автосалонов в радиусе 600—800 километров от государственной границы. Девальвация российского рубля в один миг сделала автомобили очень «вкусными» и привлекательными. Вспоминаю 2011-й, когда покупала на рынке в Ждановичах свою «ласточку»: шестилетний Citroёn C3 обошелся мне в 7500 евро. Спустя два года за такие деньги я могла бы стать владелицей новенькой машины, пусть и собранной не на европейском заводе. Между тем наши автодилеры не переставали стонать: россияне загнали их в убытки, сделав машины в салонах совершенно неконкурентоспособными по цене. В Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) подвели итоги за 2015 год, который по некоторым показателям оказался рекордным. Судите сами: во-первых, последние несколько лет покупки автомобилей за рубежом составляли более миллиарда долларов, и лишь в прошлом году этого показателя не достигли. Во-вторых, соотношение – ввоз новых машин и покупка «бэушек» – практически сравнялось, чего не было очень давно. В-третьих, 90% всех ввезенных автомобилей попали к нам из России. 

    Особого оптимизма среди автодилеров сегодня не наблюдается. Напротив, настроения у продавцов довольно пессимистичные. Начальник отдела продаж ООО «Хендэ АвтоГрад» Руслан Пляскунов не скрывает, что в компании ожидают падения продаж минимум вдвое: 

    — Сегодня рынок определяют два фактора: прежде всего, разбежка цен у нас и в России, а кроме того, падение платежеспособности покупателей. За прошедший год нам не удалось договориться с компанией о снижении стоимости, и вряд ли можно этого ожидать, пока на рынке не изменится конъюнктура. Впрочем, по тем позициям, которые подешевели у соседей, наши цены тоже стали ниже. Полагаю, скорого выравнивания ситуации не произойдет, на это уйдет не менее двух-трех лет. Сегодня мы иногда продаем машины «в минус», а все условия на рынке диктует клиент. 

    Специалисты полагают, что поднять долларовые цены на автомобили в России могла бы увеличившаяся стоимость нефти. А пока разница на модели в Беларуси и у соседей будет составлять 10—15 тысяч долларов, наши граждане по-прежнему будут оставлять деньги в чужих салонах. В БАА, например, и вовсе считают: если российские партнеры не сделают выводов по итогам работы прошлого года, впору ожидать очередной ценовой войны. В ассоциации, по самому оптимистичному прогнозу, предрекают падение продаж новых автомобилей на 10%, в худшем случае – на 30%. К слову, эксперты едины во мнении: повторение российского сценария у нас неминуемо. А там по итогам 2015-го продажи сократились на рекордные 36,2%. Рост курсов доллара и евро и падение цен на нефть оказали существенное влияние на положение автодилеров, которые были вынуждены увеличивать цены. В результате к концу года средняя цена нового легкового автомобиля в России достигла отметки в 1,2 млн рублей. Это примерно 16 200 долларов. 

    Несмотря на сложившуюся ситуацию, некоторые крупные покупатели констатируют: сегодня далеко не все белорусские дилеры готовы идти на уступки. Автопарк компании «Белеврорент» составляет около 200 автомобилей, средний возраст которых не превышает 15—17 месяцев. По словам директора Дмитрия Неверкевича, ежегодно организация покупала 70—80 новых автомобилей внутри страны. Когда случился кризис на рынке, а в России обвалились цены, единицы из продавцов в Беларуси готовы были пойти на уступки и предложить сопоставимые условия:

     — К сожалению, несколько раз мы натыкались на такие ситуации, когда продавцы просто говорили: «цена такая-то, и это последнее слово». В результате мы были вынуждены уйти на соседский рынок, где нам смогли предложить выгодные варианты. 

    По мнению специалиста, нашим автодилерам не стоит надеяться на то, что в России наступят совсем сложные времена и производители начнут массово сворачивать производство. Да, концерны сейчас терпят убытки, но при этом они готовы работать с внутренней себестоимостью. В отличие от наших продавцов, которые, имея рублевую себестоимость, привязывают свои цены к валюте. Мы задали вопрос специалистам российского аналитического агентства «Автостат», увеличится ли в России число белорусских покупателей в этом году? Начальник отдела аналитики Андрей Топтун убежден: роста однозначно не будет, так как существенно изменились соотношения курсов валют. При этом, акцентирует внимание эксперт, всплеск продаж на белорусском рынке был спровоцирован низкой долларовой ценой в России, а сейчас эта разница исчезает. Кроме того, аналитики не уверены, насколько отразятся повышенные у нас ставки утилизационного сбора, и предрекают падение белорусского авторынка вслед за российским.

     

    МНЕНИЕ

    Сергей МИХНЕВИЧ, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации:

    — Говорить, что мы будем счастливы, если россияне поднимут цены на автомобили, будет неверно. Белорусские дилеры ожидают выравнивания цен. Сегодня динамика роста стоимости автомобилей у соседей, которая началась в январе—феврале, набирает обороты. Разумеется, это удорожание скажется на нашем рынке, особенно во втором полугодии. За счет чего мы ждем выравнивания? Смотрите: когда импортер в России делает какое-то специальное предложение на конкретную марку автомобиля, он делает его за свой счет, в убыток или нет, и эта цена становится ниже белорусской. То есть это некие акции и распродажи. Подняться цены могут за счет отмены подобных скидок либо за счет того, что стоимость поднимут сами производители. Мы за то, чтобы российские импортеры и дилеры правильно планировали свою работу и не занимались распродажами складов в убыток. 

    Сейчас у соседей уже нет переизбытка товара, нет нужды очищать склады. Это благо для нас. Но тамошние производители начинают поднимать цены в российских рублях. Это уже не благо, потому что автоматически цены растут и у нас. Еще один фактор, который приводит к удорожанию, — укрепление российского рубля к доллару. 

     

    ЦИФРЫ

    В прошлом году в Беларуси было официально продано 26 190 новых автомобилей. В 2014-м эта цифра составила 24 650. При этом доля продаж белорусских дилеров катастрофически снизилась. Так, например, в январе 2016-го на учет поставлено 25 новых автомобилей Audi, при этом наш дилер продал 13, остальные ввезены из России. Из 43 новых автомобилей Mercedes только один удалось реализовать здешнему дилеру, из 47 BMW — в Беларуси продано всего две машины.

     

    А КАК У НИХ?

    По данным российского аналитического агентства «Автостат», среди официально представленных на российском рынке автопроизводителей в период с 20 января по 20 февраля цены поменялись у тридцати. При этом не повышали и не понижали стоимость продукции только пятнадцать брендов.

    Американский Ford поднял цены на автомобили производства 2016 года. В зависимости от модели повышение составило от 3 до 6%. Также на несколько процентов выросли цены у корейских Hyundai, KIA, немецкого Mercedes-Benz и японской Toyota. Японский премиальный бренд Lexus увеличил цены от 1,9 до 6%. В то же время у некоторых производителей одни модели подорожали, а другие, наоборот, подешевели. Так, Infiniti снизила цены на некоторые седаны и кроссоверы на 1,9—9,2%, а на другие увеличила на 2,6—5,9%.

     

    konoga@sb.by

    Автор: Полина КОНОГАРэспубліка

Комментарии (0)