29 Марта, 2024 Пятница

Цена до востребования

  • 23 марта 2016 Экономика Русский 0

    Прошло два месяца с тех пор, как правительство отменило ценовое регулирование ряда социально значимых продовольственных товаров: хлеба, мяса, куриных яиц, молочных продуктов, детского питания. Аргументация была железной: сегодня на рынке представлен «широкий ассортимент продукции разного ценового сегмента» плюс существует серьезная конкуренция среди производителей

    Конечно, в магазинах и на рынках на данный момент есть всё. На любой вкус. Но были опасения, не воспользуются ли некоторые торговцы поблажкой и не взвинтят ли цены. Особенно это касается магазинов шаговой доступности. Я обошел два десятка магазинов разных форматов и могу свидетельствовать: цены не взлетели. Напротив, больше стало всевозможных акций по снижению стоимости: на вареную колбасу, сосиски, сардельки и другие мясные изделия. Кстати, цена продуктов в розничной сети приятно удивила по сравнению с рынком. Дешевле, причем по многим позициям.

    А что же показывают официальные мониторинги и сравнение цен на одинаковые продукты в различных торговых объектах? Недавно управление антимонопольной и ценовой политики совместно с Главным управлением потребительского рынка Мингорисполкома провели подобный анализ. Он показал: действительно, отмечается некоторый рост потребительских цен на продовольственные товары. Но такая ситуация обусловлена несколькими серьезными причинами. Во-первых, поставщики (в том числе из регионов) стали отпускать продовольствие по более высоким ценам. Во-вторых, все-таки магазины после отмены ценового регулирования применяют различные торговые надбавки.

    В-третьих, стоимость новых партий товара, поставляемого импортерами (те же фрукты и овощи), зависит напрямую от страны происхождения и курсов иностранных валют. И последнее — цена потребительских товаров в рознице поднимается, если их приобретают через посредников.

    Но так ли уж остро стоит проб­лема повышения розничных цен? Этот вопрос я адресовал замес­тителю начальника управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома Николаю Крыжевичу.

    — Мы ожидали, что цены, уйдя на свободу, рванут вверх, но этого не произошло, — сказал Николай Васильевич. — Первоначально, пользуясь полученной свободой, некоторые торговые объекты небольшие подвижки произвели. Например, торговая надбавка на молоко была 8-11 процентов, а отдельные субъекты хозяйствования попытались поднять ее до 11-15. Но это были единичные случаи. Большинство же торговых сетей надбавки не поднимали. Наоборот, они понимают, что надо бороться за клиента. Сегодня доходы населения сильно не растут. Статистика об этом говорит. В магазинах одной известной сети уже применяют надбавку на молоко в размере 6 процентов. Ведь человек, пришедший за молочной продукцией, возьмет рядом лежащее печенье, конфету, одновременно купит еще что-то. Конечно, цены производителей немного изменились в сторону повышения. Эту информацию мы отслеживаем. Но те же поставщики тоже имеют свои проблемы. Ведь импортная составляющая присутствует даже в продовольственном товаре, который производится в Беларуси. Энергоносители у нас также привязаны к доллару. Производители вынуждены поднимать цены. Но покупательский спрос диктует условия и для них, и для торговли. Та же розница, если находит производителя с более низкой ценой на сметану или молоко, может поднять торговую надбавку, но в то же время вынуждена смотреть, по какой цене продается подобный товар у соседей. И этот момент играет большую роль в сдерживании цен.

    В этом я мог убедиться, когда посещал магазины и разговаривал с покупателями. Многие из них если и сетовали на повышение цен на некоторые продукты, то совсем незначительное.

    Например, пенсионерка Вера Николаевна, с которой мы пересек­лись в одном из торговых объектов в Чижовке, была приятно удивлена, что ее любимые молочные сосиски стоили на акции всего 38.900 рублей (ранее 56.800), а сыр «Российский» — 69.900 руб­лей (в других точках — 94.000).

    В магазине на улице Маяковского я познакомился с Александром, покупавшим свинину в разрубе по 54.900 рублей за кило. По его словам, чуть раньше он брал такое же мясо на акции всего за 49.900. Кстати, в центре Минска в одной из мясных кулинарий в течение нескольких дней цена на свинину в разрубе не менялась — 54.900 рублей. Что касается фруктов, то белорусские яблоки я видел в торговых точках по 11.000.

    Как говорится, спрос рождает предложение, но он же и регулирует его. Если рынок предлагает много товаров, то у потребителя всегда есть право выбора. По нормальной цене. Продавец вынужден ее регулировать в сторону снижения, чтобы не прогореть. По-другому не бывает. Это рыночный закон.

    Ну а если по-другому, то в силу может вступить иной закон. Минторг имеет право устанавливать предельно допустимые цены на социально значимые продовольственные товары, но на период не более 90 дней в течение одного года.

    Автор: Дмитрий МАЛИНОВСКИЙМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)