24 Апреля, 2024 Среда

Вариант, который устроит всех

  • 25 марта 2016 Экономика Русский 0

    Планку пенсионного возраста повысили у себя большинство стран мира. Каждая делала это с учетом своих особенностей — демографических, экономических, культурных. Теперь перед необходимостью проведения подобной реформы стоит и Беларусь. О том, как это сделать, в настоящий момент идут жаркие дискуссии, тем не менее определенная картина уже вырисовалась. Президент недавно признался, что ему больше импонирует мягкий тип преобразований, который не будет связан с серьезным дискомфортом для тех, кто готовится уйти на заслуженный отдых, — увеличение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и до 58 лет для женщин. При этом и ширину шага при совершении пенсионной реформы Александр Лукашенко предложил максимально безболезненную — за год прибавлять по полгода и в итоге уложиться в 6—7 лет.

     О повышении пенсионного возраста и об особенностях этой реформы мы решили поговорить с человеком, который в Правительстве курирует вопросы социальной политики, — с заместителем Премьер-министра Натальей Кочановой.

    — Наталья Ивановна, увеличение пенсионного возраста — зачем нам надо идти на этот шаг?

     — Несомненно, основополагающими моментами являются демографическая и экономическая ситуации, которые складываются в нашей стране. И если говорить о цифрах, то ныне четверть населения Беларуси — это люди пенсионного возраста. На 9,498 млн человек, проживающих в стране, у нас 2,592 млн пенсионеров. Для того чтобы вы понимали всю сложность ситуации, приведу такую цифру: в 1960 году пенсионерами у нас было 13 процентов населения.

    Сегодня мы видим, что количество населения в трудоспособном возрасте уменьшается, а количество пенсионеров — увеличивается. С одной стороны, это очень хорошо, потому что люди живут дольше, увеличивается продолжительность жизни — для женщин она уже составляет 78,4 года, а для мужчин — 67,8. Но при этом следует понимать, что нагрузка на людей, занятых в экономике, тоже увеличивается. Пенсии ведь у нас выплачиваются из Фонда социальной защиты населения, а он формируется за счет отчислений тех людей, которые сегодня заняты на рынке труда. Это так называемый принцип солидарности поколений. Предыдущие поколения работали, чтобы содержать тех, кто уходил на пенсию в прежние годы, сегодня мы с вами работаем для того, чтобы содержать тех, кто находится на пенсии в наши дни. Когда нам с вами придет время уходить на пенсию, ради нас будут трудиться те поколения, которые придут за нами на наши рабочие места. Следует также понимать, что ФСЗН — это не только выплата пенсий, это еще и выплата пособий.

    — Что нам даст повышение планки пенсионного возраста?

    — Прежде всего, это позволит не допустить дальнейшего роста нагрузки на работающее население, сбалансировать доходную и расходную части Фонда социальной защиты. И, кроме того, останется большее количество людей, которые будут задействованы в экономике. Это, несомненно, даст положительный эффект — увеличение ВВП, рост экономики. Кстати, на постсоветском пространстве мы, считай, единственные, кто не провел для себя подобную реформу. Кроме нас, остались только Россия и Узбекистан. В большинстве стран мира планка поднята гораздо выше уже сейчас. Так, например, в Германии это 67 лет — как для мужчин, так и для женщин, в Венгрии — 62 года.

    — Сценарий, по которому будет повышаться пенсионный возраст, еще не определен, но уже очерчен. Поэтапность проведения реформы также очевидна. С какого времени следовало бы начинать?

    — Думаю, что с 2017 года. Это важно, потому что 2017—2020 годы для Беларуси — это время, когда будет уходить на пенсию самое большое количество пенсионеров. Сейчас достигли пенсионного возраста люди, родившиеся в послевоенный период, тогда, когда многие семьи были многодетными.

    — Критики проведения пенсионной реформы говорят, что будет создано дополнительное давление на рынок труда. То есть пенсионеры, недостаточно быстро освобождающие рабочие места, станут препятствовать занятости молодежи...

    — Вы знаете, мы этот момент тоже просчитывали. На рынке труда, с одной стороны, будут оставаться те, кто достиг пенсионного возраста, с другой — приходить молодежь, которая заканчивает вузы, ссузы, ПТУ. Главой государства подписан Указ № 78, в котором четко поставлена задача по созданию ежегодно не менее 50 тыс. новых рабочих мест.

    — Есть еще такой вопрос: мы существуем ныне в формате ЕАЭС и на многие реформы вроде бы должны идти с оглядкой на соседей. Стоит ли нам в вопросе пенсионной реформы держаться вместе?

    — Прежде всего, пенсионные системы в странах ЕАЭС, как и экономики, разные. А в целом, устанавливая правила предоставления социальных выплат, каждая страна может ориентироваться только на свои ресурсы. Поэтому механическое копирование законодательства другой страны без учета собственных возможностей просто нереально.

    С другой стороны, нельзя говорить о том, что мы движемся не в русле единой политики. Россия ведь сегодня тоже активно обсуждает перспективы повышения пенсионного возраста и не исключено, что подобную реформу будет проводить параллельно с нами. Казахстан на подобного рода перемены давно пошел, у них планка пенсионного возраста поднята до 58 лет у женщин и до 63 — у мужчин, и сегодня они уже готовы пойти на второй этап повышения.

    — Наталья Ивановна, не стоило бы, на ваш взгляд, в долгосрочном периоде развивать, например, еще и накопительную пенсионную систему?

    — Действительно, накопительный компонент пенсионной системы реализован в отдельных государствах, но, как правило, он не является единственным. Мы также не исключаем развитие накопления, но пока исключительно в добровольном формате. Интересно то, что во многих развитых странах — в Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании и других — государственные пенсионные системы не включали и не включают обязательного накопительного уровня. Там накопление развито в дополнительных корпоративных программах. Причем развито настолько широко, что воспринимается как обязательный накопительный элемент в государственной пенсионной системе.

    Поэтому формирование пенсионных накоплений, с моей точки зрения, и у нас должно идти через участие в схемах добровольного дополнительного страхования на предприятиях. Формируя пенсионную систему, важно не допустить ошибок. Для нас в этом вопросе важен анализ опыта других государств.

    (Сегодня мы публикуем фрагмент большого интервью, которое дала «СБ» заместитель Премьер-министра Н.И.Кочанова. Полностью текст интервью читайте в ближайших номерах газеты.) 

     

    Фото БелТА

    Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016

    Автор: Александр БЕНЬКОСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)