28 Марта, 2024 Четверг

Вниз по этажам безразличия

  • 29 марта 2016 Экономика Русский 0

    Вулька — типичный спальный микрорайон Бреста. С одной стороны улицы Рябиновой выстроились непримечательные серые панельки. С другой — новые яркие дома. Еще несколько лет назад здесь был огромный пустырь, скорее напоминавший болото. Буквально за три года построили десятки домов. Часть квартир отвели под социальное жилье для сирот и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Однако не все обладатели новых квартир ценят то, что им досталось бесплатно. Коммунальщики признают: некоторые дома, сданные под ключ буквально пару лет назад, уже требуют ремонта.

     Дом № 7 по улице Рябиновой. Почти все квартиры в этой десятиэтажке — соцжилье. Собственников только 11. В основном это те, кто переселился сюда из аварийного жилья.

    Возле одного из двух подъездов встречаю мужчину. Он выбрасывает мешок с мусором в бак, закуривает. На вопрос, как ему живется в этом доме, вздыхает:

    — Зайдите в подъезд, посмотрите. Стены исписаны, лифт для кого-то и не лифт вовсе, а туалет. Сенсорных выключателей на стенах почти не осталось. Домофоны раньше почти каждую неделю приходилось менять: их просто вырывали. Про круглосуточно орущую музыку и прокуренные лестничные площадки, думаю, и говорить не стоит.

    Назвать свое имя мой собеседник отказался. Чтобы соседи дверь не подожгли. Или еще какую-нибудь пакость не сотворили. Тем не менее впустить в подъезд согласился. Здесь, как говорится, картина маслом. На стенах — отпечатки ладоней и десятков ботинок. На первом этаже сенсорный выключатель вырван. В лифте на стене красуется призыв, заботливо выведенный шариковой ручкой: «Иди работай!».  На верхних этажах все гораздо хуже: десятки бычков, пустые бутылки, следы крови, обрывки газет. Выключателей почти нигде нет, плафоны с настенных светильников сорваны. У мусоропровода стоит старый матрац. А рядом надпись: «Матрац есть, а что еще для бомжей нужно?» Кое-где висят графики дежурств, но, похоже, только для проформы. Жильцы об их существовании, кажется, и не вспоминают. Чистота и порядок буквально на нескольких этажах, на остальных — жуть! А ведь дому только полтора года…

    В одной из квартир щелкнул замок. Через приоткрытую дверь на чужака с недоверием смотрит женщина:

    — Вам что-то подсказать?

    Объясняю цель своей экскурсии, протягиваю удостоверение. Хозяйка квартиры выходит на лестничную клетку. Она настроена философски:

    — Мне кажется, примерно так же выглядят дома где-нибудь в Гарлеме или на парижских окраинах. Я как-то имела неосторожность цветок на лестничной клетке оставить, уже через пару часов пришлось убирать с пола и землю, и осколки горшка. Вы не подумайте, здесь живет много хороших, приличных людей. Но есть просто асоциальные элементы. Что с ними сделаешь? Постоянные скандалы, драки случаются. Ой, всего и не расскажешь!

    Уже на выходе из подъезда познакомился с Ольгой. На руках у девушки маленький ребенок, совсем кроха. Ольга торопится на прием в детскую поликлинику. Буквально на бегу рассказывает:

    — Народ у нас живет разный. Много молодых людей из интернатов, которым по 20—25 лет. Есть и неблагополучные семьи. Иногда к нам дети приходят, просят что-нибудь поесть. Мне не жалко, подкармливаю. Но некоторых соседей, которые просто «убивают» и свое жилье, и подъезд, я понять не могу. Вам дали бесплатное жилье — живите и радуйтесь. Скажите спасибо, что у вас крыша над головой есть, и ведите себя, как люди! Нет же, по-человечески почему-то никак не получается.

    Этот дом находится в зоне ответственности ЖЭС-12. Коммунальщики говорят, что на Рябиновой, 7 они частые гости.

    — У нас есть дома 1936 года постройки, и там порядка гораздо больше. Создается впечатление, что некоторые считают: раз государство им выделило жилье, то и отвечать за чистоту и надлежащее состояние тоже, видимо, должно оно, — недоумевает инженер по работе с населением ЖЭС № 12 Светлана Гаврилюк.

    Она по памяти называет номера проблемных  квартир. Говорит, некоторые жильцы никак не могут уяснить, что их дом не заканчивается порогом квартиры:

    — Захожу в подъезд, а молодой человек открывает почтовый ящик. При этом подошву ботинка упер в стену. Я спрашиваю: «Зачем? Неужели самому приятно ходить по грязным коридорам и заплеванным лестницам?» Молчит. Хотя большинство жильцов этого дома обычные, приятные люди, с которыми можно разговаривать и договариваться. Они стараются обустроить быт, создать хорошие условия для себя и своих семей. Но есть и такие, с кем очень сложно найти консенсус. Они даже свои квартиры за пару лет умудряются привести в невероятно ужасное состояние.

    Инженер несколько раз повторяет: проблемы и соседям, и коммунальщикам доставляют далеко не все, а лишь некоторые жильцы социальных квартир. Светлана Гаврилюк воодушевленно приводит противоположные примеры. Рассказывает о девушке, у которой из близких родственников только маленькая дочка: «Я смотрю на нее и восхищаюсь: заботливая мама, удивительная хозяйка, рукодельница. Старается дать своему ребенку все, чего сама была лишена. Прежде всего внимание и любовь». Еще пример — мужчина, который пытается перевоспитать собственных нерадивых соседей. И небезуспешно: порядка у них действительно стало больше. Видимо, неравнодушные люди — самый эффективный способ воздействия на тех, кто не хочет жить по принятым в обществе нормам и правилам. У коммунальщиков рычагов влияния на этот контингент немного.

    — Чтобы выселить человека, нужны веские основания, и тут основным критерием является неуплата коммунальных платежей. Естественно, из-за одного правонарушения человека из социального жилья не выселишь, — констатирует Светлана Гаврилюк.

    Частично решить проблему, вероятно, поможет президентский Указ № 535. Коммунальные службы получили право в случае необходимости производить необходимые ремонтные работы, а их стоимость включать в жировки. Светлана Анатольевна отмечает, что это действенная мера заставить людей бережнее относиться к государственному имуществу:

    — По соседству находится арендный дом. И там таких проблем не возникает: люди понимают, что если будут нарушать правила проживания, то с ними попросту не продлят договор аренды. Думаю, возможное наказание рублем сократит количество проблем и в домах, отданных под социальное жилье. 

     

    p.losich@gmail.com

    Фото Валерия КОРОЛЯ

    Автор: Павел ЛОСИЧРэспубліка

Комментарии (0)