01 Мая, 2024 Среда

Ольга Политико: "Занятость, экспорт, инвестиции – главные векторы развития"

  • 15 апреля 2016 Экономика Русский 0

    5 апреля Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков представил в Парламенте проект Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

    Активное участие в работе над этим документом приняла депутат Палаты представителей Национального собрания Ольга ПОЛИТИКО.

    – В чем заключаются приоритеты программы работы Правительства на ближайшие годы?

    – Стратегическими целями заявлены занятость, экспорт, инвестиции. Приоритеты пятилетки – это повышение конкурентоспособности экономики, снижение зависимости от внешней конъюнктуры, восстановление экономического роста и повышение уровня жизни населения.

    В Программе четко установлены три базовых условия экономической политики на среднесрочный период. Во-первых, последовательное снижение инфляции (не более 5% в 2020-м году) при одновременном снижении процентных ставок в экономике. Во-вторых, наращивание золотовалютных резервов до безопасного уровня.

    В-третьих, бездолговое финансирование платежного баланса страны, постепенная выплата внешних долгов.

    Важно отметить, что Программа – это элемент единого пакета документов на 2016–2020 годы, который включает Программу социально-экономического развития страны на пятилетку, а также 20 государственных программ. Шесть имеют ярко выраженный социальный характер. На их финансирование уйдет две трети всего объема средств, предусмотренных на реализацию госпрограмм.

    Принципиальная особенность социальной политики в текущей пятилетке – целевой характер соцподдержки. Как подчеркнул Андрей Кобяков: «Правительство не будет распылять ресурсы, «размазывать» всем тонким слоем, а точечно помогать тем, кто действительно в этом нуждается».

    – Ваши вопросы Премьер-министру Андрею Кобякову касательно плана создавать ежегодно 50 тысяч рабочих мест широко обсуждаются. Только на одном новостном портале сообщение собрало более трехсот комментариев. Не потерялась ли за интерпретацией суть вашего диалога с премьером, того, что Вы хотели сказать?

    – Меня интересовали три аспекта реализации задачи по созданию 50 тысяч рабочих мест, что важно, на новых предприятиях и производствах. Это качество создаваемых рабочих мест. Они должны быть высокоэффективными и производительными, и, следовательно, давать возможность людям хорошо зарабатывать. Также хотелось понять, что мешало вчера, мешает сегодня открывать новые предприятия и производства, привлекать отечественных и иностранных инвесторов.

    Возможно, мы, законодатели, должны оперативно принять какие-то меры. И главное, что меня волновало, достаточно ли будет 50 тысяч новых рабочих мест с учетом количества ежегодно сокращаемых рабочих мест, избыточной численности работников на ряде предприятий, увеличения пенсионного возраста с 1 января 2017 года.

    Глава Правительства заверил, что все просчитано и учтено. Так при увеличении пенсионного возраста в 2017 году достаточно будет открыть 18 тысяч новых рабочих мест. Премьер-министр отметил, что подготовлена новая редакция Директивы № 4. Проектом, в частности, предусматривается создание дополнительных условий и стимулирующих механизмов для развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Задача по новым рабочим местам будет решаться и путем привлечения иностранных инвестиций, а также будут задействованы механизмы государственно-частного партнерства.

    Уже прорабатываются пилотные проекты в сфере здравоохранения, транспорта, энергетики, которые позволят «обкатать» на практике механизмы государственно-частного партнерства. Оно откроет доступ бизнесу в сферы, за которые ранее отвечало исключительно государство.

    – Какие еще замечания высказали Вы по проекту Программы деятельности Правительства?

    – Проект Программы предусматривал, что в первом полугодии 2016 г. Правительство примет решение о передаче из республиканской в коммунальную собственность порядка 100 унитарных предприятий и пакетов акций акционерных обществ. Я предложила конкретизировать критерии, по которым будут отбираться предприятия, а главное – определить цель их передачи.

    Замечания были учтены. В окончательном варианте Программы указано, что исходя из экономической целесообразности на первом этапе в коммунальную собственность планируется передача организаций (акций акционерных обществ) транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания, общественного питания и строительства, небольших (до 25%) пакетов акций других организаций, а также пакетов акций и имущественных комплексов предприятий с численностью до 100 работников. Это позволит оптимизировать функции и штатную численность органов государственного управления, сконцентрировать республиканские госорганы на разработке отраслевой политики.

    – На некоторое время в СМИ темой № 1 стало ЖКХ. Как будет развиваться дальше ситуация в этой сфере?

    – В нынешнем году планируется достичь 50-процентного уровня возмещения затрат по всему комплексу ЖКУ. Сегодня мы возмещаем чуть более 40% от себестоимости услуг. Так вот, по заверениям министра ЖКХ Александра Терехова планку в 50% должны взять не за счет повышения тарифов (напомню, Указом Президента № 107 тарифы установлены на весь текущий год), а за счет снижения затрат организаций, оказывающих ЖКУ, минимум на 10%. В следующем году ставится задача выйти на 75-процентный уровень, а к концу 2018 года – на полное возмещение.

    Важное уточнение, которое появилось в тексте Программы по моему предложению: повышение уровня возмещения затрат на ЖКУ будет проводиться поэтапно в тесной увязке со снижением затрат на их оказание, ростом доходов населения и развитием адресной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан (не позднее октября текущего года планируется внедрение электронных целевых адресных безналичных субсидий на оплату ЖКУ).

    Также по настоянию депутатов Правительство примет меры по расширению возможностей граждан контролировать объемы и качество предоставляемых услуг, эффективно воздействовать на недобросовестных исполнителей.

    Свою роль должны сыграть развитие конкурентной среды в обслуживании жилья и благоустройстве населенных пунктов, оптимизация структуры управления и снижение затрат в энергетической системе и ЖКХ. Комплексный подход к решению этих задач изложен в Государственной программе «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы.

    – Что Вы можете сказать о перспективах жилищного строительства?

    – Жилье должно стать доступнее за счет сокращения продолжительности строительства, снижения затрат по полному циклу строительных работ, увеличения доли отечественных материалов до 85 процентов.

    Доля льготных кредитов будет сокращаться, при этом уровень ставок коммерческого кредитования будет снижаться. Льготные кредиты будут рассматриваться как средство адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Несмотря на сокращение государственной поддержки, приоритетным остается строительство жилья для многодетных семей.

    К 2020 году предполагается внедрить новые финансовые механизмы жилищного строительства: лизинг, жилищные строительные сбережения, ипотечное кредитование.

    – Хотелось бы узнать, какие идеи есть у Правительства насчет развития промышленности, что Совет Министров видит первостепенным в этом процессе?

    – Меры по повышению конкурентоспособности и эффективности работы промышленности можно условно разделить на два блока: максимальное задействование внутренних резервов на каждом конкретном предприятии и создание дополнительных системных макроэкономических и отраслевых условий. Важнейшие направления – обеспечение финансовой устойчивости организаций и снижение затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг.

    Планируется обеспечить последовательное приведение условий хозяйствования в сопоставимые условия с конкурентами по ЕАЭС, в том числе и в области тарифов на энергоносители (при снижении объемов перекрестного субсидирования).

    До конца сентября будет сформирована комплексная стратегия реформирования и реструктуризации государственных организаций.

    Льготное кредитование будет сокращаться с одновременным снижением ставок по коммерческим кредитам. Также мы переходим от индивидуальной к секторальной системе оказания господдержки. При этом важно, что отбор проектов осуществляется по конкурсу и обеспечивается равный доступ субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.

    Сохраняется жесткая увязка уровня зарплаты с производительностью труда. Приоритетом наряду с экспортом (надо экспортировать не менее 65% товаров и услуг) остается импортозамещение.

    Продолжится поддержка отечественных экспортеров сложнотехнических товаров и товаров длительного срока использования.

    Правительство ожидает отдачу от проведенной модернизации отраслей, ориентированных на отечественное сырье, и крупных инвестиционных проектов. Ускоренное развитие получат фармацевтика, биотехнологические производства, микроэлектроника и фотоника, космическая и авиационная промышленность, высокоточное машиностроение. Планируется внедрение передовых технологий в традиционные отрасли и переход к концепции «умных вещей» в потребительском секторе производства.

    Основные высокотехнологичные сектора будут формироваться в Парке высоких технологий, Китайско-Белорусском индустриальном парке, научно-технологических парках и планируемом к созданию Национальном научно-технологическом парке «Бел-Биоград».

    – У всех нас большие ожидания от инноваций. Но для появления принципиально новых идей нужны творчески и научно мыслящие работники, требуются образовательные инвестиции в человеческий капитал. Что в планах Совета Министров на этот счет?

    – Инновационное развитие страны предполагается обеспечить кадрами за счет современной системы бизнес-образования, а также увеличения количества и повышения качества подготовки инженерно-технических кадров и выпускников магистратуры, владеющих передовыми технологиями управленческой и инновационной деятельности. Не обойтись и без популяризации научно-технического творчества, изобретательства, инновационного предпринимательства, без обновления программ дополнительного образования взрослых.

    – Как государство собирается поддерживать частную инициативу?

    – До конца следующего года планируется для удобства предпринимателей перевести 25 наиболее часто применяемых административных процедур в электронный формат. Среднее время на открытие предприятия, регистрацию имущества есть намерение сократить с 3 до 2 дней, время на заполнение документации в отношении экспорта либо импорта товаров – с 4 до 2 часов.

    Содействовать развитию предпринимательской инициативы будет и возможность выкупа госимущества, арендуемого три и более года, в рассрочку до пяти лет.

    Кстати, одна из государственных программ посвящена малому и среднему предпринимательству в Республике Беларусь. Кроме того, с учетом мнения экспертов и международного опыта будет разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года.

    – Как планируется осуществлять контроль за выполнением Программы?

    – Правительство будет осуществлять постоянный мониторинг хода реализации всех программ. Ежегодно до 1 апреля Советом Министров будет формироваться сводный отчет о выполнении Программы деятельности Правительства и государственных программ. Это позволит комплексно оценивать результаты развития страны и, в случае необходимости, принимать корректирующие решения. По предложению депутатов данный отчет будет направляться Парламенту.

    Конечно, выполнение контрольных функций депутатским корпусом этим не ограничится. Уверена, что в рамках традиционных встреч Правительства и парламентариев будет продолжен конструктивный диалог по наиболее проблемным вопросам социально-экономического развития страны, а также большое внимание будет уделяться оперативному контролю со стороны депутатов за ходом выполнения положений Программы.

    Автор: Виталий ГЕРЦЕВНаш край

Комментарии (0)