24 Апреля, 2024 Среда

А для управления хватает всем умения?

  • 20 апреля 2016 Экономика Русский 0

    Решению производственных, экономических и социальных проблем на селе был посвящен прошедший в минувшую субботу выездной семинар-учеба для лиц, включенных в резерв кадров на должности заместителей председателя райисполкома, начальников управлений сельского хозяйства и продовольствия. В нем приняли участие первый заместитель председателя облисполкома Олег Чикида, помощник Президента — главный инспектор по Могилевской области Геннадий Лавренков, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Валерий Семенов, его заместитель Татьяна Морозова, а также директор государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов облсельхозпрода», кандидат технических наук, доцент Яков Яроцкий.

    Кадры — основа основ

    Объектом изучения стал опыт работы организаций агропромышленного комплекса Шкловского района. Данный регион был избран не случайно, поскольку является базовым в республике по развитию АПК. На его развитие было направлено немало финансовых средств, но и отдача здесь получена больше, чем в других районах нашей области.

    В целом, как отметил на открытии мероприятия первый заместитель председателя облисполкома Олег Чикида, в 2016 году перед Приднепровским краем поставлены серьезные задачи, которые необходимо воплощать в жизнь. В том числе — выполнить Указ Президента №78 по снижению затрат на единицу производства и сэкономить в денежном выражении 3 трлн 481 млрд рублей. Можно ли этого достичь?

    — Можно, — убежден вице-губернатор, — поскольку за последние 10 лет и в социальную, и в производственную сферы области вложено очень много труда и денежных средств. У нас имеется более 200 агрогородков с развитой инфраструктурой и полностью выполненными социальными стандартами. Есть и внушительная производственная сфера, включающая в себя машинно-тракторный парк, животноводческие комплексы и серьезный людской потенциал. И составляющие для производства сельскохозяйственной продукции на данный момент идеальные: хорошая земля — по плодородию, по контурности полей, по наведению порядка в севообороте… Остается лишь грамотно, эффективно, технологично работать, получать рентабельную продукцию и платить людям достойную заработную плату. Но этого пока, к сожалению, не происходит. Если посмотреть на итоги труда в разрезе районов, приходится констатировать, что не во всех хозяйствах они радуют. И погодные условия тут ни при чем. От того, как выстроена кадровая политика, как работает команда, которая отвечает за финансово-производственный процесс, зависит, в конечном итоге, и результат.

    Олег Иванович обозначил 5 основных моментов, которых обязан придерживаться каждый руководитель. Так, на первом месте в любой хозяйственной деятельности должна быть, прежде всего, грамотная кадровая политика. Нужно уметь давать оценку своим подчиненным, собрать коллектив единомышленников, которые смогут решать поставленные задачи.

    Во-вторых, продуманная экономика в хозяйстве, что означает не производство ради производства, а получение реальной рентабельной конкурентоспособной продукции. А для этого эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе: земельный, людской потенциал, основные и оборотные средства.

    Третий момент — мотивация труда. Каждый обязан понимать цену своей должности и в то же время иметь возможность заработать достаточно средств для содержания своей семьи. Олег Чикида призвал молодых руководителей не бояться хорошо платить тем, кто этого заслуживает, поскольку при уравниловке хорошего результата можно даже не ждать.

    Четвертый момент — исполнительская и технологическая дисциплина. Производство каждого вида продукции в животноводстве, растениеводстве, эксплуатация сельскохозяйственной техники должно выстраиваться по регламенту. При этом проверено, что грамотная технологическая работа сводит к минимуму влияние климатических условий. Не менее важна исполнительская дисциплина как коллектива, так и руководителя хозяйства, его команда должна выполняться с первого раза, но она должна быть продуманной и правильно поставленнной.

    И, наконец, в-пятых, любой бизнес — это непрерывный процесс совершенствования, речь идет об инвестициях в основной капитал. Каждое принимаемое решение должно подкрепляться очень серьезно продуманным бизнес-планом, поскольку все финансовые вложения должны давать прибыль.

    Если выстраивать работу, руководствуясь этими 5 составляющими, можно добиться хороших результатов. Яркое тому подтверждение — СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района, который стабильно демонстрирует отличные производственные, финансовые показатели, а самое главное, не имеет просроченной задолженности. Хотя в настоящее время не только в области, но даже в стране в целом, сложно найти сельхозпредприятие, которое бы полностью и вовремя платило по счетам. При этом руководитель хозяйства Александр Лапотентов не ссылается ни на мировой кризис, ни на погодные условия, имеет сильнейшую продуманную экономику, мощный костяк специалистов, которым платит нормальную заработную плату, в агрогородке созданы серьезные социальные стандарты. В итоге, сюда постоянно приезжают молодые специалисты, создают семьи, да и местные, отучившись, возвращаются в родные края.

    Считая каждый рубль

    Первым делом участники семинара побывали в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Диана», осмотрели картофелехранилища и побеседовали с главой хозяйства Владимиром Малиновским о его работе по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, об опыте использования технологий возделывания, хранения и реализации сельхозпродукции.

    — В самой читаемой книге, — начал разговор Владимир Исаакович, — Священном писании, есть такие слова: «О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим…» Очень сильное место. Придя на свои высокие руководящие должности, неплохо помнить эти строки. В любой жизненной ситуации, с которой мы сталкиваемся, всегда надо поступать справедливо и уметь прощать людей, с которыми вы работаете, поскольку никто не застрахован от ошибки. И не подавлять человека, который хочет работать, наоборот, всячески его в этом поддерживать.

    Что касается хозяйства «Диана», оно было образовано в 1992 году. Начинали работу с 50 гектаров, развивались и в настоящее время уже обрабатываем 1585 га. Выращиваем картофель, яровую и озимую пшеницу, ячмень. Занимаемся рапсом, в основном, для производства семян.

    У нас работает порядка 48 человек, их зарплата в моих руках, этот вопрос я не упускаю из внимания. И принципа: «Каждой матрёшке по трёшке» у нас нет, у каждого своя, индивидуальная зарплата. Есть часовая, а есть сдельная оплата. Например, на поле — сдельная. Минимально, что может заработать человек зимой, отработавший порядка 20 дней по 8 часов, — около 4 млн. Зато максимальная зарплата, которая была прошлым летом, — 20 млн 400 тысяч рублей, на уборке картофеля она была от 14 до 17 млн.

    Кроме работы на полях, мы много строим. У нас есть свое сертифицированное строительное подразделение, которое и построило оба картофелехранилища. Хотя если бы строила строительная организация, это могло обойтись в 4-5 раз дороже.

    — Это то, о чем мы говорили раньше, — уточнил Олег Чикида, — инвестиции в основной капитал. Настоящий хозяин, каким должен быть любой руководитель, считает каждую копейку. Должен быть рост производства, качество производства, конечного продукта, максимальный экономический результат, чтобы была рентабельная продукция. Вы видите уникальный объект — он оснащен современным оборудованием и выполняет все необходимые функции, хотя на него было затрачено в 5 раз меньше средств. Это и есть один из упоминаемых постулатов — если решили вложить инвестиции, то надо произвести тщательные расчеты, качественно построить с привлечением минимальных финансовых средств, чтобы дело приносило прибыль. И главное, что мы здесь увидели, — если грамотно, технологично, с душой подходить к делу, в отрасли сельского хозяйства можно рентабельно работать. Исполнительская и технологическая дисциплина, экономия во всём, кадровая политика и мотивация труда, эффективное использование земли и основных оборотов — все эти составляющие успешного ведения бизнеса здесь реализованы на деле.

    Стремясь к совершенству

    Далее молодые руководители посетили объекты производственного и социального назначения ОАО «Александрийское», в том числе фруктохранилище, продегустировали производимую продукцию.

    Как проинформировал директор общества Владимир Черников, сфера деятельности общества обширна – выращивание зерновых культур и переработка их на корм животным в цеху по производству сухих кормов; выращивание свиней, птицы и производство мяса и мясных продуктов в убойном и колбасном цехах; выращивание крупного рогатого скота и производство молока, производство яблок; разведение рыбы в собственном водоеме; выращивание грибов «Вешенок»; розничная и оптовая торговля и другое. Все это создает единый неделимый комплекс, занимающий лидирующие позиции в Республике Беларусь.

    В настоящее время в хозяйстве работает свыше 1500 человек.

    Основная задача растениеводства – обеспечение собственными кормами отраслей животноводства и птицеводства, а также выращивание зерновых на семена. Сев проводится в установленные технологические сроки, выполняется весь комплекс работ по уходу за посевами, урожай с полей убирается в максимально сжатые сроки с наименьшими потерями.

    В ОАО имеется свиноводческий комплекс мощностью 50 тысяч откорма свиней в год. В его состав входят два репродуктора и два участка по откорму свиней, на которых единовременно содержатся свыше 28 тысяч поголовья. Среднесуточный привес на одну голову — более 700 г. Здесь используются самые современные технологии, позволяющие достигать стабильно высоких результатов.

    При этом переработка мяса свинины составляет свыше 120 тонн ежемесячно. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 250 наименований полуфабрикатов из мяса свинины, говядины и птицы, в том числе большой ассортимент натуральных колбасок и фаршей, а также более 70 наименований готовой колбасной продукции. В середине 2013 года введен в эксплуатацию колбасный цех, что позволило значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции.

    Жемчужина «Александрийского» — яблоневый сад. Закладка промышленного сада интенсивного типа с применением капельного орошения началась в апреле 2007 года. Сейчас площадь сада составляет 250 га, 50 из которых занимает черная смородина.

    Также в хозяйстве освоена технология полного завершенного цикла выращивания грибов «Вешенок» с дальнейшей их механизированной фасовкой в лотки для розничной реализации. С 2011 года в ОАО функционирует отрасль птицеводства, а с мая 2013 года — рыбоводство.

    Участники семинара побывали на молочно-товарном комплексе «Александрия». Всего в ОАО действует шесть МТК, на которых содержится порядка 14000 голов крупного рогатого скота, в том числе 4500 голов дойного стада. Ежедневно из хозяйства поступает 60 тонн молока с наилучшими показателями по качеству – сорт «Экстра».

    Что касается комплекса «Александрия», здесь в 2012 году было установлено 16 робото-доильных установок. Доение коров происходит круглосуточно, по принципу добровольного доения. Ввод в строй этого комплекса – яркий пример модернизации реального сектора экономики страны. Тут значительно улучшены условия труда людей, выросла производительность, выручка и зарплата, и в конечном итоге, повышено качество жизни сельчан.

    О задачах и основных направлениях развития отрасли животноводства, совершенствовании технологических процессов производства и наращивании объемов животноводческой продукции доложила главный зоотехник ОАО Ольга Витко.

    — Если в прошлом году в целом по хозяйству мы надоили 6733 литра на корову, то этот комплекс дал 8370 литров. Сегодня на комплексе доят 22 литра в среднем на корову. Это довольно неплохой результат, особенно учитывая, что находящийся здесь скот, в основном, привезен из других МТК хозяйства или закуплен в Могилевской области.

    По каждому структурному подразделению у нас разработаны мероприятия по снижению затрат в отрасли животноводства. Во-первых, мы планируем снизить средний возраст телки при осеменении. В настоящее время он составляет 16,2 месяца. Возраст первотелки при отеле — 25 месяцев. При снижении среднего возраста осеменения до 15 месяцев возраст первотелки составит 24 месяца, что даст дополнительную выручку 2,47 млрд рублей. Дополнительные средства можно получить за счет роста эффективности осеменения телок с 75 до 85% и увеличения среднесуточных привесов телок (с 743 г за 2015 год до 750 г).

    Во-вторых, снижение процента выбытия телок всех возрастов на 35%, что позволит дополнительно получить 5,7 млрд рублей. Достичь этого планируется за счет жесткого соблюдения требований по выпойке молозива и по выращиванию телок (кормление согласно физиологии), усиления контроля за соблюдением схем вакцинаций, подбора добросовестных кадров.

    В-третьих, снижение процента выбытия коров из основного стада до 25% за счет обработки сухостойных коров макро- и микроэлементами, витаминами; уменьшения заболевания органов воспроизводства, пищеварения, конечностей, вымени; за счет улучшения качества заготавливаемых кормов по содержанию белка, обменной энергии, сахара. Эти же меры позволят увеличить срок хозяйственного использования коров.

    А увеличение реализации молока сортом «Экстра» до 85% позволит получить дополнительно свыше 2 млрд рублей. Для этого требуется снизить количество соматических клеток, своевременно осуществляя профилактику и лечение маститов и других заболеваний, соблюдать технологический регламент доения, использовать моющие средства с более высокой степенью очистки оборудования.

    Кроме того, комплекс мер по снижению затрат в отрасли животноводства включает в себя мероприятия по увеличению выхода телят до 90 голов на 100 коров; сокращению выпойки молока телятам, не снижая при этом среднесуточных привесов; повышению эффективности искусственного осеменения от первого раза; получению дополнительного объема производства при нормативном расходе кормов; снижению затрат на услуги тракторов и топливо, электроэнергии.

    — В принципе, — считает Ольга Леонтьевна, — возможности для осуществления данных мероприятий в хозяйстве есть. В итоге, при их выполнении прогнозируется получить дополнительно более 50 млрд рублей.

    После посещения производственных объектов участники семинара собрались за круглым столом, чтобы обсудить увиденное, а также насущные проблемы, волнующие молодых руководителей в их деятельности.

    Хорошими руководителями не рождаются…

    Ими становятся. Какими профессиональными качествами необходимо для этого обладать, поведала старший преподаватель кафедры истории и педагогики БГСХА Татьяна Захаренко. Она отметила, что успешность работы на конкретной управленческой должности обеспечивает совокупность индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей человека.

    Например, практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Не менее важным является способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела.

    Руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими: выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления; принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов; оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

    С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно и креативно мыслить, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, предприимчивость, настойчивость и целеустремленность.

    — При этом многое зависит от организаторских способностей, — констатировал Геннадий Лавренков. — Необходимо уметь строить отношения с людьми, организовывать их труд. Слаженная работа всего коллектива – залог успешной работы предприятия.

    И каждый руководитель должен помнить, что он несет персональную ответственность не только за выполняемую работу, но и за свой коллектив. Если начальник противопоставляет себя коллективу, люди чувствуют отчуждение и перестают ему доверять. А в таких условиях продуктивной работы не будет. Поэтому нельзя давить инициативу подчиненных, надо выслушать их, обсудить, но право принятия решения остается за руководителем. Равно как и обязанность предвидеть последствия своих решений.

    В целом же, на мой взгляд, когда приходит молодой руководитель в хозяйство, он должен осознать себя главой коллектива, на него направлены все взгляды и чаяния подчиненных. Поэтому любой руководитель начинает с анализа состояния дел на предприятии. И в первую очередь, следует оценить кадры, понять, есть ли у них потенциал. А далее определить стратегию развития, поставить цели, наметить пути их решения, заинтересовать специалистов в выполнении поставленных задач, организовать их работу и наладить контроль. Сейчас главная наша стратегическая задача — улучшение экономической ситуации в агропромышленном комплексе области, в целом, и каждом отдельно взятом хозяйстве, в частности. Для этого руководителю следует просчитать, какую прибыль может принести продукция, и как можно снизить затраты на ее производство.

    Во время встречи молодые руководители смогли поделиться собственным опытом в управлении сельхозпредприятий. При этом вице-губернатора интересовало, с какими трудностями им приходится сталкиваться в своей работе, насколько помогает в решении проблем райсельхозпрод, что руководители больше всего ценят в кадрах, как их материально стимулируют, прислушиваются ли к мнению своих специалистов, предпочитают работать с умными или исполнительными подчиненными...

    — Очень многое зависит от того, какую команду вы вокруг себя соберете,— пояснил в заключительном слове Олег Чикида, — как выстроите совместную работу, как себя поведете, как вас поймут ваши коллективы. Руководитель, ставящий перед подчиненными грамотные задачи, доверяющий своим специалистам, которые добросовестно выполняют свои функции, в итоге, получает рентабельную работу и эффективное использование имеющихся ресурсов; зарабатывает деньги и вкладывает их в дальнейшую модернизацию. Вот основная задача.

    Еще одно ценное качество, которым должен обладать хороший руководитель, — уравновешенность. При управлении коллективом нужна твердость голоса, а не повышение тона. Указания начальства должны исполняться быстро и безоговорочно, и добиваться этого нужно не запугиванием и криками, а ровным, доброжелательным, но в то же время строгим и справедливым отношением.

    — При этом очень важны образование и знания, поскольку, чтобы принимать верные решения, нужно иметь представление о том, чем занимаешься. И не поверхностное, а глубокое. А для этого нужно постоянно заниматься самообразованием, следить за развитием технологий, наблюдать за конкурентами и реально оценивать ситуацию. Конечно, идеальный руководитель должен не только досконально знать специфику работы своего учреждения, но и быть разносторонне развитой личностью. Это хорошо для внутренней самооценки и признания окружающих. Поэтому не бойтесь самосовершенствоваться, — подытожил Олег Иванович.

    А в каком направлении участникам семинара предстоит внутренне развиваться, они смогли узнать в конце учебы, во время прохождения тестирования по выявлению их способностей к руководящей работе, лидерских, личностных и деловых качеств, организаторских и коммуникативных способностей, психологических и эмоциональных наклонностей.

    Автор: Юлия ВОЛОДЬКОЗямля і людзі

Комментарии (0)