19 Апреля, 2024 Пятница

В чем выгода и недостатки солнечной энергетики

  • 21 апреля 2016 Экономика Русский 0

    Этот коттедж в Центральном районе Минска привлекает внимание не размерами и не оригинальной планировкой. Однако те, кто присматривается к фасаду здания и крыше, обязательно отвешивают хозяину дома комплимент. Еще бы, ведь ряды темно-синих панелей, покрывающих почти все внешнее пространство жилища, не что иное, как солнечные батареи.

     О зеленой энергетике сказано и написано немало. Предпринимателю Алексею Бурову есть что дополнить к этой интересной теме. На стенах, крыше его дома, а также частично во дворе на специальном навесе размещаются 88 солнечных панелей. Общая мощность этой домашней электростанции — 22 кВт.

    — Признаюсь, первоначально нацеливались на больший объем, в 30 кВт. Увы, из-за дефицита места пришлось приостановить наращивание мощности, — рассказывает минчанин.

    Летом электростанция вырабатывает в 10 раз больше того, что требуется дому. Надо отметить, что Алексей не стал использовать энергию солнца, чтобы обеспечить автономным электричеством собственный дом. Коттедж питается, как и прежде, от традиционных источников. А вырабатываемое его панелями электричество поступает в общую сеть, причем не без выгоды. Денег, которые выплачивает государство, вполне хватает, чтобы оплатить коммунальные расходы большого коттеджа.

    Коммерческие отношения с государством на ниве энергетики предприниматель наладил с ноября 2014 года. Но поскольку панели устанавливал постепенно, точные расчеты у него появятся только в следующем году. В одном почти уверен: затраты на его домашнюю электростанцию должны окупиться лет через 5.

    — На то, как быстро это произойдет, влияют несколько факторов, — говорит Алексей Буров. — Например, определенный угол наклона панелей. Если все установить правильно, то сроки окупаемости могут существенно снизиться.

    Алексей каждый месяц снимает показания со счетчика, затем едет подписывать их в «Энергосбыт» и «Энергонадзор». Как индивидуальный предприниматель, он там оставляет счет-фактуру, а через месяц на его расчетный счет поступают деньги от государства.

    – Сейчас за зеленую электроэнергию государство агитирует повышенными тарифами – за киловатт в час платит 10 тысяч рублей. Мне установили коэффициент к тарифам 2,7, причем сразу на 10 лет. В августе 2015 года после принятия Указа Президента № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», а также постановления Совмина № 662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии» правила игры на рынке альтернативной энергетики несколько изменились.

    Теперь в стране утверждены лимиты на энергию от возобновляемых источников. Так, суммарная мощность новых установок за три года не может превысить 215 МВт. Из них биогаз — максимум 32 МВт, гидроэлектростанции — 82, солнечные — 15, а биотопливо — до 36 МВт. Сделано это для того, чтобы за счет «зеленого бонуса», который государство оплачивает частникам, не пришлось потом поднимать тарифы для населения.

    Впрочем, по мнению Алексея Бурова, даже если коэффициенты во взаиморасчетах уменьшатся, все равно выгода есть. Ведь оборудование, которое он покупал три года назад, сегодня продается по существенно более низким ценам.

    Слова Алексея Бурова подтверждает и рынок. И хотя все расходы сугубо индивидуальны и будут зависеть от расположения дома, примерно посчитать, во что обойдется переход на зеленую энергетику, можно. Например, домашняя электростанция мощностью 1,5 кВт на выполненных по швейцарской технологии литовских панелях обойдется в сумму от 2,7 тыс. долларов вместе с монтажом. Цены на китайские панели еще ниже, но у европейцев есть преимущество в виде 25-летней гарантии.

    — Солнечные батареи могут работать и 50 лет, просто через четверть века они потеряют до 25% мощности, а в полувековом возрасте будут работать и вовсе вполсилы, — объясняют консультанты.

    Конечно, как и любой проект, установка солнечных батарей имеет свои минусы. И их тоже придется учитывать, собираясь ввязаться в солнечную авантюру. Во-первых, панели нуждаются в уходе, поскольку снег, пыль или птичий помет могут уменьшить количество солнечного света. Поэтому поливать панели из шланга или банально тереть их шваброй придется от одного до четырех раз в год.

    Расположение дома также может значительно влиять на солнечную энергоэффективность. Тени от высоких деревьев и соседних домов тоже могут помешать. Не исключено, что от некоторых деревьев на участке придется избавиться.

    Главный недостаток солнечных энергосистем — неравномерность поступления энергии в сеть. Поэтому еще одна существенная трата – аккумуляторы. Срок их действия ограничен пятью годами. Впрочем, они понадобятся только тем, кто захочет, чтобы его дом не зависел от внешних источников энергии.

    Только факты

     Общая мощность солнечных электростанций в Беларуси 13,5 МВт. Ими владеют около 6 тысяч хозяев, среди которых как огромные предприятия, так и небольшие домовладения. Для сравнения: мощность общей энергосистемы страны — 9 тыс. МВт. По прогнозам специалистов, альтернативная энергетика у нас будет активно развиваться. К 2020 году ее доля может составить 5%.

    В 1956 году солнечные батареи стоили около 300 долларов в расчете на 1 Вт.

    Общей совокупной мощности солнечных батарей всего мира хватит, чтобы освещать и обогревать более 29 миллионов домов в течение года.

    Уругвай на 94,5% обеспечивает себя возобновляемыми источниками энергии, Германия — на 32,5%.

    В Беларуси разрабатывается архитектурный проект по строительству солнечной станции мощностью 3,75 МВт.

    В 2016 году министр экологии и энергетики Франции Сеголян Руаяль заявила о планах построить тысячу километров автодорог со встроенными ударо- и термостойкими солнечными панелями. Предполагается, что километр такой дороги сможет обеспечивать электроэнергетические потребности 5 тысяч французов.

    Вячеслав БЕЛУГА

     

    Деньги за солнце

    Существует ли универсальная формула, как заказнику заработать денег, не навредив природе, а с пользой для нее? Зеленый туризм, экологические маршруты? На Брестчине нашли свой ответ на вопрос, создав фонд «Заказники Брестской области».

    Эта структура уже успела поучаствовать в ряде международных проектов, которые воплощаются при поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда (ПМГ ГЭФ). Результат – ввод в строй фотоэлектростанции проектной годовой выработкой энергии до 113 360 кВт в час с ожидаемым сроком службы более 25 лет. Мало того, что ее ввод позволит заменить работу газовых электростанций в регионе, которые могли бы выбрасывать до 80 тонн СО2 и до 625 кг золы в год, солнечные батареи будут зарабатывать: годовая прибыль от продажи зеленой электроэнергии в электросети принесет около 48 тысяч долларов в год! Это и есть те средства, которые заказники, занимающие площадь около 500 тысяч гектаров, смогут потратить на природоохранные цели, отмечает национальный координатор ПМГ ГЭФ в нашей стране Александр Левченко. «Это важно, — говорит он, — поскольку заказники Полесья имеют большое значение в формировании климата всего европейского континента, а также ценны для сохранения глобального биоразнообразия».

    Вспоминая предысторию создания фонда, председатель его правления, директор ГПУ «Республиканский биологический заказник «Споровский» Вадим Протасевич на минуту задумывается: «У нас 7 заказников, которые учредили фонд «Заказники Брестской области», и уже от фонда была подана заявка на установку фотоэлектростанции. Строительство прошло быстро, но потом возникло много вопросов, решить которые нам помогли Минприроды и наш председатель облисполкома, к нему мы обращались лично. Сейчас станция исправно работает, мы получаем деньги за электроэнергию».

    Сначала в тестовом, а затем в рабочем режиме станция эксплуатируется с лета прошлого года. Уже известно, что при самых неблагоприятных условиях, например в декабре, она вырабатывает меньше 2 тысяч киловатт в час. «Но это минимум, — уточняет Вадим Протасевич. — В летние месяцы может быть 20—25 тысяч киловатт в час».

    Вообще, по его словам, к выбору альтернативного источника энергии подходили со всей серьезностью: изучали потенциал местности, стоимость самих установок. «Почему мы выбрали энергию солнца, а не ветра? – переспрашивает эколог. — Вопрос стоял о соотношении затрат на строительство к получению готовой энергии. Было бы хорошо, конечно, поставить ветряк. И дело даже не в том, что коэффициент за сдачу ветроэнергии в сеть ниже, — стоимость ветряка очень высока. Да и у нас на Полесье не так хорошо с ветрами, а вот солнечных дней в году достаточно».

    На вопрос, почему заказники не используют солнечную энергию в собственных целях, Вадим Протасевич приводит железный аргумент: это экономически невыгодно. Ведь если поставлять ее в сеть, а на этот вид энергии распространяется повышающий коэффициент, денег хватит на покупку обычной электроэнергии и еще останется. Вот этот излишек и можно потратить на те мероприятия, на которые из бюджета средства выделяются не всегда. Например, на проведение биотехнических мероприятий, управление заказниками и так далее.

    Но ведь повышающий коэффициент на зеленую энергию рано или поздно упадет. Что тогда? «Постановлением Минэкономики прописано, что преференции будут действовать в течение 10 лет, — отмечает директор заказника. — В дальнейшем коэффициент действительно будет снижаться. Но даже тогда станция будет приносить прибыль. А что касается затрат на ее строительство, до второго квартала этого года, думаю, мы их окончательно покроем».

    Есть еще один неоспоримый плюс – расположение зеленого объекта. Станция находится рядом со Споровским заказником, занимая небольшую площадь, на которой еще недавно был пустырь, заросший бурьяном. Место, мягко говоря, неэстетичное. Еще раньше, до него, — хозяйство и мастерские, от которых, правда, остались одни воспоминания. Так бы и цвели здесь сорняки, если бы не хорошая идея. «Место это непригодное для пахоты и каких-то других целей. А вот для солнечной станции оказалось в самый раз, — улыбается Вадим Протасевич. — А еще электростанция рядом, так что удобно отдавать наше электричество. Словом, сделали два полезных дела: и пустырь ликвидировали, и станцию поставили».

    Только вот пожинать плоды своих трудов заказники еще не начали – перво-наперво надо возместить затраты на строительство станции, поскольку выделенных международных средств на сто процентов не хватило. Но это не пугает. Напротив, сейчас хорошее время, чтобы подготовить свои предложения и проекты, на которые следует потратить заработанные средства. Именно так, поскольку в фонде решили, что полученные деньги не будут распределяться поровну между заказниками. «Мы приняли решение, что все полученные от продажи солнечной энергии средства аккумулируются в фонде, — говорит Вадим Протасевич, — и выделяются только под конкретные интересные проекты. Нужно не только предложить свою идею, но и доказать, что она лучшая. И мы вместе примем решение, кому деньги выделить».

    Кто-то скажет: несправедливо, а здесь решили, что такой подход заставит заказники сменить потребительскую философию на творческий и активный подход к решению проблем. И то, что это позиция правильная, подтверждают результаты работы в рамках других проектов. А их фонд уже реализовал немало. 

    Вера АРТЕАГА

     

    Комментарий

    Леонид Герасимович, академик НАН:

    — Солнечная энергетика становится выгодной, поскольку сегодня интенсивно снижается стоимость фотоэлементов. К примеру, за последнее десятилетие цены на них упали в четыре раза. Впрочем, если сравнивать с другими видами централизованной энергии, альтернативная энергетика выглядит несколько дороже. Все дело в капитальных затратах, которые достаточно весомы.

    Сроки окупаемости солнечной энергетики при тех преференциях, которые дает государство, сегодня существенно снизились. К слову, за электричество от альтернативных источников государство выплачивает в три раза дороже, чем продает его населению по установленным тарифам. Поэтому с коммерческой точки зрения альтернативная энергетика становится выгодным занятием.

    В Германии и в Беларуси солнечные излучения примерно одинаковы. А там солнечными электростанциями буквально наводнены и производство, и жилищно-коммунальная сфера. Панели установлены на крышах и на земле. Значит, в ближайшем будущем такие же процессы будут наблюдаться и у нас. Не зря Жорес Алферов сказал: «Будущее — за солнечной энергетикой». Но как скоро это произойдет, трудно сказать. Может быть, спустя десятилетия. Ведь не секрет, что сегодня наиболее экономичные источники – централизованные, углеводородные. Но мы с вами знаем и понимаем, что они далеко не безопасны. И если цена природного газа вновь повысится до прежнего предела, то солнечная энергетика, как и другие виды энергии, будет сопоставима по стоимости.

    Рэспубліка

Комментарии (0)