Один из тех вопросов, который активно обсуждается в нашем обществе — повышение пенсионного возраста. Для многих наших сограждан он стал достаточно-таки острым и наболевшим, потому как кто-то вот-вот собирался выходить на заслуженный отдых, однако ввиду необходимости долгожданная пенсия «отодвинулась» на некоторое время, другие же трудящиеся наоборот готовы еще поработать и не согласны мириться со «статусом» пенсионера. Однако тех и других интересует, как на практике будет реализовываться Указ Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», который глава государства подписал 11 апреля 2016 года. Об этом мы поговорили с заведующим сектором пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Ириной Софранковой.
— Ирина Геннадьевна, наш первый вопрос о том, какие коррективы в пенсионное обеспечение внес данный законопроект?
— В целях совершенствования пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях с 1 января 2017 года Указом предусмотрено повышение общеустановленного пенсионного возраста ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет.
То есть женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года — они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года — в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года — в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года, в 57 лет — женщины и в 62 года — мужчины.
Размеры белорусских и российских пенсий индивидуальны, поскольку зависят от параметров стажа и заработка пенсионера, а в России — еще и от объема уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд за периоды работы после 2002 года.
— В связи с повышением пенсионного возраста будет ли изменен возраст для назначения доплат людям старше 75 лет?
— Указом № 137 вопросы изменения возрастной планки для таких выплат не затрагиваются.
Напомню, с 2012 года установлена ежемесячная дополнительная целевая доплата к пенсиям неработающих пожилых людей. С мая текущего года (в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в размере Вг 1 млн 699 тыс. 430) размер доплаты для пенсионеров в возрасте 80 лет и старше составляет Вг424 тыс. 858 (100% минимального размера пенсии по возрасту, этот норматив равняется 25% БПМ), для людей в возрасте от 75 до 80 лет — Вг318.6 тыс. (75% минимального размера пенсии по возрасту).
— Подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии период военной службы?
— Периоды военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и в Вооруженных Силах бывшего СССР (за исключением военной службы на территории Латвии) как включались, так и включаются в стаж работы и оказывают влияние на размер пенсии. Это регламентируется законом “О пенсионном обеспечении”.
Однако для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо иметь в 2016 году не менее 15 лет 6 месяцев работы с уплатой обязательных страховых взносов. Этот страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет. Для родителей детей-инвалидов, многодетных матерей, инвалидов с детства и других социально уязвимых категорий граждан, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (статьи 17-22 закона ”О пенсионном обеспечении”), требуется 5 лет страхового стажа. Периоды деятельности без уплаты обязательных страховых взносов в страховой стаж не включаются.
— Подлежит ли перерасчету пенсия, если имелись периоды работы после ее назначения?
— Пенсионные права формируются до назначения (получения) пенсии. В период получения пенсии формирование пенсионных прав прекращается. Поэтому периоды работы после назначения пенсии засчитываются в стаж работы только при условии неполучения пенсии в эти периоды. Гражданин сам должен решить, когда начинать получать пенсию: раньше, но исходя из стажа меньшей продолжительности, либо в более позднем возрасте, но и в большем размере. При этом предусматривается более весомое увеличение пенсии по возрасту за время работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии.
В частности, согласно статье 231 Закона “О пенсионном обеспечении”, при продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на: 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой.
Комментарии (0)