19 Апреля, 2024 Пятница

Кто и как работает в компаниях - резидентах Парка высоких технологий

  • 02 июня 2016 Экономика Русский 0

    В созвездии Большой Медведицы одна из звезд носит необычное имя Belarus Hi Tech Park — в честь возникшего 10 лет назад белорусского Парка высоких технологий. Сегодня ПВТ не нуждается в представлении, ведь за эти годы он стал для молодежи чем–то вроде отдельной планеты, которая до сих пор кажется далекой и загадочной. При этом вокруг нее образуется мифический ореол, мол, заработать большие деньги здесь легко и просто. Но так ли оно на самом деле? Кто сегодня создает в Беларуси интеллектуальный продукт, который с легкостью выдерживает конкуренцию на мировом рынке? И чем живут и дышат современные программисты, разработчики, веб–дизайнеры и прочие специалисты ИТ–сферы? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспонденты «СБ» на день погрузились в атмосферу Парка.

     Cтоит перешагнуть порог главного административного здания ПВТ, чтобы понять: именно здесь влюбленным в технологии профессионалам удалось создать особенную, непривычную для большинства наших предприятий среду. У этой планеты свой язык: все с легкостью переходят на английский, и даже возвращаясь к русскому вместо «простите» машинально бросают привычное sorry. Говорить на английском языке здесь не просто в порядке вещей, а обязательное условие для успешной карьеры, поэтому многие сотрудники повышают свой уровень до, после, а то и в перерывах между работой. У этой планеты свое время, где рабочий день не измеряют стандартным «с девяти до шести»: работать приходится, ориентируясь на часовые пояса заказчиков от США до Австралии, поэтому рабочий день у одних сотрудников начинается в то время, когда их коллеги собираются домой... Даже привычные для офисов часы здесь не висят в одиночку — сразу несколько показывают точное время в Минске, Нью–Йорке, Лондоне, Гонконге. Да, собственно, в Парке и свое ощущение пространства, где по телевизору о последних новостях рассказывает CNN или Euronews (естественно, на английском).

    В ПВТ сегодня число компаний–резидентов перевалило за 150. С Яной Санько, senior HR manager (то есть старшим менеджером по кадрам, хотя должности здесь порой непросто перевести в привычную классификацию), мы идем по офису крупнейшей компании–резидента — EPAM, где сегодня трудятся около 7.000 сотрудников. На каждом шагу объявления о всевозможных курсах и мастер–классах — от иностранных языков до психологии. Не случайно, ведь главное качество для сотрудников здесь — обучаемость, которое принято называть любопытством. Говорят, на одном «я должен» далеко не уедешь. Поэтому и форматов для обучения тоже предостаточно: хочешь, учись онлайн, хочешь — в живом формате. Есть в компаниях и свои эксперты мирового уровня, которые охотно делятся опытом. Популярен и формат наставничества, когда более опытный сотрудник становится ментором для менее опытного специалиста. Кстати, второе условное требование — осознанность. То есть от сотрудников сферы технологий ждут понимания, для чего они делают ту или иную работу. Такие люди задают больше вопросов и охотнее вникают в нюансы, в итоге лучше понимают целостную картинку. Факт: в современном ИТ–мире заказчиков не волнует, насколько виртуозный код ты можешь написать, куда важнее, как ты повлияешь на их бизнес и каким будет конечный результат.

    Об успехах местных сотрудников лучше всего говорит их уровень жизни. Директор администрации ПВТ Валерий Цепкало не раз повторял: взнос одного программиста в Фонд социальной защиты населения равен взносам 12 индивидуальных предпринимателей! Не случайно айтишники любят приводить в пример и другой веский тезис, мол, косвенные налоги с их стороны государству только в плюс, ведь средний белорусский программист платит их примерно в четыре раза больше, чем среднестатистический работник предприятий. Как пример, парковка возле офисов, которая шаг за шагом завоевывает новые территории. Особенно завораживает вид сверху, когда вереницы машин переливаются на солнце. Подходим ближе — многие авто солидных марок, которые еще недавно так же красовались за стеклом автосалонов. Впрочем, немало здесь и вполне скромных машин, ведь, как признаются айтишники, в этой сфере встречают не по дорогим вещам, а по умению воплощать в жизнь даже самые смелые идеи.

    В соседнем здании на территории Парка сотрудники размещаются по принципу open space (открытого пространства), то есть команда работников сидит в одном помещении, разделенном лишь стеклянными перегородками. Поражает тишина, которую нарушает лишь монотонный стук клавиш. Нужно позвонить по телефону или скайпу? Посреди комнаты есть отличное укромное местечко в виде телефонной будки. Кстати, для тех, кто устал от помещения, создали открытую площадку посреди леса со всеми радостями офисного работника — от Wi–Fi до мягкой бескаркасной мебели.

    А мы проходим в здание бизнес–инкубатора, где как раз награждают школьников — победителей конкурса «Дети рисуют программистов». Да, мечты на бумаге выглядят неплохо, но все же беззаботно по сравнению с реальностью. Вот и Юрий Сударев, руководитель бизнес–инкубатора, ради небольшой экскурсии для нас отменил две встречи. Для ритма ИТ–сферы это уже привычное дело, когда каждый день расписан по минутам. Поэтому и не удивляемся, когда позже в офисе, где над очередным проектом для мирового рынка трудятся дизайнеры, безлюдно у привлекательных, казалось бы, мест для отдыха — приставки с видеоиграми или игрового автомата. Просто некогда.

    Кстати, именно бизнес–инкубатор по–настоящему громко заявил о том, что в Беларуси появилась особенная среда вне времени и пространства, где, сидя в Минске, можно продать свою идею в США или Индию. То есть до этого все понимали, что есть Парк и там что–то делают умные парни за компьютерами, но вдруг секреты мира технологий оказались на расстоянии вытянутой руки для любого, у кого есть отличная идея и смелость, чтобы воплотить задумку в жизнь. Словом, появилось место, которое позволило, говоря международной ИТ–терминологией, развивать стартап–экосистему. В чем секрет? Новый бизнес–инкубатор дал поддержку — от юридической до поиска инвесторов. В итоге сегодня здесь трудятся более двух десятков амбициозных команд, каждая из которых мечтает выстрелить смелой идеей в самых разных сферах, будь то спорт или искусственный интеллект. Еще семь уже переросли в юридические лица, то есть нашли свою бизнес–модель. Частенько в бизнес–инкубатор заглядывают и уже опытные разработчики — на очередной ИТ–семинар, встречу с коллегами из компаний с мировым именем или деловую беседу за чашкой кофе в стильном кафе, напоминающем уютный уголок в сердце Лондона. Вот красная телефонная будка, неподалеку припаркованный на углу Success Alley (Аллеи Успеха) велосипед с милой цветочной корзинкой, а в глаза бросается одна из многочисленных мотивирующих надписей The only real valuable thing is intuition. Albert Einstein («Интуиция — единственная настоящая ценность. Альберт Эйнштейн»). А чуть поодаль за компьютерами сосредоточенно трудятся девушки–стажеры из БГУИР, говорят, в восторге от перспектив и возможностей.

    А мы разговорились со стартапером Еленой Шкарубо, которая занята онлайн–платформой для иностранных гостей — консьерж–сервисом, чтобы за границей путешественники чувствовали себя максимально комфортно и безопасно. Едете, к примеру, в Южную Корею? Через сервис заказываете помощь человека, который говорит на вашем родном языке — от встречи в аэропорту до покупки сувениров. В соседнем кабинете трудятся авторы другого проекта — глобальной системы по построению маршрутов гастролей и туров. Руководитель проекта Олег Тихонов так и говорит: «Добавьте от меня, что здесь я смог поверить в свои силы». Впрочем, работы у парня и его коллег еще много, ведь до презентации в Каннах осталось всего ничего. Да–да, здесь привыкли мыслить именно так: глобально, смело и с прицелом на клиентов в разных уголках мира.

     

    Советская Белоруссия № 103 (24985). Четверг, 2 июня 2016

    Автор: Ольга ПАСИЯКСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)