15 Августа, 2022 Понедельник

Издержки конкурса на стройплощадке

  • 29 июля 2016 Экономика Русский 0

    Либерализация экономики затронула и строительную отрасль. Раньше заказы на возведение значимых объектов за бюджетные деньги — жилья, гостиниц, поликлиник — распределяли облисполкомы. Теперь организации и предприятия получают их на конкурсной основе. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться.

    Вроде как все прозрачно и справедливо: кто предлагает наиболее выгодные условия, тот и выигрывает тендер. Даже у частных фирм, в том числе вновь открывшихся, появилась прекрасная возможность проявить себя должным образом, а значит, быстро встать на ноги, платить работникам достойную зарплату.

    Но есть и обратная сторона медали.

    ...В Круглом на одной из центральных улиц предстояло реконструировать двухэтажный жилой дом. Конкурс проводил районный коммунхоз. Победила одна из коммунальных организаций Осиповичского района. Подрядчик получил предоплату. Однако с совсем несложным и небольшим по объемам заданием организация не справилась. Сказались острая нехватка техники, а главное — специалистов–профессионалов: снабженцев, прорабов, отделочников. Объект пришлось завершать в спешном порядке Круглянской ПМК–266. 

    В Горках для гостиницы «Проня» взялась поставлять и монтировать лестницы частная фирма из Барановичей. Получив заказ, субподрядчик исчез, поставив под угрозу своевременность сдачи объекта. Искать коммерсантов пришлось с милицией.

    Пообщавшись со строителями–профессионалами, можно услышать такие истории, что впору хвататься за голову. Был случай, когда конкурс на строительство серьезного объекта выиграла компания, специализирующаяся на... производстве продуктов питания.

    Не раз подрядчиками и субподрядчиками становились сомнительные фирмы, не имеющие в своем распоряжении материально–технической базы, а в штате — ни одного профессионального строителя. Все их основные средства — несколько компьютеров, установленных в арендованном офисе.

    Как известно, «Белстройцентр», призванный отсеивать подобных «умельцев», не аттестует компании, не имеющие базы и специалистов с профильным образованием. Но ушлые дельцы и здесь находят лазейки. Еще не научившись как следует строить, они в совершенстве овладели искусством выигрывать тендеры. Указывают в своих документах несуществующее оборудование и фамилии аттестованных специалистов из других организаций. Якобы те трудятся у них на половину или четверть ставки. Сбивают цены иногда на 30 — 40 процентов по сравнению со средними по стране. Добившись желаемого, получив заказ на возведение объекта и часто предоплату, руководители сомнительных предприятий вдруг «прозревают»: за такую цену выполнить свои обязательства невозможно. Финал вполне предсказуем: немного побарахтавшись и продемонстрировав в полной мере свою некомпетентность, коммерсанты банкротятся, заказчик остается без объекта и денег. Случаются, конечно, под шумок и ложные банкротства. Разбираться в подобных ситуациях — дело правоохранительных органов.

    Мы же вернемся к добросовестным строителям, не рассчитавшим свои силы и не просчитавшим риски.

    Случалось, когда на Могилевщину приходили вполне благополучные организации из других регионов, причем отдаленных. Но, заранее не продумав, как будут перевозить на большое расстояние свою технику и рабочих, несли огромные убытки на транспортных расходах, терпели фиаско. Бывало стройки лихорадило, сдача объектов затягивалась из–за незнания специалистами основ логистики. Вроде большинство стройматериалов сегодня не в дефиците, да только надо уметь их грамотно, вовремя, с наименьшими потерями доставить на стройку.

    Я намеренно не называю фирмы, продемонстрировавшие свой непрофессионализм. Что с них взять? Появилась лазейка — они и воспользовались. Важно другое: какие принимать меры, чтобы подобные ситуации не повторялись в принципе? Я спросила об этом у заслуженного строителя страны начальника ПМК–266 Николая Патрончика. Вот что он ответил:

    — Пока мы не вполне готовы к распределению заказов на конкурсной основе. Уверен, когда речь идет о строительстве по госпрограммам, об объектах сложных и важных, включая жилье, детские сады и школы, медицинские учреждения, нужно вернуться к прежней практике. Облисполкомы знают, какие организации в их регионе чего стоят. Кроме того, местные власти всегда распределяли нагрузку на строительные компании равномерно, давая им возможность работать без простоев и авралов, своевременно платить людям зарплату.

    КСТАТИ

    Известны случаи, когда в комитеты по архитектуре и строительству облисполкомов поступали жалобы и результаты тендеров отменялись.

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома Игорь Можаровский:

    — Объекты государственного финансирования должны распределяться облисполкомом, и в этом нет никакого ущемления чьих–то интересов. Ведь частные инвесторы смогут по–прежнему сами решать, кому доверить свои объекты, кто будет осваивать их средства.

    КОМПЕТЕНТНО

    Всеволод Адамович, заведующий лабораторией НИИ «Стройэкономика»:

    — Проблема непростая. Нередко за предложениями вернуться к прежнему опыту кроется нежелание управленцев брать на себя ответственность за несвоевременность финансирования строящихся объектов. Мое мнение: нужно разрешить председателям облисполкомов назначать генподрядчиков и генпроектировщиков в исключительных случаях своими решениями — до десяти процентов от объемов финансирования госпрограмм. Вообще же мы не должны ущемлять конкурентную среду. Отсутствие конкуренции, распределение — это вчерашний день, раздутые штаты, неразворотливость, немобильность строительных монстров. А что касается ошибок при проведении конкурсов, мы идем этой дорогой не первый год, и, как говорится, дорогу осилит идущий. На мой взгляд, нужно накапливать опыт, анализировать его и искать пути выхода из сложных ситуаций.

    irina_mendeleva@mail.ru

    Советская Белоруссия № 144 (25026). Пятница, 29 июля 2016

    Автор: Ирина МЕНДЕЛЕВАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)