28 Апреля, 2024 Воскресенье

Трудности возраста 40+. Чаще всего ищут работу люди в возрасте за 40 лет

  • 11 августа 2016 Экономика Русский 0

    Объявления о вакансиях на большинстве сайтов уже давно не содержат ни возрастного, ни гендерного ценза для соискателей. Лишь кое–где можно увидеть осторожные «оптимальный возраст» и «оптимальный пол». Закон в этом смысле суров. Трудовой кодекс запрещает устанавливать ограничения при приеме на работу по полу, возрасту, национальности и другим признакам, которые не влияют на выполнение рабочих обязанностей. Но так ли просто на практике найти место, если тебе «немного за»? Ведь статистика Минтруда и соцзащиты беспристрастно свидетельствует: именно среди возрастной категории «40+» численность безработных наиболее высока.

    Биржа труда: возраст — помеха

    Возле межрайонного отдела трудоустройства «Первомайский, Советский, Ленинский» в Минске уже с утра многолюдно. Кто–то сидит в очереди, кто–то перебирает вакансии за компьютером и в газетах, кто–то нервно курит и жалуется на жизнь. Контингент самый разный: тут и завсегдатаи, которые на месяц–два устраиваются на работу, чтобы откосить от налога на финансирование государственных расходов, и пенсионеры, которые не хотят уходить на заслуженный отдых, и мамы с детьми. Надежда пришла сюда уже не первый раз: работодатели не хотят брать 44–летнюю мать–одиночку. Вздыхает:

    — Многие говорят открыто, что с маленьким ребенком вы нам не подходите, кто–то прячется за другими причинами. Мне очень важен график работы. С последнего места уволилась, потому что получала 200 рублей и, работая по 12 часов в день, практически не виделась с сыном. Уже месяц сижу без дела, сегодня на собеседовании опять отказали...

    Экспресс–опрос среди собравшихся мужчин показывает: если тебе за 40, то работу будет найти сложнее, а если за 50 — получишь разве что низкооплачиваемое место. 58–летний Анатолий вместе с супругой тоже без особого успеха изучает предложения.

    — Самые дефицитные специальности — сторож, контролер — всегда нарасхват. А на некоторые вакансии сторожей и дворников есть даже конкурс, — с грустной улыбкой листает газету с вакансиями Анатолий. — Супруге повезло: она на пенсии, да еще и подрабатывает. В моем возрасте по специальности уже не устроишься — пробовал. Поэтому ищу работу сторожа, контролера, хотя бы за 150 — 200 рублей. Очень сложно.

    У бывшего продавца Натальи свой горький опыт:

    — Когда в 51 год теряешь работу, то ты за бортом: устроиться можно либо уборщицей, либо сторожем. Чаще всего по своей специальности ты уже никому не нужен, и у тебя есть выбор: искать дальше, сидеть дома или согласиться на любое место.

    Сайты по трудоустройству: вопросы без ответов

    Быть может, помогут специальные сайты, где предложения с вакантными местами для самых разных специальностей и хорошими зарплатами есть всегда? Звоню. Продавцами, консультантами и менеджерами по продажам в 8 из 10 объявлений хотят видеть женщин не старше 30 лет. По одному телефону сразу ответили, что дамы их не интересуют. На вопрос «почему?» не получила внятного ответа: сначала мне что–то пробормотали про декреты и больничные, потом обвинили в недостатке опыта и бросили трубку. И только по одному номеру условную 45–летнюю безработную маму с ребенком пригласили на собеседование. Потом к эксперименту подключился коллега. Опять от ворот поворот. Скажем, хоть на большинство строительных вакансий искали мужчину обязательно с опытом работы, без вредных привычек и судимостей, стоило заикнуться о возрасте — 50 лет, как интерес у работодателей мгновенно улетучивался. Кто–то обещал перезвонить в случае чего, кто–то прямо указывал на годы... Даже сторожей искали помоложе.

    Консалтинговые компании: надо смотреть конкретно

    По наблюдениям директора консалтинговой компании «Административный ресурс» Алексея Немковича, работодатели при выборе сотрудника руководствуются не столько трудовым законодательством, сколько здравым смыслом, как они его понимают. Точно так же, как и соискатели.

    — Безусловно, работодатели выставляют возрастные рамки, когда обращаются к нам, — объясняет Алексей. — Чаще всего этот диапазон зависит от позиции, на которую ищут человека. Если это должность главного бухгалтера или начальника производства, то понятно, что работнику может быть далеко за 50, зачастую именно такой возраст и полученный опыт особо ценятся в профессии. Но многим сложно представить 50–летнего менеджера по продажам или администратора в молодежном заведении. И здесь наши клиенты руководствуются собственными предубеждениями. Безусловно, мы стараемся расширить возрастные рамки, предъявляемые клиентом. Настоятельно сдвигаем их от описания «нужного человека» к описанию позиций и задач, которые необходимо выполнять на рабочем месте. Ведь абсолютно все равно, кто будет вести систему бухгалтерского или управленческого учета: 30– или 50–летний сотрудник. Иной вопрос, что молодой гораздо чаще умеет использовать новые программы и автоматизированные системы. Естественно, в быстро изменяющемся мире людям 50 — 60 лет сложнее конкурировать с молодежью. Но сложнее не в силу возраста, а в силу неготовности к изменениям, незнания каких–либо технологий, утраты некоей подвижности и гибкости, которая делает людей более адаптивными, мобильными и восприимчивыми к новому. Хотя лично мое мнение: нужно всегда смотреть на конкретного человека и стараться понять, способен он решить поставленные задачи на той или иной позиции либо нет.

    Конечно, работодатели и консалтинговой компании никогда не скажут в открытую, что их не устраивает возраст — прячутся за другие формулировки. Мол, нет опыта, нужных навыков... С одной стороны, каждый владелец бизнеса имеет собственный взгляд на то, как должно развиваться его дело. А с другой — как снять с его глаз шоры, втолковать, что в нашем мире, где люди живут все дольше, а период активного долголетия все больше, годы — далеко не главный критерий при выборе персонала? Похоже, пока не придет это понимание, предложение и спрос на рынке труда будут обидно не совпадать. Вот итог: в среднем безработные белорусы ищут работу 4,8 месяца. И далеко не каждый находит то, что искал, соглашаясь в итоге на любое место.

    КОМПЕТЕНТНО

    Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег ТОКУН:

    — Острых проблем с трудоустройством людей зрелого возраста мы не наблюдаем. Сегодня 45 — 50 лет — самый продуктивный период. На 1 июля нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите было заявлено о наличии 37.762 вакансий, а безработных на учете состояло 47.242 человека. Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 1,7 на 1 июля 2015 года до 1,3 безработного на одну вакансию. Работы достаточно, другое дело, что действительно иногда запросы соискателей и предложения нанимателей не совпадают. Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, конечно, присутствует.

    ЦИФРЫ «СБ»

    По данным Белстата, в июне число уволенных работников превысило число принятых на работу: 65,6 и 54,9 тысячи человек соответственно. Такая тенденция наблюдается на протяжении всего года. А значит, конкуренция за рабочие места не снизится. Неудивительно, что работодатели могут диктовать свои условия, в том числе и касательно возрастных рамок.

    ФАКТЫ «СБ»

    Более 437 тысяч белорусов продолжают трудиться после выхода на пенсию, а средний возраст работающего — 41,3 года.

    olga.zybenko@gmail.com

    Советская Белоруссия № 153 (25035). Четверг, 11 августа 2016

    Автор: Ольга ЗУБЕНКОСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)