28 Марта, 2024 Четверг

За июнь-июль в стране арестованы 35 автомобилей, которые использовались для незаконного извоза

  • 26 августа 2016 Экономика Русский 0

    За таксистов–нелегалов взялись всерьез. Об этом красноречиво свидетельствует такая цифра: только за июнь–июль в стране арестованы 35 автомобилей, которые использовались для незаконного извоза. Всего за эти два месяца налоговые органы совместно с ГАИ МВД выявили 167 фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. Министерство по налогам и сборам намерено положить конец деятельности так называемых «бордюрщиков».

     Заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич объясняет принципиальную позицию МНС:

    — Ведь нелегал, по сути, отнимает кусок хлеба у своего коллеги, который занимается легальной деятельностью и платит налоги в казну. Возникают неравные условия ведения бизнеса, которые отражаются и на пассажирах, страдающих от некачественно оказанных услуг. Поэтому мы продолжим бороться с этим злом. Целенаправленно занялись нелегалами с начала лета, увидев же результат, решили продолжить такую работу и в августе.

    — Владимир Валерьевич, у многих на слуху апрельская история, когда водитель, подвезший случайного попутчика, был обвинен в незаконном предпринимательстве. Впоследствии суд не нашел доказательств его вины. Нет ли среди владельцев 35 арестованных автомобилей людей, которые нарушили закон впервые?

    — Вы обратили внимание, что не в каждом из 167 фактов незаконного извоза арестовывался автомобиль? Это потому, что столь крайняя мера применялась исключительно к гражданам, уличенным в систематическом извлечении незаконного дохода. К тем, говоря официально, в отношении которых установлены доказательства осуществления нелегальных перевозок, направленных на систематическое получение дохода. Заметьте, что налоговые органы не конфискуют автомобили, а лишь накладывают на них арест. Решение о конфискации принимает суд, и наши сотрудники должны иметь достаточно доказательств вины конкретного человека, чтобы оправдать такую серьезную меру, как арест его имущества. Поэтому у людей, впервые взявших деньги за то, что подвезли случайного попутчика, никто машину изымать не будет. Ограничимся предупреждением или штрафом.

    — Известен случай в Волковыске (сегодня мы рассказываем о нем подробнее), когда суд конфисковал у нелегала уже два автомобиля, а он упорно продолжает заниматься незаконным частным извозом, скоро лишится и третьей машины. Не кажется ли вам, что карательные меры малоэффективны, если не подкреплять их другими, более приятными стимулами? Например, льготным налогообложением для тех, кто впервые пришел в такси?

    — Знаете, если кого–то освободить от налогов, значит, его финансовую нагрузку должен принять на себя кто–то другой. Иначе у нас не будет ни здравоохранения, ни образования, ни соцзащиты, ни хороших дорог. Кроме того, мы уже пробовали этот пагубный путь: когда были введены льготы для бизнеса, который только встает на ноги, руководители многих компаний мигом закрыли свои предприятия, чтобы зарегистрироваться в качестве начинающих бизнесменов для получения льгот. Вместо поддержки вышла лишь лазейка для ухода от налогообложения. Поэтому для такси, на мой взгляд, будет правильным другой подход: не отмена налогов, а облегчение условий деятельности. Надо посмотреть, стоит ли вводить излишне жесткие требования о возрасте машин, их частых техосмотрах, размере страховых взносов, регулярном освидетельствовании водителей. А что касается случая в Волковыске, то, как вы знаете, введение уголовной ответственности и конфискации автомобилей за нетрезвое вождение тоже ведь не остановило всех любителей сесть за руль пьяным...

    — Для желающих подработать извоз — золотой ключик. Но он становится «разводным» для налогов, стало быть, для общества. Каким образом сейчас выявляются нелегалы, регулярно занимающиеся извозом?

    — Всех механизмов раскрывать не буду, отмечу несколько. У нас есть средства видео– и фотофиксации, используем показания свидетелей, закрепляем доказательства контрольными закупками силами своих сотрудников. Но главное — на нашей стороне огромная армия добровольных помощников в лице легально работающих таксистов, которые ратуют за честную конкуренцию в своем бизнесе.

    Добавим, что в конце июля Министерство по налогам и сборам призвало граждан помочь в деле выявления таксистов–нелегалов. Были опубликованы телефоны контакт–центра налоговых органов — 189 либо (8–017) 229–79–79. По словам пресс–секретаря МНС Сергея Шкута, за прошедший месяц белорусы активно подключились к борьбе с «бордюрщиками», сообщая о случаях незаконного предпринимательства среди перевозчиков.

    Три раза в одну воронку

    Житель Волковыска в очередной раз попал в поле зрения налоговиков. Инспекция Волковысского района вышла на след нелегального перевозчика во время очередного рейда. Тот курсировал между районным центром и поселком Россь. Как выяснилось, в биографии Б. налоговая появлялась не единожды. Он — нелегал с большим стажем. С 2009 по 2015 год пять раз привлекался к административной ответственности. Два его автомобиля конфискованы плюс штрафы на тысячу рублей.

    — Изначально на «Ситроен С5», на котором водитель перевозил пассажиров, не имея госрегистрации и лицензии, налоговая инспекция наложила арест, — рассказали в инспекции МНС по Волковысскому району. — Машину оценили в 8 тысяч рублей. Но буквально полгода назад у него уже изъяли автомобиль стоимостью 6 тысяч рублей! Вину он полностью признал. Однако зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя отказался.

    По результатам рассмотрения материалов проверки экономическим судом Гродненской области вновь вынесено решение о привлечении нарушителя Б. к административной ответственности. Это штраф 420 рублей и конфискация средства совершения административного правонарушения — автомобиля.

    Взгляд от бордюра

    Борьба налоговиков с нелегальными извозчиками — лишь локальный участок фронта. И даже полный успех здесь не гарантирует достижения главной цели, ради которой такси и существует: удобства клиентов. В этом убеждает разговор с тремя водителями минских такси. Выборка случайная, но все охотно пошли на контакт — наболело! Всем ± 50 — люди опытные. Все работают легально и, казалось бы, должны аплодировать усилиям налоговиков. Но их общее мнение звучит достаточно жестко: нельзя сосредоточивать государственные усилия лишь на борьбе с нелегалами. Проблем в такси больше.

    Одна из них — отсутствие стоянок. Возле торгового центра на минской улице Сурганова мы нашли «Весту» Бориса:

    — Я стою здесь, потому что больше негде. Испокон веку была стоянка на площади Калинина — убрали. Убрали на Сурганова, возле академии искусств. Где нам стоять? Каждый ищет где и как может. Иногда и нарушать приходится...

    Виктор на «Поло» подтвердил, что стоянок практически не осталось или расположены они неудобно: «Возле «Комаровки» остались только маршрутки. Куда человеку с тяжелыми сумками деваться — до ЦУМа топать? В Чижовке стоянка практически на пустыре. Там люди почти не ходят. Пересечение Одоевского и проспекта Пушкина. Разве это место? Такси нужны там, где есть люди. Неужели пассажир, выйдя из метро на «Пушкинской», будет километр шагать до Одоевского или вызывать такси по телефону без конкретного адреса? Он будет голосовать и... тем самым стимулировать нелегалов».

    Место Виктора занял Валерий на «Логане», который еще в советские времена работал в государственном таксопарке. Его резюме: «Стоянок практически нет, и могу назвать причину. Они были тогда, когда государство занималось таксомоторными перевозками. Оно ушло из этой ниши, никому дела до наших проблем нет».

    Валерий утверждает, что нелегалов в последнее время стало кратно больше. Водители уходят в тень с введением строгих мер контроля. Указывает на прибор СКНО (средство контроля налоговых органов в машине). Ушли и ничем не рискуют, перевозя только знакомых и постоянную клиентуру. Его мнение:

    — У нас остались только частные такси. Как только государство создаст свой таксопарк, пусть не на тысячу машин, как прежде, хотя бы маленький, машин на сто, поверьте мне, все пойдет по–другому. Но государству это почему–то неинтересно.

    При всей спорности этих мнений в них есть рациональное зерно. Уж где–где, а в нашей стране с ее социально ориентированной экономикой признано, что целиком полагаться на роль рынка нельзя: он нуждается в регулировании и регулируется. Но только не рынок такси. Он полностью отдан в частные руки. Свою контрольную функцию по отдельности исполняют ГАИ, Минтранс, налоговые органы, местные власти... Известные всем проблемы, однако, годами не решаются. Может быть, государство рановато самоустранилось, удалилось из социально и экономически значимой сферы, предоставив водителя такси и пассажира самим себе? Думается, проблема заслуживает того, чтобы обсудить ее на государственном уровне. А для начала — в конференц–зале «СБ».

     

    Советская Белоруссия № 163 (25045). Пятница, 26 августа 2016

    Автор: Татьяна КОНДРАТЬЕВА, Виктор ПОНОМАРЕВ, Роман РУДЬСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)