29 Марта, 2024 Пятница

"Сукно" под сукном

  • 06 сентября 2016 Экономика Русский 0

    «Возродить нельзя закрыть» — почему хотят породниться два ОАО: «Камволь» и «Сукно»

    ОАО «Сукно» основано в 1945 году, это единственное в стране предприятие, специализирующееся на производстве тонкосуконных тканей. Здесь выпускают также одеяла, ватин и пряжу. В настоящее время доля государства в уставном фонде предприятия — более 67 %.

    Как завтра стало вчера

    Еще три десятка лет назад текстильная промышленность Беларуси считалась самой развитой на постсоветском пространстве. Но в первой половине 2000-х, когда плачевное состояние комбинатов скрывать стало уже невозможно, предприятия-производители забили тревогу. Однако и тогда ОАО «Сукно» на общем фоне выглядело относительно неплохо. Судите сами. В 2013 году ОАО «Камволь» хотели присоединить к более устойчивому и экономически сильному «Сукну». Но за эти три года тонкосуконный комбинат из лучшего предприятия отрасли скатился в долговую яму, а поступления от продаж составили… 200 млн неденоминированных руб­лей в месяц в нынешнем году. И это при том, что в том же 2013-м старые станки заменили двадцатью новыми французскими. Долг предприятия перед банками за проведенную «модернизацию» достиг 850 млн евро.

    Куда ушли такие деньги, пытается разобраться новый руководитель Дмитрий Куницкий, который в должности работает пару месяцев. И вывод напрашивается один: у предшественников просто не было идей, как эффективно потратить выделенные на реконструкцию средства. Вместо вложений в обновление производства кредитные деньги уходили на установку нового забора и системы видеонаблюдения, на асфальтирование неиспользуемой части территории. Даже импортные станки приобрели не в полной комплектации:

    — Это как купить кузов автомобиля, а про мотор, самую дорогую деталь, забыть, — рассказывает директор. — Сегодня, чтобы перезапустить эти станки на новый артикул ткани, требуется три дня. Машинка, которая стоит 200 тысяч евро и которую забыли купить, сделает это за 12 часов. Фактически последние полгода предприятие выживало за счет вырученных средств от продажи площадей на улице Клары Цеткин и платежей арендаторов — большая половина зданий сдается в аренду. При этом сам технологический процесс практически не обновлялся.

    Есть большая проблема, связанная с квалификацией управленцев. Предприятие дышит на ладан, но производственники не работают над главным — экономией. Без нее мы не сможем конкурировать на рынке и идти вперед. Снижение себестоимости — главная задача, стоящая перед любым производителем, но для этого необходимы специалисты со свежими идеями. Нужны новые технологии, без которых сейчас невозможно развивать производство и снижать затраты. Костяк администрации сложился на предприятии несколько десятилетий назад, и людям, 30 лет трудившимся по одному шаблону, к сожалению, нелегко перестроиться на требуемый ритм.

    В 2013-м в модернизацию тонкосуконного комбината было вложено 850 млн евро. Но до июля 2016 года предприятие оставалось убыточным.

    О дне насущном

    Лозунг «Экономика должна быть экономной» на ОАО «Сукно» благополучно забыли.

    В мае за электроэнергию пришлось выложить более 1,5 млрд (неденоминированных) рублей. Парадокс, но, имея штат экономистов, бухгалтеров и заместителя генерального по экономике, предприятие не пыталось сэкономить даже на элементарных вещах. А ведь решения, по словам Куницкого, лежали на виду. И теперь их воплотили в жизнь. Во-первых, пересмот­рели рабочий распорядок. Сместили время обеда на период пикового потребления электричества. Людей в цехах перевели на вахтовый метод труда, чтобы максимально использовать энергию, вырабатываемую одним котлом вместо двух, ранее работавших параллельно. В зависимости от загрузки спланировали интенсивность работы вплоть до ночной смены.

    Пришлось сотрудников обучать элементарной культуре потребления электроэнергии: раньше никого не заботило, что в полупустых помещениях и складах готовой продукции по полной программе использовалось электричество. Компактная перестановка оборудования также позволила сэкономить. Несложная бережливость дала комбинату в итоге выигрыш более чем в 400 млн (неденоминированных) рублей за прошедший июль. 

    Брак по расчету

    Три года назад «поженить» ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» не получилось. Пожалуй, пришло время нового сватовства. Два предприятия в одном городе, имеющие до определенного момента одинаковое производство, по логике должны находиться под одной крышей. Только на сей раз в «примаки» следует отправлять «Сукно».

    По мнению директора, проводить модернизацию ОАО «Сукно» сегодня, пожалуй, бессмысленно. На самом деле «Сукно» и «Камволь» не противники и не соперники. Предприятия не выпускают аналогичную продукцию. Их объединение позволило бы не только увеличить ассортимент, но и снизить стоимость закупаемого сырья. А если к закупкам подключить еще и Слонимскую камвольно-прядильную фабрику, то в итоге могут выпускаться трендовые ткани, которые обязательно привлекут клиентов. Ведь при кооперации появится возможность еще сэкономить: новое оборудование «Камволя» справится не только с собственными потребностями, но и нуждами «Сукна».

    Сегодня на тонкосуконном комбинате определяются, какая ниша на современном рынке им по плечу. На продукцию премиум-класса с нынешней ситуацией замахиваться слишком самонадеянно. Низкий сегмент, как по цене, так и по качеству, заняли китайские производители. Но у предприятия еще есть возможность прихватить здесь свой кусок за счет соотношения цены и качества полушерстяных тканей. Совсем недавно белорусским швейникам предложили новинки комбината. Крупнейшее предприятие «Калинка» сразу же выбрало 15 образцов.

    Поменявшему за последние годы не один состав руководства, пережившему коррупционные скандалы тонкосуконному комбинату еще предстоит выбираться из кризисной ямы, подстраиваясь под новые экономические условия. Первые шаги по оздоровлению уже предприняты. Достигнута определенная экономия энергозатрат. Продолжается обновление штата. Для продукции еще открыта дорога на российский рынок. Появилась возможность занять нишу и в Казахстане. Несмотря на то что там построены современные текстильные и швейные предприятия, еще остаются проблемными определенные технологические процессы. Азербайджан в рамках ЕврАзЭС получил налоговые преференции на закупку белорусского сукна.

    У белорусских тонкосуконщиков появился повод для оптимизма. Если в начале 2016-го продавали 12 тысяч погонных метров тканей в месяц, то уже летом — порядка 26 тысяч. Выручка от реа­лизации продукции в последнее время составляет свыше 5 млрд неденоминированных рублей (в начале года — меньше 2 млрд).

    Как бы ни складывалась ситуация вокруг ОАО «Сукно», предприятие должно выжить и сохранить свою нишу на рынке. Ведь главный залог успеха: производство недорогой и качественной ткани. Тогда покупатели придут сами.

    Автор: Ирина РЖЕУССКАЯМинский курьер

Комментарии (0)