01 Марта, 2021 Понедельник

Куда мы катимся. На нашем авторынке уже продаются 9 моделей электромобилей

  • 11 октября 2016 Экономика Русский 0

    Одна из историй о великом изобретателе Николо Тесле рассказывает, что однажды он снял бензиновый двигатель с нового автомобиля фирмы Pierce-Arrow и заменил его электромотором переменного тока мощностью 80 лошадиных сил. Свидетелями события были тысячи людей. Транспортное средство развивало скорость до 150 км/ч и обладало характеристиками лучшими, чем любой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Однако когда СМИ и народная молва стали обвинять изобретателя в заключении союза с силами вселенной, он вспылил. Снял с транспортного средства таинственную коробку, разбил ее и возвратился в свою лабораторию в Нью-Йорке. А потом тайна ушла вместе с ним. Возможно, тогда, в 1931 году, человечество так и не совершило один из главных прорывов, пойдя по иной ветке научно-технической эволюции. Кто знает, случись все иначе, может быть, в эти дни мы бы не катались на привычных всем автомобилях, а рассекали бы на электрокарах. А так эти устройства только сегодня начали входить в наш быт.

    Электромобили — штука интересная, хоть пока и не очень распространенная. Высокие цены на такие устройства препятствуют появлению массового спроса, но это скорее вопрос времени. При желании и развитии технологий можно наловчиться делать машины и подешевле. Главная проблема — инфраструктура. Ведь АЗС у нас в стране — тысячи, а вот специализированных зарядных станций почти нет. Владельцы электромобилей, которых пока единицы, вынуждены довольствоваться розеткой у себя дома.

    В прошлом году на планете было продано полмиллиона электрокаров. Ерунда, если сравнивать с традиционными авто. Между тем есть государства, где эти технологии внедряются весьма активно. Например, в Китае, на который пришлось более 60% мировых продаж. А в Норвегии доля электромобилей достигла впечатляющего показателя в 20,3%. Теперь каждое пятое транспортное средство, зарегистрированное в этой скандинавской стране, имеет электрический двигатель. Произошло это во многом благодаря усилиям государства. Покупка электрокара не облагается налогом, владельцам таких автомобилей предоставляется бесплатный проезд по платным участкам трасс, а также льготная парковка в центрах крупных городов.

    Одной из наиболее удобных для владельцев электромобилей стран являются США. В особенности комфортно живется тем, кто отказался от бензина, на западном побережье — в Сан-Диего, Сан-Франциско и Портленде «разбросано» по 100 «заправочных» станций для таких машин. Вполне достаточно, чтобы передвигаться по городским улицам и не волноваться о том, чтобы не остаться посреди дороги с разряженным аккумулятором.

    И все же, чтобы стать мейнстримом, электромобилям еще далеко. Для того чтобы всерьез побороться с бензиновыми машинами, индустрии предстоит устранить еще немало минусов в конструкции и эксплуатации электрокаров. О плюсах электромобилей сказано уже много. Во-первых, они гораздо эффективнее тех, что ездят на бензине. В среднем электрокар преобразует в механическую около 60% электрической энергии. В то же время машина на бензине использует топливо с эффективностью в 17—20%. Во-вторых, такие транспортные средства просто идеальны с точки зрения экологии. Они не загрязняют окружающую среду опасными выхлопными газами, а производство «топлива» для них не требует опустошения природных запасов нефти. Но существует и множество отрицательных моментов, связанных с использованием таких машин. Например, до сих пор они не позволяют совершать длительные поездки на несколько сотен километров и предназначены в основном для передвижения в пределах одного города. Представить себе электрокар, спокойно выдерживающий поездку из Минска до, скажем, Гомеля и обратно, пока невозможно.

    С одной стороны, от этого минуса легко было бы избавиться, построив развитую сеть станций подзарядки аккумуляторов электрокаров. Но и здесь не все так гладко. Время полного заряда современного электромобиля может составлять в лучшем случае час, но обычно заряжать транспортное средство приходится гораздо дольше. Даже для быстрой и неполной подзарядки требуется как минимум 30 минут. Что все это время должен делать водитель, непонятно. Пока производители электрокаров советуют заряжать свои машины ночью дома. Ну и, наконец, электромобили просто-напросто очень дорого стоят. Цены на модель эконом-класса начинаются от 20 или 30 тысяч долларов. Никакого сравнения с традиционными авто.

    По данным на 1 октября прошлого года, в нашей стране было всего лишь 27 электромобилей (0,001% от их общего количества). Всего легковых авто на эту же дату насчитывалось около 2,95 млн. Впрочем, у аналитиков с этим направлением ожидания неплохие. Международное энергетическое агентство и аудиторская компания KPMG недавно выступили с прогнозом, согласно которому доля продаж электромобилей на мировом рынке автотранспортных средств к 2025 году не превысит 15% и составит 20 млн единиц. Пессимистичный сценарий учитывает данные прогноза развития электромобилей и электробусов в странах СНГ, а также статистику продаж автомобилей у нас в 2012—2015 годах. Согласно оценкам, доля электромобилей на рынке автотранспортных средств СНГ через 10 лет может составить 5% продаваемых на этом рынке машин. По оптимистичному сценарию, к 2025 году в нашей стране будет        30,82 тыс. легковых электромобилей и   1,88 тыс. электробусов, по пессимистичному — 9,37 тыс. легковых электромобилей и 0,59 тыс. электробусов. При этом, как ожидается, через 10 лет легковые электромобили и электробусы будут потреблять около 250 млн кВт/ч электроэнергии в год, но по пессимистичному сценарию в 3 раза меньше — 78 млн кВт/ч.

    Летом нынешнего года белорусских автолюбителей обрадовали — желающим приобрести за границей электромобиль не нужно платить растаможку. Таможенные пошлины на ввоз электромобилей в страны ЕАЭС отменили до 31 августа 2017 года, и ставки таможенной снизились с 17% до 0%. Решение не коснулось авто с гибридным двигателем и плагин-гибридных авто. Но эта новость в итоге оказалась омрачена другими обстоятельствами. На границе покупателя электромобиля ждет сюрприз — уплата 54% таможенной пошлины от таможенной стоимости электрокара, которому еще нет 3 лет. Либо 20% для электромобилей в возрасте от 3 до 5 лет.

    Не исключено, что первый шаг к развитию у нас рынка электрокаров будет сделан через сектор общественного транспорта. Под Минском в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» корпорация «Синьджу» совместно с белорусскими производителями строит завод по выпуску суперконденсаторов для электробусов. Этот накопитель энергии — альтернатива аккумуляторам, заряжается почти моментально, секунд за 30. А предприятие «Белкоммунмаш» займется выпуском на базе этих суперконденсаторов современных электробусов. Вернее, уже занялось — первые две машины, как обещали нам, будут курсировать по Минску уже в конце года, а в начале следующего на дороги выедут еще 18 машин.

    МНЕНИЕ

    Сергей КАМОРНИКОВ, заместитель генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть»:

    — У нас в стране уже установлено примерно с десяток станций для подзарядки электромобилей. Новые технологии мы внедряем, но все равно пока стоит говорить, что только присматриваемся к этому направлению, оцениваем, как оно себя поведет. Так что решение о комплексном развитии этой инфраструктуры пока не принято. Следует понимать, что зарядная станция для электроавтомобилей, которая поддерживает самый современный стандарт, — это очень дорого и с точки зрения строительства, и с позиции эксплуатации. Чтобы вы понимали, поясню, что только покупка оборудования обойдется минимум в 50 тыс. евро. Пока у нас в стране не появится достаточного количество электрокаров, развивать инфраструктуру нет смысла.

    КСТАТИ

    Из-за постоянно возрастающего спроса на аккумуляторные батареи со стороны заводов по производству электромобилей поставщики литий-ионных аккумуляторов в этом году подняли цены на 10—15%, а для изготовителей ноутбуков и вовсе ограничили поставки. В свою очередь, производители батарей находятся под давлением рынка металлов. За 2015 год стоимость карбоната лития выросла на мировых рынках в среднем на 28%, а в первом полугодии 2016-го — еще на 47% относительно прошлогодней цены. 

    Автор: Александр БЕНЬКОРэспубліка

Комментарии (0)