29 Марта, 2024 Пятница

Новые направления старых дорог

  • 01 ноября 2016 Экономика Русский 0

    Сеть платных дорог становится все шире. Преимущества новых магистралей очевидны. Скорость, безопасность, удобство. Нет сомнения: для того чтобы дорожные артерии работали на людей и экономику, они должны отвечать современным требованиям. А за качество нужно платить. Это условие распространяется в основном на все транспортные средства, кроме легковых автомобилей с общей массой менее 3,5 тонны, которые зарегистрированы в странах Евразийского экономического союза. Однако оказалось — не для всех платные дороги обернулись безоговорочными плюсами. Сегодня в районах подсчитывают нежданные расходы, которые принесли реконструированные километры.

     Последние штрихи на скоростной трассе М-5 Гомель — Минск. Глобальная реконструкция дороги завершилась участком Бобруйск — Жлобин, который был открыт летом. Ныне заканчиваются работы по внедрению электронной системы оплаты за проезд. На глазах магистраль одевается в арки–«рамки». И уже с 1 ноября все участки трассы М-5 станут платными. Автобусные парки районов Гомельской области, чьи пригородные маршруты пересечет обновленная магистраль, нынче с калькулятором анализируют сеть пассажирских перевозок на селе. Гомельскому, Жлобинскому, Буда–Кошелевскому и другим «приближенным» районам придется воспользоваться альтернативными путями или платить. Примеры тому уже есть.

    Жлобинский район. Территория Краснобережского сельского Совета. Агрогородок Красный Берег. Известный туристический маршрут, по которому тысячи людей направляются, чтобы увидеть мемориальный комплекс памяти белорусских детей — жертв фашизма и возрожденную старинную усадьбу Козел–Поклевских XIX века. От райцентра всего полчаса пути. И с транспортом в Красном Береге все в порядке. Любая деревня позавидует. Есть железная дорога, автобусы. Однако в последнее время автобусных рейсов стало меньше. Расспрашиваю у местных. Пенсионерка Валентина Кителева рассказывает то, что видит и знает наравне с другими жителями:

    — Раньше через наш агрогородок проходило несколько сельских автобусных маршрутов, был и прямой Красный Берег — Жлобин. Теперь иначе. Прямой убрали. Проходящие автобусы в основном заходят на железнодорожную станцию. Для краснобережских это нормально. А вот тем, кто из ближайших деревень едет в нашу больницу, нужно около километра пройти. Автобусников винить не в чем. Магистральная дорога теперь платная.

    Председатель Краснобережского сельисполкома Валерий Роговский уже официально раскладывает ситуацию по полочкам. Заверяет, сильно не потеряли. Но перемены действительно есть:

    — Прежние маршруты пустили по другой дороге, в объезд платной трассы. Причем не только из–за дополнительных расходов, но и отсутствия на этом участке М-5 безопасного разворота для местных автобусов. Что получилось? Раньше, например, маршрут Жлобин — Дворище шел через деревни Белица, Сеножатки, Горбачевка и так далее. А теперь переместился на другую сторону, став более протяженным: Новики, Малевичи, Малевичская Рудня, Борщевка, Змеевка... Однако даже при всем этом соцстандарт по пассажирским перевозкам перевыполняется. Отчасти обделенной оказалась только Горбачевка, где проживают около 30 человек. Хотя и здесь норма соцстандарта выдерживается с большим запасом.

    В Жлобинском филиале ОАО «Гомельоблавтотранс» обошлись бы без вынужденных перемен, от которых стараются максимально оградить пассажиров. Но сегодня автопарки считают каждую копейку. Ведь пригородные перевозки, а это деревенские маршруты — социально значимая миссия. Такие рейсы не приносят прибыли. Размер тарифов определяют местные органы власти. Они же по мере возможности компенсируют транспортникам расходы, которые не покрываются стоимостью проезда. Казалось бы, зачем тогда экономить на «дорожной» плате, если казна все равно их восполнит? Да и никто не мешает исполкомам повысить тариф.

    Только не все так просто. Для деревенского жителя и 50 копеек имеют значение. Именно поэтому маршруты на селе называются социально значимыми. На них не заработаешь, но они необходимы. Бюджет действительно по мере возможности покрывает «социальные» затраты автопарков, чтобы не усложнять их  финансовое положение. Вот только не видно логики. Из одного своего кармана (за пригородные перевозки) бюджет перекладывает в свой же другой (за пользование республиканскими дорогами). Зачем лишние движения, которые требуют чьих–то трудовых затрат и бумажного оборота, то есть очередных расходов? Быть может, рациональнее исключить из плательщиков регулярные пригородные пассажирские перевозки, которые выполняют социально значимый заказ?..

    Сегодня это актуально и для других областей, где платные магистрали пересеклись или пересекутся с сельскими маршрутами. И в масштабе все не так мелко, как может показаться на первый взгляд. Ведь если приходит что–то новое, то улучшать и облегчать жизнь оно должно всем. И тем, кто постоянно пользуется современными магистралями, и тем, кто живет рядом с ними — вдали от больших городов, мощных потоков, глобальных планов.

    КСТАТИ

    В Министерстве транспорта и коммуникаций уточнили, что к ним не поступали обращения граждан по такому вопросу, однако выразили готовность изучить тему и дать исчерпывающий ответ. Здесь же в качестве примера привели ситуацию по школьным автобусам, маршруты которых также пересекаются с платными магистралями. В этом случае расходы, связанные с оплатой проезда, сфере образования компенсирует бюджет.

    ФАКТ

    Более 1,5 тысячи километров автомагистралей страны являются платными. Госпрограммой по развитию и содержанию дорог в Беларуси предполагается к 2020 году довести эту цифру почти до 2 тысяч.

    МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ

    Владислав Ткачев, председатель ассоциации фермеров Гомельской области:

    — К сожалению, введение оплаты за проезд отразилось и на фермерах. Одно дело — производственные вопросы. Здесь надо платить — и точка. Другое — участие в сельскохозяйственных ярмарках крупных городов и областного центра, когда решается социальная задача. Вот здесь многие фермеры, которые не могут объехать платную магистраль, от участия в них отказываются. У нас и без того невысокие цены на сельхозпродукцию, а когда сверху ложатся дополнительные расходы на дорогу, теряется всякий коммерческий интерес.

    КОМПЕТЕНТНО

    Александр Шишко, заместитель министра транспорта и коммуникаций:

    — В каждом случае будем разбираться отдельно. Корректировать маршруты из–за изменений в дорожной сети — такого быть не должно. Так или иначе, чтобы создать новый маршрут, для начала его нужно отработать и согласовать с дорожниками, представителями Госавтоинспекции и местными органами власти. Что касается механизма возмещения затрат, то для исполкомов он определен.

    Дачники тоже пассажиры

    Около четырех десятков пригородных маршрутов, развозящих пассажиров по ближайшим к Минску садовым товариществам, с наступлением ноября уйдут в традиционный «зимний отпуск». Вплоть до весны. «Но ведь давно прошло то время, когда на дачи ездили исключительно летом, — считают дозвонившиеся в редакцию «СБ» обладатели «соток» в кооперативах вблизи деревни Рабушки Минского района. — Людей, конечно, в это время года не так много, как в сезон, но отнюдь не единицы. Мало того что из–за строительства второй Минской кольцевой автодороги транспортное сообщение и так значительно ухудшилось — автобусам и легковым авто приходится наматывать круги в объезд, причем по разбитым проселкам, так и число рейсов планируют значительно сократить».

    В минском государственном учреждении «Столичный транспорт и связь», которое занимается формированием маршрутной сети, обращают внимание не только на снижение пассажиропотока, но и на социальный стандарт, опираясь на который, собственно, и рассчитываются выделяемые на перевозки средства. А им, оказывается, транспортное обслуживание садовых товариществ не предусмотрено вовсе.

    — Автобусом на Рабушки на целевом участке в среднем пользовались по 10 — 15 пассажиров, — говорит заместитель начальника отдела организации пассажирских перевозок Кирилл Синютич. — Дневные же рейсы и вовсе зачастую шли едва ли не пустыми. Тем не менее два раза в день в этом направлении автобус ездить будет, хотя исходя из количества населения, обслуживаемого маршрутом № 301, допустимо и 4 рейса в неделю. Если же сокращение действительно приведет к серьезному ухудшению транспортного обслуживания садовых товариществ, их председателям советую написать официальное коллективное письмо. Как, скажем, поступило руководство с/т «Оптика», где более тысячи участков. Им мы сообщение на зимний сезон сохранили.

    Автор: Дмитрий УМПИРОВИЧ, Виолетта ДРАЛЮКСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)