29 Марта, 2024 Пятница

На что жалуется розница

  • 03 ноября 2016 Экономика Русский 0

    Самочувствие ретейла сопредседатель Ассоциации розничных сетей Сергей Смольский обрисовал посредством мрачного анекдота про даму, которая целую ночь жаловалась мужу на здоровье, не получила отзывчивости, умерла, а утром безутешный супруг ее укорял: мол, почему не сказала, что ей совсем плохо. Судя по пессимизму господина Смольского, торговля находится в предсмертных судорогах. Товарооборот падает, население упорно переходит на более дешевые товары, на которых наценка всегда скромнее, рентабельность опустилась ниже 1% и по любому поводу сваливается до нулевой отметки… В целом с ним согласны и коллеги по ассоциации. Впрочем, розница, несмотря на свое очень плохое самочувствие, развиваться-то продолжает. По крайней мере, новые магазины появляются. Не так стремительно, как в былые годы, но тем не менее…

    Несомненно, с торговыми площадями в стране уже возник приличный перебор. Их на душу населения приходится почти столько же, как в Европе. Но товарооборот на «квадрат» из-за различий в доходах населения несколько иной. Мягко выражаясь. Почему же новые точки строят? Стратегия — субстанция упорная. Ее вмиг не остановишь, не поменяешь. Да и строительство дело неспешное. Фактически сейчас сдаются в полную эксплуатацию объекты, проектировать и реконструировать которые начинали еще в более-менее сытые 2010—2012 годы. Вслед за макроэкономистами просчитался и ретейл, ибо именно на их прогнозах выстраивал свой бизнес. Впрочем, жизнь продолжается, и торговля в отличие от дамы из черного анекдота старается не скончаться, борется с хворями: и издержки сокращает, и ассортимент корректирует, и поставщиков подешевле ищет… Экономит как может. Но дополнительные издержки то и дело «прилетают» извне. Электронные счет-фактуры по НДС, девальвация, грядущая система автоматической передачи информации с касс (их в стране почти 250 тысяч) в налоговые органы — мероприятия нужные, верные, полезные, в рамках мирового тренда. Но каждое из них требует дополнительных затрат. Возможно, не столь уж и больших. Но все же в мире относительно. Нынче-то ретейл напоминает перегруженную лодку, которую и севшая на уключину стрекоза может утянуть на дно. Вместе с пассажирами: производителями и поставщиками, девелоперами, банкирами, активно кредитовавшими розницу в сладкие для нее времена…

    В будущем торговлю может ожидать под елочкой очень неприятный подарок: недавно инициирована идея внести серьезные ограничения в торговлю алкогольными напитками. Во-первых, ограничить время их продажи. При нынешних оборотах это фактически означает ликвидацию и «ночников», и в целом позднюю работу магазинов. Впрочем, больше всего ретейл пугает другое нововведение: требование организации специализированных ликеро-водочных отделов. Правда, норма распространяется на торговые точки площадью более 400 кв. м. «Маркетам» придется понести весьма серьезные капитальные затраты: перестраивать торговые залы, разрабатывать проекты, согласовывать их…

    Нет, буквально все члены Ассоциации розничных сетей обеспокоены высоким уровнем алкоголизации населения, считают, что с зеленым змием надо бороться. Возможно, и какими-то ограничительными мерами. Но не столь лихо и стремительно. В конце концов, удар по официальной торговле спиртным далеко не всегда приносит положительный результат. Помните, еще недавно в стране боролись с пьянством через увеличение акцизов и ценовой доступности алкоголя для среднего белоруса. А итог: насколько стали меньше употреблять — вопрос очень сложный и, собственно говоря, толком не изученный. Но покупать беленькой в легальной торговле стали меньше где-то на четверть за последние пять лет. Зато, по данным главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД, в прошлом году оборот нелегального спиртного составил около 50 млн литров на сумму более 300 млн долларов. И эти огромные суммы проходят мимо казны, попадают в нелегальный оборот, стимулируют «серый» рынок других товаров и услуг, которые переваривают эти теневые доходы. По данным Ассоциации розничных сетей, в приграничных с Россией районах продажи алкоголя кардинально ниже, чем в среднем по республике. И свежий законодательный проект наносит удар по официальному ретейлу, но в нем ни слова нет об ужесточении борьбы с нелегальным оборотом спиртного.

    Есть богатый европейский опыт. В том числе и продажа спиртного исключительно в специализированных алкомаркетах. Но не стоит забывать: в этих государствах такая система складывалась десятилетиями, постепенно формировалась и соответствующая инфраструктура. А резко и безапелляционно жить по-новому можно, но слишком дорого. И для продавцов, и для производителей спиртного, большинство из которых из-за падения спроса в долгах как в шелках, и для государственных финансов — если ограничения провоцируют дефицит или недоступность любого продукта, тут же появляется «серая» альтернатива.

    В целом же тема доступности алкоголя достаточно тонкая, в ней переплетаются морально-этические нормы и экономика. Возможно, учитывая всю многогранность и сложность вопроса, не стоит торопиться, рубить сплеча, без четких расчетов. Чтобы не получилось как всегда! Правило, что потребитель за все заплатит, нынче уже не действует. Покупатель уже не хочет или не особенно может финансировать своим кошельком любые инновации. Он просто сокращает потребление. И в такой реальности необходимо очень пристально и трепетно относиться к экономическим и финансовым последствиям любых инициатив. Даже самых благих.

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка

Комментарии (0)