13 Октября, 2024 Воскресенье

В Городокском районе могут ликвидировать сельхозпредприятие, где работают 150 человек

  • 09 ноября 2016 Экономика Русский 0

    Неплатежеспособные сельскохозяйственные предприятия — словно неподъемные гири, тянущие на дно аграрно–промышленный комплекс. Производство несет убытки, страдают работающие там люди. Подписанный в июле Указ Президента № 253 предусматривает различные способы их оздоровления — от санации до ликвидации. В последний день октября Правительство утвердило перечни сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению, и тех, в отношении которых будет применена процедура банкротства. В списках — более 400 предприятий. Что их ждет после применения кардинальных мер? Корреспондент «СБ» отправился в Городок, чтобы изучить ситуацию на примере ОАО «Городокский райагропромснаб», в отношении которого экономический суд Витебской области вынес решение о ликвидации. Задолженность этого предприятия — 7,3 миллиона деноминированных рублей. Сегодня там работают 150 человек.

    Райагропромснаб, который в Городке сокращенно называют РАПС, — большое акционерное общество. Появилось оно в 2003–м после преобразования районного предприятия по материально–техническому снабжению агропромышленного комплекса. Доля государства в ОАО — 99,9 процента. С 2004 года к нему присоединили едва ли не десяток отстающих колхозов и совхозов, среди которых «Красный Октябрь», «Долгополье», «Маскаленята», «Озерный». В лучшие времена количество работающих в РАПС достигало полутысячи человек. Но когда счета предприятия арестовали, а выручку стали списывать в пользу кредиторов, люди начали увольняться. Некоторые фермы с работниками передали под управление других сельхозпредприятий. Сегодня долг по зарплате (за ноябрь 2015–го — январь 2016–го) превышает 55 тысяч рублей. Но даже несмотря на финансовые проблемы, в нынешнем году ОАО сеяло пшеницу, рожь и овес на 500 гектарах, а в его дойном стаде насчитывается 565 коров.

    ...Я рассчитывал по приезде в Городок увидеть замок на двери правления РАПС и пустые фермы. К моему удивлению, картина оказалась иной. Более того, люди даже приходили проситься в ОАО на работу. В автомастерских встретил водителя Евгения Белоусова, который ремонтировал кардан и рессору МАЗа:

    — В райагропромснабе я оказался после того, как в него вошла райсельхозхимия, где я тружусь с 1991 года. При Союзе мы все колхозы района обеспечивали доломитовой мукой и удобрениями. Тогда я по 700 рублей в месяц зарабатывал. Большие деньги! Перед объединением мы были, пожалуй, самой богатой организацией района. По известкованию почв в области первое место занимали, обрабатывая по 10 — 11 тысяч гектаров в год. А сейчас еле 1,5 тысячи гектаров наберется. Соответственно и зарплата 270 — 400 рублей.

    Причины сползания РАПС в долговую пропасть, по мнению Евгения Петровича, кроются в обесценивании крестьянского труда и в частой смене руководства предприятия:

    — Директорами ставили людей без опыта. Дошло до того, что сейчас удобрения в хозяйства района витебская сельхозхимия возит, а мы огрызки подбираем.

    Когда я приехал на ферму «Веремеевка», где стоят 200 коров, там, по словам главного зоотехника Жанны Янченко, все работало как часы:

    — Коровы — они ведь живые! Их кормить–доить нужно. Это не станок, который выключил и пошел. К тому же после того, как процедура банкротства началась, предприятие снова распоряжается своими деньгами. Зарплату с февраля нам платят исправно. И молока мы стали получать больше по сравнению с прошлым годом. Я думаю, что РАПС ликвидировать нельзя хотя бы потому, что он не является самым слабым сельхозпредприятием района.

    Цифры в целом по предприятию привела учетчик бухгалтерии Валентина Судакова:

    — По сравнению с прошлым годом надой на корову увеличился с 5 литров до 11. Если в 2015–м молока сорта «экстра» не было вообще, то сейчас его — 100 процентов. Жирность с 3,2 до 4,2 увеличилась. Разве можно банкротить такую махину?! Люди по этому поводу очень обижаются. Сначала укрупнили РАПС до неуправляемости, затем загнали его в долги! Сейчас даже коллеги из района не торопятся с нами рассчитываться за выполненные работы — мол, зачем деньги платить райагропромснабу, если его все равно ликвидируют.

    Если бы все хозяйства рассчитались с ОАО, это, по словам его антикризисного управляющего Леонида Михайлова, позволило бы покрыть примерно 10–ю часть всех накопленных долгов:

    — Всего у нас 49 кредиторов. Один из самых крупных — витебское ОАО «Молоко». На протяжении нескольких лет оно авансировало РАПС в счет продукции, которую должны были сдать в будущем. С такой просьбой к витебчанам обращались, когда не было оборотных средств на посевную, уборочную или выплату зарплаты. Но в какой–то момент ситуация стала патовой. Всех денег, что зарабатывал РАПС, хватало лишь на обслуживание процентов по долгу ОАО «Молоко».

    Также сельчане задолжали энергетикам. Не могут они заплатить налоги, рассчитаться с банковскими ссудами, за удобрения, за технику, взятую в лизинг. Эти долги признаны, но их списание приостановлено. Требования кредиторов зафиксированы. Их удовлетворение — одна из главных задач антикризисного управляющего. Леонид Михайлов утверждает, что после оптимизации, максимального снижения затрат и повышения эффективности производства райагропромснаб практически вышел на самообеспечение:

    — Здесь есть база, есть люди, которые могут и хотят работать. Но для экономического суда необходимы еще и объективные факторы, убеждающие, что предприятие сможет рассчитаться с долгами. Их в суде не увидели, поэтому план санации (оздоровления) был отклонен и принято решение о ликвидации.

    Однако райисполком с ним не согласился и, как рассказала заместитель начальника Городокского райсельхозпрода Кристина Лыхолат, подал апелляционную жалобу:

    — Санация помогла бы райагропромснабу остаться на плаву, а людям — сохранить работу. Район наш — аграрный. Кроме АПК, трудоустроиться здесь практически негде.

    КОММЕНТАРИЙ ПО ТЕМЕ

    Александр Казакевич, начальник отдела реформирования, предпринимательства и малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

    — В прошлом процедура антикризисного управления (банкротства) применялась очень редко, а вот Указ Президента № 253 предусматривает упрощенную процедуру ее запуска. Финансовому оздоровлению в соответствии с ним подлежат 425 сельхозорганизаций. 323 ждет процедура досудебного оздоровления. Банкротство коснется 102. Причем здесь основной упор будет сделан не на ликвидацию, а на санацию с применением общепринятых в мировой практике способов: акционирования долгов, замещения активов (выделения отдельных предприятий без долгов и их продажа) и других. Главная цель — сохранить сельскохозяйственное производство, привлечь в отрасль эффективного собственника и инвестиции.

    КСТАТИ

    Производство о банкротстве ОАО «Городокский райагропромснаб» возбуждено 17 декабря 2015 года. Решение о ликвидации принято 30 сентября 2016–го. 2 ноября 2016 года состоялось рассмотрение апелляционной жалобы, поданной на это решение. В итоге назначена экономическая экспертиза для решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности предприятия.

    Райагропромснаб — не единственное проблемное хозяйство в Городокском районе. Сегодня из 9 его сельхозпредприятий 7 являются неплатежеспособными. Предполагается, что процедура банкротства коснется еще и «Степановичей». Для остальных разработаны бизнес–планы досудебного оздоровления. О ликвидации, утверждают специалисты, речь больше не идет. Что же касается всего региона, то экономический суд Витебской области уже дважды открывал дела о банкротстве сельхозпредприятий — в отношении Городокского райагропромснаба и экспериментальной базы «Устье» из Оршанского района.

    Фото автора.

    Автор: Сергей ГОЛЕСНИКСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)