Арендный дом на 60 квартир сдан недавно в поселке Болбасово Оршанского района. 150 новоселов — в основном работники авиаремонтного завода, который здесь расположен. Все стояли на квартирной очереди, а некоторые ждали этого события более пятнадцати лет. Факт сам по себе приятный, но вопросов вокруг аренды остается немало.
Официально государственное арендное жилье появилось в Беларуси в начале 2012 года, когда в силу вступил Указ № 512. Предполагалось, что оно станет панацеей для очередников и источником дополнительного дохода для бюджета. Кстати, первоначально даже не было специального документа, который подробно бы регулировал отношения в этой сфере. Тогда вселялись с оговоркой, что с очереди новые жильцы не снимаются, а арендовать у государства могут квартиру с любым количеством комнат, лишь бы платили. Также уточнялось, что желающий претендует на госнедвижимость в любом районе независимо от места регистрации.
Но с тех пор правила менялись не раз и стали гораздо жестче. Что поделаешь, в очереди на улучшение жилищных условий более 700 тысяч человек. В основном горожан. Только около десяти процентов из сельской местности. Кстати, по статистике, самые бесквартирные — минчане. Здесь нуждающихся под 250 тысяч. Затем идут Брестская и столичная области. А самые обеспеченные жильем, оказывается, могилевчане.
Но сейчас программа строительства арендного жилья сведена к минимуму. Судите сами… Максимального уровня удалось достичь в 2014 году — 224 тысячи квадратных метров. В 2015-м показатель снизился до 176 тысяч. В нынешнем году планируется возвести 127 тысяч «квадратов» и только в регионах. Больше всего в Гродненской области — 53 тысячи квадратных метров. Там жилье необходимо для строителей и сотрудников Белорусской атомной электростанции.
Да, квартирный вопрос — один из важнейших. И для государства, и для граждан. У человека совсем другие приоритеты, когда есть своя крыша над головой. Однако «построить дом» — сказать легко, сделать куда сложнее. Что бы ни говорили, а западные идеи, которые так хорошо воспринимаются на слух, на нашу почву не всегда ложатся. В Европе рынок арендных отношений существует десятилетиями, в республике же работа начинается с чистого листа. Без перекосов, к сожалению, не обходится.
Конкретный пример… Арендное жилье двух типов. Не всем довелось переселиться в новостройки. Некоторые вынуждены осваивать «квадраты» в старых домах. Причем новые квартиры на практике оказываются видавшими виды однушками и двушками, в которых в течение многих лет жили люди, социальная позиция которых вызывает много вопросов. А вот на стоимости метра это никак не отражается. Парадокс да и только!
И еще. Содержание арендного жилья должно быть экономически оправданным. Ведь окупаемость — один из основных принципов. В Германии, скажем, она около 20 лет. У нас этот срок может быть значительно больше. Вот и получается, что для бизнеса не совсем выгодно. Частный инвестор желает не просто вернуть затраченные деньги, но и получить прибыль. Поэтому ему гораздо интереснее за тот же срок 10—20 раз обернуть те же средства через строительство квартир на продажу.
К тому же, на мой взгляд, большинство частных компаний сегодня не обладает достаточным собственным капиталом для сдачи арендного жилья под ключ. Все они используют заемные средства и предлагают гражданам долевое строительство. Думаю, назрела острая необходимость наладить экономический механизм государственно-частного партнерства. Проще говоря, расходы инвестора будут компенсироваться либо за счет эксплуатации, либо за счет бюджета.
Соответствующий закон о государственно-частном партнерстве вступил в силу с 1 июля, но делает пока первые робкие шаги. А пора бы уже поувереннее. Во многих странах подобный подход помогает привлечь частный бизнес к финансированию дорогостоящих объектов, на которые в бюджете одномоментно средств не хватает. Если же проекты арендных домов будут оставаться на плечах лишь госказны, то ноша может оказаться неподъемной. Первый опыт строительства только подтверждает такой невеселый вывод.
Комментарии (0)