29 Марта, 2024 Пятница

Дом ушел в самоволку

  • 18 ноября 2016 Экономика Русский 0

    Типичный пример самовольного строительства - пристройка, сарай или гараж на территории частного домовладения. Однако «незаконнорожденным» может быть и здание в центре большого города. Как это возможно при обилии надзорных и контролирующих органов? Журналист «Р» разбирался в причинах и следствиях проблемы.

    На Гомельщине ее масштабы показала недавняя проверка, проведенная прокуратурой области. Хотя сама тема возникла в Минске, где весной рассматривались вопросы землеустройства города. Тогда же Президент поручил изучить ситуацию в регионах.

    -- Честно говоря, мы не ожидали найти столько нарушений, -- признается старший помощник прокурора Гомельской области Ирина Хиженок. -- Конечно, контрольная работа ведется постоянно, однако стоило копнуть глубже -- вскрылись новые факты.

    Читаю «Представление об устранении нарушений законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, земельного законодательства, причин и условий, им способствующих. В документе с длинным названием много ярких примеров.

    Один из них -- эпопея вокруг здания на ул. Киселева в Гомеле. Трехэтажка с красивым фасадом появилась рядом с железнодорожным вокзалом не так давно. Владелец -- индивидуальный предприниматель, арендовавший рядом земельные участки. На них располагались кафе «Сердце Ангела» и «Рандеву». В прошлом году с разницей в несколько месяцев оба сгорели. Восстанавливать их не стали. Одно уже снесено, второе дожидается своей участи.

    Тем временем бизнесмен решил построить многофункциональный центр. Однако имевшейся площади не хватало. Требовалось расширяться. Как в последующем утверждал предприниматель, обил пороги разных инстанций, но четких разъяснений по своему вопросу  так и не получил. Тогда обратился в совет по содействию привлечения инвестиций при облисполкоме, который рекомендовал городским властям выделить дополнительный участок.

    Предприниматель решил не дожидаться завершения формальностей. Поставил забор и начал стройку, хотя проект еще даже не прошел экспертизу в Госстройнадзоре. А при рассмотрении обращения в горисполкоме возник резонный вопрос: о выделении какой земли идет речь, если на ней уже стоит здание?

    Теперь уже встал вопрос о сносе. Иных вариантов в таких ситуациях не предусмотрено. Даже суд, куда обратился бизнесмен, признал его право собственности… на использованные стройматериалы. Ведь юридически незарегистрированного здания по-прежнему не существовало. Лишь нарушение в квадрате: самострой на самовольно занятой земле.

    Дело дошло аж до Совета Безопасности, куда обратился владелец самостроя. Принимать же окончательное решение пришлось на уровне  Президента.

    Узаконить здание разрешили. Хотя расхлебывать последствия предпринимателю пришлось. Во-первых, отказаться от одного из арендуемых участков. Во-вторых, за свой счет построить коттедж под детский дом семейного типа. Вышло недешево, зато не пришлось сносить самострой у вокзала.

    Список примеров можно продолжать. Однако важнее понять причины систематических нарушений. В частных беседах представители деловых кругов признаются: путь напрямик порою быстрее, проще и дешевле. Вместо обивания порогов, получения разрешений и экспертиз — взял и построил. Затем уплатил штраф и ввел объект в эксплуатацию.

    — Минимальный штраф за самовольное строительство сегодня составляет 20 базовых величин, — говорит Ирина Хиженок. — Столько могут назначить и пенсионерке за сарай во дворе, и коммерческой структуре, которая построила лишний этаж. Конечно, это неправильно. Поэтому сегодня мы ставим вопрос об ужесточении ответственности в подобных ситуациях.

    Очевидно, нуждается в реформировании и система контроля. По взмаху волшебной палочки замки появляются лишь в сказках. В реальности обнаружить самострой можно задолго до его появления. Примет хватает: работающая техника, внезапно выросший забор, отсутствие паспорта объекта с указанием решения исполкома, подрядчиков и так далее. В общем, стоит лишь присмотреться. Но кто должен смотреть зорче всех?

    — Хотелось бы более активного участия землеустроительных служб, — говорит председатель комитета по архитектуре и строительству Гомельского облисполкома Андрей Барановский. — Зачастую самовольному строительству предшествует самовольное занятие земли. В первую очередь необходимо пресекать такие факты. Мы же фиксируем нарушение, когда что-то уже построено. При этом в районе работают один архитектор и два помощника — проконтролировать все они не могут чисто физически. Возможностей у наших коллег из землеустроительных служб больше.

    Разумеется, свое видение ситуации имеется и у землеустроителей, выполняющих множество повседневных задач. Далека от совершенства работа районных комиссий по самовольным постройкам. За полтора года в Гомельской области принято всего 19 решений о сносе самостроев на самовольно занятых участках. При том, что фиксировались такие факты в разы чаще. Причины лояльности разные. Помимо банального недосмотра и низкой исполнительской дисциплины, присутствует желание выполнить показатели. Например, по капстроительству, инвестициям. Порою ради этого закрывают глаза на явные нарушения, входя в положение тех, кто строит. Однако «человеческое понимание» и требования закона — вещи разные. Порою взаимоисключающие.

    Не хотелось бы голословно рассуждать о вероятности коррупционных проявлений. Но в прошлом такие факты имели место. Самый громкий — в Речицком районе. По уголовному делу, связанному с земельными махинациями, проходили бывшие чиновники — первый заместитель председателя райисполкома и замначальника землеустроительной службы.

    Ясно и то, что одним лишь зажиманием гаек проблему не решить. Некоторые из них, напротив, пора ослабить. А именно — максимально ускорить и предельно упростить процедуру подачи документов, согласований, разрешений и так далее. Об этом говорилось и на недавнем совещании в Министерстве экономики, где среди прочих обсуждались проблемы строительной отрасли. Заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич сообщил о готовности дорожной карты мероприятий, которые упростят сбор документов для получения разрешения на строительство. То же касается экспертизы проектов, приема объектов в эксплуатацию. «Органы Госстройнадзора должны быть ответственны за получение всех необходимых заключений, чтобы заказчик и инвестор не бегали по различным инстанциям и не уговаривали ту или иную службу выдать заключения», — пояснил Дмитрий Семенкевич. Эффективность такой концепции очевидна не только для строительства, но и для улучшения инвестиционного климата страны в целом. Самое время превращать теорию в практику. 

    Автор: Руслан ПролесковскийРэспубліка

Комментарии (0)