02 Мая, 2024 Четверг

Ультиматум калькулятора

  • 25 ноября 2016 Экономика Русский 0

    Маленькие по три… Или большие по пять… Возможно, все-таки маленькие по пять… Нет, на самом деле не совсем понимаем, какие раки. И не только раки… Завидую Михаилу Жванецкому. И за его легкую руку, и за умение тонко и всесторонне, буквально в двух словах, обрисовать глубокую социальную проблему. В «раковой» юмористической зарисовке присутствует глубокая экономическая подоплека — попытка сравнения цен. И действительно, непросто определить, какое членистоногое дешевле — по три, но маленькое, или большое, но за пять?! Вот она, проблема измерения инфляции на бытовом уровне.

    Все чаще складывается ощущение: деньги в кошельке исчезают быстрее, чем в конце прошлого — начале этого года. Правда, инфляция «болтается» на уровне приблизительно 9,2%. Но ее небольшой уровень как-то не ощущаешь. Впрочем, сам по себе замер «средних цен» — задача весьма сложная, хитрая и неоднозначная. И что уж тут поделать — инфляционный показатель ни в одной стране полностью не коррелируется с платежеспособностью частных кошельков. У каждого своя потребительская корзина, есть собственные приоритеты… Да и потребительский рынок меняется стремительно: одни товары исчезают, другие — появляются. Изменение ассортимента может значительно влиять на итоговые результаты сравнения стоимости даже аналогичных групп товаров. Скажем, творог — вроде бы простой продукт, но одновременно очень даже вариативный. Может отличаться по жирности, наличию различных добавок, упаковке, зернистости… Технолог про разные нюансы может говорить до бесконечности. И они влияют на конечную цену самого продукта, а она — на средний показатель. Если вдаваться в подробности, можно заблудиться в дебрях особенностей ценообразования, инфляции.

    Правда, даже при наличии разнообразных «шумов» стоимость немалого количества продуктов питания с начала года выросла. Причем многие из них самые что ни на есть белорусские: на 10—15% вверх рванула, например, молочка, приблизительно на столько же — курятина. А вот чай и кофе — товары критического импорта — прибавили 20—25% в цене. Опять же в среднем. Вроде бы парадокс. Иной раз продукция собственного производства дорожает быстрее импорта.

    Впрочем, никаких противоречий. Рынок «отыгрывает» девальвацию. Да, в последние месяцы рубль укрепляется. Но штука-то в том, что оборачиваемость денег на предприятиях может составлять и полгода. И даже больше, в зависимости от специфики производства. Те же импортные корма и добавки в животноводстве не сегодня же на завтра закупают у зарубежных производителей. А нередко приобретают по предоплате. Словом, в себестоимости продукции «зашит» еще достаточно дорогой доллар: в первом квартале он легко «перепрыгивал» отметку в 2,1 рубля. Потом, как известно, «просел», но сейчас «вымывается» с рынка именно продукция, производственный цикл которой стартовал в начале года. По словам исполнительного директора Ассоциации розничных сетей Татьяны Закжевской, некоторые виды продовольственной продукции могут находиться в рознице по несколько месяцев.

    Есть и еще существенный момент: если копнуть чуть глубже, то даже в самой белорусской продукции весьма много импорта. Цены-то на энергоносители привязаны к валюте. А еще есть оборудование, комплектующие для него, множество различных ингредиентов, добавок, сырья и других зарубежных составляющих, без которых толком и не организуешь производство. Приличная доля валютной составляющей присутствует практически во всех видах нашей продукции: от животноводства до сложной бытовой техники. Естественно, ее себестоимость не может «плевать» на курсовые изменения. Соответственно, и розничные цены пляшут вслед за валютной корзиной, только спустя определенное время.

    Несомненно, многим, очень многим нашим предприятиям не мешало бы посмотреть на издержки. Для их снижения еще остается широчайшее поле деятельности, на что указывает и президентский Указ № 78. Но поле это не всегда настолько большое, как это кажется со стороны. Сегодня промышленники уже не могут себе позволить слишком наглеть. Покупатель реагирует здраво и логично: если что-то дорожает, просто перестает приобретать этот продукт. И точка. Падение может произойти даже по таким товарам, без которых и обходиться-то в быту не просто, и толковых заменителей нет. Но народ начинает экономней жить.

    Собственно говоря, калькулятор в кармане во время шопинга — один из эффективных способов борьбы с личной инфляцией. Простые наемные работники на Западе так и живут. Еще в 80-е годы (!) в США разрабатывались специальные программы для бюджетирования личных расходов. Сдается мне, и по этой причине у них существует сильнейшая конкуренция и между производителями, и между продавцами. Покупатель очень внимательный, даже скаредный и любой демарш не в свою пользу тут же заметит и отреагирует кошельком.

    В Беларуси потребитель все-таки до поры до времени был несколько другим. Сказался и шок тотального дефицита 90-х, и галопирующий рост зарплат в 2000-х, но нашего покупателя всегда отличал «хватательный» рефлекс. Достаточно долго потребительский рынок был просто золотым дном: на нем продавалось все и почти по любой цене. Теперь всех товаров в переизбытке. Да и мы начали вести более расчетливый образ жизни. Один из представителей торговой сети жаловался: мол, если не проведешь какую-нибудь серьезную акцию по снижению цен — люди вообще в магазин не заходят. А выложишь, скажем, мясо без наценки — заглянут и еще что-нибудь купят. Но это было в прошлом году. А в этом потребитель научился мониторить ситуацию: промчится по разным магазинам — благо их в каждом квартале по 3—4 расположено — и отоварится в каждом только акционными товарами. «И как жить с таким ушлым покупателем?!» — иной раз задают риторический вопрос ретейлеры с производителями. Собственно говоря, ответ-то проще известного садового инструмента: либо уходить с рынка, либо подстраиваться под новые реалии. И бороться, бороться с общей инфляцией. Как это делают белорусы с личной.

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)