03 Мая, 2024 Пятница

Погубят ли кризис неплатежей и избыток площадей крупные торговые сети

  • 08 декабря 2016 Экономика Русский 0

    В тучные годы торговля разбухла до невероятных размеров и продолжает раздуваться. Потребительский спрос падает уже второй год, а новые гипер-, супер- и другие маркеты появляются и появляются. Хотя, по логике вещей, должны консервироваться и закрываться. Хотелось бы все списать на патриотичный оптимизм родных продавцов, их веру в светлое экономическое будущее, но пока тенденция на розничном рынке попахивает надуванием пузыря. Когда он лопнет и насколько сильной окажется взрывная волна – вот в чем вопрос.

    К барьеру должники

    Забавные нынче настали времена: все друг другу должны и стараются не платить, даже если деньги на счетах есть. Каждый директор старается деньгу попридержать, заплатить контрагенту попозже. И плевать на просроченные договорные обязательства. А гражданского суда не боятся даже самые мнительные менеджеры. За неплатежи в тюрьму не посадят. Максимум примут решение взыскать положенные суммы, но волю фемиды еще попробуй выполни.

    На торговой конференции довелось послушать очень даже примечательные диалоги. Производители традиционно дулись на сети: мол, не платят вовремя. Ретейл парировал: промышленники тоже далеки от скрупулезного выполнения контрактных обязательств. Можно сколько угодно прописывать на год помесячные графики поставки продукции, объемы, ассортимент… Большинство не соблюдает ни одного, ни второго, ни третьего. Иной раз вообще стараются неликвид всунуть. Да, за продавцами остается право его не брать. Так бы и поступали, если бы не законодательное требование соблюдать ассортиментный перечень. Тут уж приходится из двух зол выбирать меньшее: либо брать у производителей дорогую и неходовую продукцию, либо ходить под угрозой санкций от контролеров. Впрочем, что лучше, не совсем понятно. А иногда нужной продукции и вообще нет на складах. И крутись как хочешь. По мнению исполнительного директора Ассоциации розничных сетей Татьяны Закжевской, получается не совсем справедливо: для торговли перечень есть, а для предприятий — нет.

    Очень выпукло обрисовал ситуацию в недавнем прошлом директор «Е-доставки» Денис Мороз: «Торговля не платит — ей не грузят». Другими словами, сети не применяют штрафных санкций за нарушение договорных обязательств по поставкам, но в свою очередь оставляют за собой право задержать оплату за поставленную продукцию. Парадокс: джентльменские соглашения превалируют над бумажными договорами.

    Начальник управления экономики, финансов и цен Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павел Филиппов констатировал: некоторые предприятия продолжали отгрузки продукции даже хроническим должникам. У многих поставщиков претензионная работа поставлена из рук вон плохо. Нет даже профильного юриста. Правда, как заметил эксперт, худо-бедно, но жизнь заставляет предприятия шевелиться. Хотя еще многие наивно питают надежду, что долги будут помогать выбивать административными методами.

    Ведь история-то с неплатежами порой богата неожиданностями. Взять те же ликероводочные заводы. Больше половины их немаленькой дебиторской задолженности приходится всего на 15 оптовых компаний. Причем с некоторыми из них ЛВЗ сами не расплатились за поставки бутылки, этикетки и других материалов. Прелесть в том, что взаимозачеты запрещены законом. И каждый директор опасается делать первый шаг: вдруг он деньги переведет, а они уйдут, например, на налоги, а не на его долги. Кстати, у тех же ЛВЗ акцизные отчисления в бюджет проходят не совсем гладко. Почему не используются соответствующие банковские инструменты, благо хитрые финансисты разработали специальные меры на такой случай, — сложный вопрос. Возможно, менеджмент еще не дорос до того же факторинга. Хотя, не исключаю, существуют и иные подводные камни.

    И близко не используется для взыскания долгов потенциал судебной системы. Впрочем, выиграть процесс — полбеды. Самое интересное начинается потом, когда приходит черед выполнить решение фемиды. Чего греха таить: с их исполнением существуют почти неразрешимые сложности. Павел Филиппов заверил: госорганы ждут предложений от бизнес-сообщества. Но их нет.

    Впрочем, а зачем изобретать велосипед?! Просто скопировать опыт банкиров. Им попробуй кредит вовремя не отдай: через пени и штрафы последние штаны снимут. Причем финансисты отлично отработали весь юридический механизм и ареста имущества, и его продажи, а если должник начинает крутить-финтить, рискует и на нары присесть. И таких уголовных дел возбуждается даже очень немало. Возможно, методы банкиров не всегда гуманны, красивы и этичны, но работают же. Аналогичные инструменты резонно использовать и при взаимоотношениях в реальном секторе и торговле. И тогда все станут выполнять свои обязательства либо по ним отвечать. И проблема неплатежей если не исчезнет вовсе, то, по крайней мере, сдуется до незначительных размеров.

    Владимир ВОЛЧКОВ

    Пузырь избыточного изобилия

    Для потребителя дефицит грозит дороговизной, очередями, дискомфортом… Эти ужасы розницы остались в далеком прошлом. Магазинов нынче, особенно в столице, выше крыши, спальные районы опутались цепями сетей и супермаркетов. Их уже больше, чем покупателей. А новые площади все продолжают строиться, надувая пузырь избыточного изобилия. И когда он лопнет, взрывной волной тряхнет всех: от ретейла до производителей, финансистов… Да и рядовых потребителей по касательной заденет.

    А розничный-то ретейл находится сегодня на грани выживания. Несомненно, общие экономические неурядицы сказались на его самочувствии, но до жалкого существования наша розница, скорее всего, докатилась бы и при благополучной покупательской конъюнктуре. Слишком рьяно в стране росла отрасль. За 10 лет торговые площади увеличились почти в два раза. Розница росла слишком быстро, чтобы не столкнуться с вирусом избыточной конкуренции и вытекающих из нее проблем. Корректировка благосостояния граждан только приблизила во времени неминуемый коллапс, обострив его до невозможности.

    Взнойные годы середины 2000-х представитель одной из сетей проговорился: для интенсивного развития продуктовой розницы необходимо с «квадрата» выжимать 600–700 долларов выручки в месяц, минимум 400–500, но с низкой инвестиционной активностью.

    Цифры Белстата утверждают: в среднем тогда такие показатели и были свойственны для белорусской торговли. Поэтому она и росла. А сегодня? Оборот на квадратный метр составляет около 320 долларов в месяц. Пока люди своими сбережениями поддерживают торговлю, но запасы в чулках заканчиваются. Значит, самое интересное розницу ждет впереди.

    Но месяца не проходит, чтобы помпезно не открылся новый супер- или гипермаркет. Не так давно генеральный директор проекта сети универсамов «Рублевский» Наталья Шаблинская заявила: несмотря на сложности, они расширяют свое присутствие на рынке, продолжают инвестировать в новые площади. Не отстают и другие крупные сети. Они страдают излишним оптимизмом или хронической недальновидностью? Это несколько лет назад было выгодно вкладывать деньги в торговую недвижимость: ее цена росла с впечатляющей динамикой. Но нынче-то стоимость таких объектов, по словам оценщиков, рухнула раза в 2–3. А ликвидность — ниже плинтуса: даже с дисконтом попробуй продай. С какого перепугу матерые волки белорусской розницы кидают средства в активы с сомнительной перспективностью?

    Просто другого выхода у них нет. Для некоторых компаний из первой десятки остановиться — подобно смерти. Дело-то в том, что сети страдали родовой болезнью: развивались в основном за счет кредитов. А обслуживать их все тяжелее. И если небольшие сетки еще могут себе позволить упасть в выручке, то для иных монстров падение оборотов равносильно коммерческой эвтаназии. Поэтому цепляются за покупателя руками, ногами, зубами, акциями, скидками, различными завлекаловками, одновременно наращивая количество торговых точек, чтобы оказаться буквально не просто у каждого дома, а чуть ли не у подъезда. Дабы скрыть свою беспомощность, раздуваются, подобно земноводным. Но внутри-то все равно не мышцы, а лишь воздух. И своим ростом торговля нынче только накапливает риски. Ведь уже сегодня задолженность некоторых компаний — перед банками, строителями, поставщиками — в несколько десятков раз превышает годовую прибыль!

    Проблема — острее не придумаешь. Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов уже который месяц буквально стенает на публичных мероприятиях, говоря об «убитом внутреннем спросе». В той или иной степени с ним согласны многие лидеры предпринимательского движения. Их раздражает жесткая монетарная политика Национального банка. Вроде бы всегда критично настроенный бизнес в этом вопросе на деле предлагает авантюру — насытить экономику деньгами, чтобы активизировать покупательную способность. Правда, что делать с инфляцией и девальвацией? Эти напасти спикеры обычно как-то стараются обойти стороной.

    Увы, избыток торговых площадей официально никто замечать не хочет. Их-то у нас почти 600 метров на 10 тысяч жителей. Ура, доросли до уровня Восточной и даже некоторых регионов Западной Европы! Успешно догнали Венгрию и Чехию. Правда, народ там несколько побогаче и несколько десятков миллионов туристов ежегодно приезжают: тоже вносят свою лепту в товарооборот. У белорусского ретейла практически отсутствует заграничный покупатель, а кошелек местного не может обеспечить содержание избыточных магазинов. По идее, некоторые должны элементарно обанкротиться, и, в лучших традициях либеральной рыночной теории, восстановится равновесие. Или возникнет очередной перекос?

    Ведь основные проблемы сегодня у крупных сетей. А смерть одной из них может стать трагедией странового масштаба. Невозвратными могут оказаться десятки и сотни миллионов долларов долгов. Да, дебиторка у предприятий сегодня солидная, от иных партнеров денег с трудом дождешься даже по глубоко просроченным долгам. Но вот в чем фокус — в бухгалтерии эти суммы числятся в графе «Активы», однако их придется списывать, если контрагент обанкротится. И тогда уже у предприятий балансы станут «не играть», и уже производители и поставщики, согласно законодательству, могут оказаться на грани несостоятельности. А там недолго и банкам вздрогнуть… Эффект домино еще никто не отменял.

    Впаровых двигателях принято избыточное давление потихоньку стравливать через клапаны, чтобы не доиграться до взрыва. Технология почти древняя, отработанная до мелочей. Ее логично применять и в экономике. Ибо уже больше десятилетия сфера торговли самая либеральная. Не пора ли государству включить административный механизм регулирования атмосфер? Самостоятельно рынок как-то не особенно справляется, только нагнетая ситуацию. Такова уж специфика недвижимости в любой части света: если государство пускает дело на самотек, спекуляция делает свое черное дело, и все заканчивается крахом, как это было в Испании, Греции, а раньше практически во всех странах. Переизбыток и торговой, и офисной недвижимости несколько напрягает умных людей. Было бы логично уже наложить табу на строительство новых объектов. По крайней мере, на время. Но, увы, многие вопросы отданы на усмотрение местных властей. А они не торопятся тормозить коней. Что уж греха таить: именно торговля и строительство долгое время являлись основными донорами выполнения показателя инвестиций. Поэтому под их дудку бесшабашно плясали. Вроде бы темп танца снизился, но музыка на пластинке, увы, еще не поменялась.

    Алексей АНТОНОВ

    Нет денег на обновки

    На выставках залюбуешься нашим легпромом: научились же приличные вещи делать! Вот только их на магазинных полках не всегда и найдешь. Все больше экземпляры из прошлой жизни на вешалках пылятся. Особенно этим грешат постсоветские универмаги. Не по причине своей отсталости, а из-за отсутствия средств для обновления коллекций. Впрочем, в мытарствах иных магазинов повинны и производители, отличающиеся весьма своеобразной сбытовой стратегией.

    Всю глубину проблемы осознал после посещения заседания межведомственной рабочей группы по расчетам. Легпрому торговля задолжала немало. Но этими товарами многие универмаги, особенно в регионах, забиты под завязку. Причем некоторые вещи уже 3—4 года лежат. И вызывает большие сомнения, смогут ли когда-нибудь вообще найти хозяина. Сбыть их можно только с невероятным дисконтом. Конечно, магазины проводят и распродажи, и дни скидок. Но «пододвинуться» в цене могут только на размер своей надбавки, но даже с такой скидкой потребитель залежавшийся товар брать не хочет.

    И что с ним делать — совершенно непонятно.

    Самое логичное — проводить акции вместе с производителями, поделив в какой-то пропорции издержки или даже убытки. Но штука-то в том, что поставщикам за продукцию уже давно заплачено. И наивно полагать, что они будут заботиться о ее реализации. Вот и сидят магазины со старыми моделями. Кое-как пытаются взять новые, но платить за них уже нечем — оборотные средства заморожены на складах. Промышленники возмущаются: мол, мы старались, модернизировались, и наши усилия никому не нужны. А ниши занимает импортный ширпотреб…

    Впрочем, в прошлые годы сложились некоторые совершенно не замечательные традиции. Во-первых, не отдавать товар на реализацию, а только давать отсрочку платежа. Этакая национальная традиция, сыгравшая с нашими поставщиками злую шутку. Да и отсрочку большинство предприятий дает весьма скромную — 45—60 дней. А нынче промышленные товары большим спросом не пользуются: продаются за 90—120 дней. И чем торговле закрывать кассовые разрывы?

    Во-вторых, всеми правдами и неправдами предприятия пытаются использовать административный ресурс для «продавливания» своего сбыта. И неликвидные запасы в ретейле — отголоски дружной борьбы со складскими запасами в промышленности прошлых лет. Просто запасы переместились из одних хранилищ в другие. Производственники сначала радовались: свои показатели улучшили, а там пускай универмаги разбираются. Но в ответ получили объективные проблемы с оплатой товара. Особенно тяжко Белкоопсоюзу: ассортиментный перечень предписывает держать на полках достаточно широкий список наименований. А сельский народ ни богатством, ни расточительностью не отличается. Непродовольственную продукцию приобретает нехотя, а поставщик требует денег.

    В-третьих, некоторые фабрики реализуют нелогично смертельную маркетинговую стратегию. Открывают собственные магазины, лихо проводят в них акции, распродажи, да так щедро, что «фирменная» цена на полке получается ниже, чем оптовая для других продавцов. Угадайте, в какую торговую точку пойдет покупатель? Фактически производители ликвидируют каналы сбыта через независимых реализаторов. Но на их проблемы особенно внимания не обращают: возьмут, даже если невыгодно. Белорусское-то на полках необходимо держать. Поэтому какие-то объемы придется выбрать для ассортимента. Иначе может нагрянуть торговая инспекция и вообще магазин прикрыть. И таковые прецеденты уже бывали.

    Словом, налицо серьезная и надежная закупорка каналов реализации продукции легпрома. Вроде бы торговля и производители должны решать проблему на уровне директоров: как-то договариваться, искать компромиссный выход из кризиса взаимоотношений. Пока менеджеры дружно апеллируют к госорганам, обоснованно и надуманно жалуясь друг на друга. Конечно, руководителям компаний необходимо шевелиться. Но принципиально проблему они решить не смогут. Особенно когда речь идет о подконтрольных государству предприятиях.

    Ведь чтобы оживить сбыт, необходимо освободиться от неликвида, который накопился и в опте, и на розничных складах, и на полках. Когда эту продукцию выпускали, у потребителя были другие настроения и приоритеты. В прошлом году ситуация резко изменилась, и теперь эта продукция совершенно не попадает в рынок. Сбыть ее можно только с убытками, которые в какой-то пропорции должны поделить между собой производители, опт и розница, независимо от былых договоренностей. Хочется или нет, но придется проявлять гибкость и подстраиваться под свежие реалии. Но пойти в минус вопреки контрактам прошлых лет может только собственник. Особенно когда им выступает государство. Примет такое решение директор — получит большие неприятности. Не исключено, даже с уголовным оттенком. Тем не менее разрубить гордиев узел какими-то волевыми решениями необходимо. К нашему рынку все чаще присматриваются российские сети модной одежды. А если так дела пойдут и дальше, конкурентов они себе в Беларуси просто не увидят.

    Юрий ВЛАДИМИРОВ

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка

Комментарии (0)