20 Апреля, 2024 Суббота

Розетка против бензобака: в Беларуси запускают производство деталей для электромобилей

  • 22 декабря 2016 Экономика Русский 0

    Более четырех миллионов единиц всех видов транспортных средств, курсирующих по дорогам страны, оставляют за собой шлейф из многочисленных вредных химических соединений. На каждого из нас, по подсчетам специалистов, их приходится ни много ни мало более 90 (!) килограммов в год. Есть повод всерьез задуматься об экологичности автомобилей! Тем более что весь мир давно смотрит в сторону машин, работающих «от розетки». А что мы? С вводом в эксплуатацию в 2018 году атомной станции у нас появится недорогая электроэнергия, которой нужно будет найти применение, — так считают в Минприроды. И один из вариантов — устанавливать станции для зарядки электротранспорта.

    Еще несколько лет, и у нас будет достаточно электричества, чтобы использовать его в качестве экологичного топлива. Причем заявления о зарядных станциях не просто слова. С Министерством энергетики и ГПО «Белэнерго» прорабатывается программа по зарядной инфраструктуре. Предлагается ежегодно создавать не менее пяти зарядных станций на каждые 50 тысяч населения в крупных городах, а также вблизи транзитных магистралей.

    Но будет ли нам что заряжать? Да, импортный автопром в последние годы активно работает над созданием электромобилей. И не просто выпускает — совершенствует, соревнуется. Недавно, например, Общегерманский автомобильный клуб (ADAC), протестировав 45 моделей современных авто, составил рейтинг самых экологичных. Так вот, победителем стал именно электромобиль — сравнительно новый BMW i3 (94Ah). Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в первой пятерке бензиновых авто не было вообще. Максимум — гибридные моторы. Более того, мировые автопроизводители заявляют: себестоимость электромобилей к середине 2017 года вполне может сравняться с дизельными.

    Но откликнется ли на призыв, к примеру, наш автопром, который многие десятилетия был заточен под бензин? Да, у нас есть транспорт на нетрадиционных видах топлива, например на природном газе. Но и его не так уж много. Что до электробусов, их, пожалуй, пока можно пересчитать по пальцам. Недавно несколько из них приехали в страну по проекту международной технической помощи «Содействие переходу Беларуси к «зеленой» экономике». Некоторое количество есть в частных руках. Две модели производства «Белкоммунмаша» с декабря тестируются на улицах Минска. Обещают, что в следующем году прибавится еще восемнадцать. Более того, к экологичному транспорту нашего производства, по информации предприятия, есть интерес со стороны России. Прорабатываются возможности поставки в Румынию, Болгарию, Турцию.

    Но двадцать электробусов — капля в море. По мнению заместителя начальника управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Андрея Пилипчука, то, что в нашей стране сконцентрированы многие ведущие заводы автопрома — от сельхоз- до легковой техники, — большой плюс. И если бы мы повернулись в сторону электромобилей уже сейчас, то в силу выгодного географического положения могли бы занять свою нишу на этом рынке и обеспечить дополнительный рост экономике. Но для этого нам нужно поспешить.

    Впрочем, при всей очевидной выгоде электротранспорта — и для природы, и для нашего кошелька, сегодня у этого автомобиля немало и минусов. И в первую очередь это малый объем батареи. Что делает электрокар чисто городским авто. Но иногда ведь и за город, а то и в другой город выехать надо. Что тогда?

    С одной стороны, от этого минуса, говорят эксперты, можно было бы легко избавиться, построив развитую сеть станций подзарядки аккумуляторов электрокаров. Так, кстати, сделано в Эстонии, которая сегодня лидирует по количеству электромобилей на душу населения. Но не все так гладко. Время полного заряда современного электромобиля может составлять в лучшем случае час, но обычно заряжать транспортное средство приходится по несколько часов. Даже для быстрой и неполной подзарядки требуется, как минимум, 30 минут. Что в это время должен делать водитель? А если перед ним окажется очередь из двух-трех авто, как это часто случается на заправках?

    Пока электромобили не усовершенствуют, автомобилисты будут обращать свой взор на бензиновые, дизельные или гибридные двигатели. Все же, отправляясь в дальний путь, пока что надежды на них больше. И здоровый практицизм не изменят никакие бесплатные стоянки и бонусы для авто на электричестве. А тут еще падающие цены на нефть… Разве что за автолюбителя подумает государство. Например, в Германии с 2030-го запретят регистрацию машин с двигателями внутреннего сгорания. В Норвегии и Нидерландах, парламенты которых поддержали запрет новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, это сделают еще раньше — уже до 2025 года. В итоге все дорожное движение перейдет на нулевой уровень выбросов.

    Впрочем, у благого дела, прогнозируют эксперты, будет и обратная сторона. Считается, что с переходом на электромобилестроение в автопроме, например немецком, под угрозой сокращения оказывается четверть рабочих мест. Основная причина: для выпуска электромоторов требуется примерно в пять раз меньше деталей, чем для сборки двигателей внутреннего сгорания. А значит, понадобится проведение меньшего числа работ. Поэтому, в первую очередь, пострадают моторостроительные заводы и их многочисленные смежники. Институт автомобильной промышленности (IFA) прогнозирует, что в ближайшие годы могут разориться около 20—30% малых и средних фирм.

    В то время когда немецкий автопром бьет тревогу и думает о контрмерах, у нас есть все шансы этих ошибок не допускать. Как? Не отдавать развитие новых технологий на откуп фирмам из других стран, а организовать собственное сопутствующее производство. К примеру, тех же зарядных батарей для электромобилей. Тем более что именно развитие этого производства немецкие автопромышленники упустили из виду — их рынки контролируют японские, китайские и южнокорейские фирмы.

    И, как заверил начальник управления инновационной политики Госкомитета по науке и технологиям Евгений Мальчевский, все шансы у нас есть. Планируется создание двух производств — компании с американским капиталом и предприятия с местными инвестициями в Брестской области.

    — Второй проект практически начал реализовываться, — отмечает специалист. — Ввод в эксплуатацию планируется в 2019 году. Будем это предприятие поддерживать, поскольку это и импортозамещение, и ориентация на экспорт. Кроме того, согласно проекту по строительству завода аккумуляторных батарей планируется полный цикл их переработки в новые аккумуляторы.

    Автор: АРТЕАГА Вера МихайловнаРэспубліка

Комментарии (0)