29 Марта, 2024 Пятница

Миссия резидента выполнима

  • 10 января 2017 Экономика Русский 0

    Привлечение в страну инвестиций сродни рыбной ловле. Чтобы косяк пришел на нерест, следует и водоем в чистоте держать, и водоросли в нем выращивать, и прикормку рассыпать… Водоемов-то много, и свободолюбивая рыбка сама выбирает, в какой из них заплыть. Капитал тоже любит удобные для себя заводи. В каждом государстве их пытаются обустроить по-своему. В Беларуси для активизации инвесторов использовались разнообразные инструменты. Один из них — создание благоприятных условий на ограниченных территориях — свободных экономических зонах. Они прижились с 1990-х годов, хотя об их перспективности и целесообразности уже два десятилетия ведутся дискуссии среди экспертного сообщества. Тем не менее СЭЗ продолжают существовать. Хотя в рамках ЕАЭС и подверглись некоторому переформатированию.

    О метаморфозах, которые переживают сегодня СЭЗ, и их перспективах нам рассказал начальник главного управления инвестиционного сотрудничества Минэкономики Сергей Вайтеховский.

    — Свободные экономические зоны создавались в 1996—2002 годах для решения комплекса задач: развития регионов, привлечения инвестиций, выпуска импортозамещающей продукции и развития экспорта. В целом СЭЗ себя оправдали, — говорит Сергей Вайтеховский.

    На 1 октября 2016 года в них было зарегистрировано 419 предприятий, на которых трудится 124 тыс. человек – это почти 4,5% от занятых в экономике страны. На долю резидентов СЭЗ приходится 16% белорусского экспорта, 15% прямых иностранных инвестиций на чистой основе, 13% производства промышленной продукции. Но самое главное – качественные показатели. Производительность труда резидентов СЭЗ в 3 раза выше средней, а экспорт – в 3,7 раза.

    — Конечно, непростая экономическая ситуация в регионе оказала влияние и на резидентов СЭЗ. Резко выросло количество убыточных предприятий. Но за последнее время компании сделали немало, чтобы снизить свои риски от разнообразных неблагоприятных факторов: снижают издержки, диверсифицируют рынки сбыта и переходят на использование местного сырья, что снижает их зависимость от курсовых колебаний, оптимизируют структуру оборотного капитала, — объяснил представитель Минэкономики.

    В прошлом году наметился перелом в положительную сторону. Так, была зарегистрирована 21 новая компания в СЭЗ с суммарным объемом заявленных инвестиций 500 млн долларов, дополнительно создано 2,4 тыс. рабочих мест, доля экспорта достигла максимальных значений за всю историю свободных экономических зон. Чистая прибыль за 9 месяцев прошлого года в общей сложности составила 192,2 млн рублей, положительное сальдо внешней торговли товарами – 740 млн долларов, почти на 29% сократилось количество убыточных предприятий. За последние 8 лет суммарное сальдо внешней торговли резидентов показало плюс в 2,5 млрд долларов, а чистое поступление иностранных инвестиций – 1,5 млрд.

    СЭЗ были и остаются одним из самых актуальных инструментов привлечения иностранных инвестиций с понятным западным предпринимателям преференциальным режимом, который совершенствуется и улучшается, чтобы сохранять свою привлекательность, считают в Минэкономики.

    Так, если с этого года в связи с обязательствами Беларуси в рамках ЕАЭС упразднены таможенные льготы при поставках продукции в страны союза, то к этому моменту был принят ряд мер, чтобы компенсировать предприятиям возросшие издержки. Они принимались в период 2012—2016 годов, а с 2017 года резидентам СЭЗ были предоставлены дополнительные преференции: освобождение от налога на прибыль, земельного налога и арендной платы, налога на недвижимость, ввозного НДС на произведенные из импортного сырья товары при их реализации на территории ЕАЭС. Также в этом году снижена «стоимость входного билета» — теперь для регистрации резидентом СЭЗ необходимо гарантировать не 1 млн, а 500 тыс. евро инвестиций. Территориально расширены СЭЗ «Брест», «Гродноинвест» и «Витебск».

    Впрочем, сама логика подталкивает резидентов к поиску новых рынков сбыта. И хотя еще основным направлением экспорта резидентов СЭЗ остается Россия, доля которой превышает 60% по итогам трех кварталов прошлого года, но наметилась тенденция роста поставок в дальнее зарубежье, за пределы СНГ, которые уже занимают долю около 20%. 

    Пригласительный билет для инвестора

    Старейшая в стране свободная экономическая зона «Брест» встретила 2017 год ростом — ее границы расширились на 45 процентов. Территория приросла на 155 тысяч квадратных метров. Теперь потенциальные инвесторы вправе выбирать: строить предприятие с нуля или открывать завод на ныне не занятых производственных площадях — в этой зоне немало пустующих строений, которые относятся к категории неэффективно используемых. О том, каким образом президентский Указ № 508 повлияет на экономический курс и инвестиционную риторику СЭЗ «Брест», узнавала корреспондент «Р».

    Перспектива лишения таможенных льгот на сырье, из которого изготавливается продукция для реализации в государствах Евразийского экономического союза, резидентов брестской СЭЗ огорчила. Но так как разговоры на эту тему велись не один год, то времени обдумать и просчитать дальнейшие действия было предостаточно. В первую очередь надо было научиться наращивать экономическую массу за счет постепенного расширения экспорта вне государств ЕАЭС. В данном случае грех было не воспользоваться сложившимся в деловых кругах реноме, что СЭЗ «Брест» — это надежный экономический мостик между Западом и Востоком. Тем более что таможенные льготы для рынков, которые находятся за границами Евразийского экономического союза, сохраняются.

    Прибалтика, Польша, государства так называемой дальней дуги. Без резких движений предприятия начали закидывать удочки на новые рынки. Осторожно, чтобы не сбавлять обороты при торговле с российскими партнерами. Старались поступать так, чтобы доля российского рынка сокращалась не за счет уменьшения продаж, а благодаря увеличению географии поставок.

    — Именно в 2016 году резиденты СЭЗ заметно пополнили адреса отгрузок, — рассказывает начальник управления внешнеэкономических связей и экономического развития СЭЗ «Брест» Алексей Лачимов. — Российский рынок для нас по-прежнему главный. Однако его доля в общем объеме снижается: раньше было около 90 процентов, сейчас — немногим более 80. Укрепляется в экспортном портфеле присутствие других стран. В минувшем году в объеме экспорта наших предприятий были 62 страны, при этом нарастить экспорт удалось более чем в 40 из них.

    К примеру, «ПП Полесье» осуществляются поставки более чем в 40 стран, СП «Санта Бремор» ООО — почти в 30 стран, предприятиями группы компаний «СТиМ», ООО «Вегас» — более чем в 10.

    Растет присутствие экзотических стран. Пускай оно сегодня небольшое, однако поставки систематические, а контакты крепкие: игрушки кобринского бренда «Полесье» покупают на Ближнем Востоке, в Японии, Южной Америке. Брестские продукты питания выкладывают на полки в магазинах Австралии, США, Израиля. Тем не менее, согласно данным Белстата, на октябрь 2016 года количество зарегистрированных резидентов в белорусских СЭЗ сократилось на 5,4 процента (419 предприятий), количество действующих уменьшилось на 3,5 процента (409), а инвестиции снизились на 22,1 процента. Руководство брестской экономической зоны связывает осторожность бизнесменов с неопределенностью, которой положил конец Указ № 508. Инвесторы просто выжидали, пытаясь понять, что вообще будет со свободными экономическими зонами в странах ЕАЭС. И так как 1 января правила игры и для действующих резидентов, и для потенциальных игроков стали прозрачными, администрация уверена: контрактов теперь будет много. Наработками делится заместитель главы администрации СЭЗ «Брест» Олег Хвалюк:

    — На начало января у нас в проработке около десяти компаний, с которыми мы неоднократно встречались, ездили на участки. Кроме того, в прошлом году подписали восемь соглашений о сотрудничестве со структурами Польши, России, Италии, Дании, которые напрямую заинтересованы в продвижении инвестиций своих стран на восточные рынки.

    Согласно Указу в СЭЗ «Брест» включено восемь участков общей площадью более 3328 гектаров. Это и неэффективно используемые производственные площади, и территории успешно действующих предприятий (например, СООО «ПП Полесье» в Кобрине), и участки, примыкающие к границе Евросоюза. О юридических преференциях «новоселам» рассказывает Олег Хвалюк:

    — Вошедшие в расширенные границы СЭЗ предприятия не становятся нашими резидентами автоматически. У них появляется возможность на своей территории реализовать дополнительные инвестиционные проекты на льготных условиях. Неэффективно используемые производственные площади, а это около 155 тысяч квадратных метров, мы будем предлагать потенциальным инвесторам, которые не хотят строить помещение с нуля, а намерены использовать готовые строения.

    С легким скепсисом переходим к теме свободных складов, которые резиденты вправе открывать на территории своих предприятий. В принципе, идея не производить собственную продукцию, а хранить, обслуживать, сортировать, переупаковывать товар (так называемая логистическая СЭЗ) звучит интересно. Ведь все товары из-за границы попадают сюда без применения мер экономической политики (то есть таможенной пошлины). Коварство кроется в том, что есть среди резидентов СЭЗ стран — участниц ЕАЭС недобросовестные товарищи, которые явно хитрят. К примеру, привезут готовую китайскую продукцию, доукомплектуют ее изделиями собственного производства, чтобы продать потом все вместе под своей торговой маркой.

    — Это создает неравные условия конкуренции, — разводит руками Олег Хвалюк. — Вопросы идентификации товара регулируются национальными законодательствами, на которые мы не можем влиять. В рамках ЕАЭС обсуждается вопрос по признанию товара продукцией собственного производства по перечню технологических операций. Но будет ли он принят, мы, увы, пока не знаем.

    Еще один удар под дых резидентам СЭЗ — стоимость энергоносителей. Энергоемкое предприятие открывать у нас не очень выгодно из-за непривлекательных по сравнению с российскими цен на электроэнергию. Именно по этой причине несколько лет назад Брест не договорился с компанией Petro Carbo Chem. Предприятие с немецким капиталом собиралось вложить 120 млн евро в производство технического и чистого кремния. Даже подобрали площадку в районе деревни Козловичи. Оставалось решить один вопрос: стоимость электроэнергии, которая составляла 30 процентов от стоимости конечной продукции... В общем, руководители компании посмотрели на предложение, с досадой плюнули и уехали с проектом в Польшу.

    Впрочем, по словам Олега Хвалюка, в СЭЗ есть немало других козырей, которые с лихвой перекрывают проблемы с тарифами на электроэнергию и могут быть весьма интересны инвесторам:

    — Серьезный вклад в инвестиционную привлекательность нашей площадки — ее инфраструктура. Государство вложило огромные средства в развитие подъездных дорог, сетей, водо- и газоснабжения. Когда новичок приходит, он получает земельный участок и все необходимые коммуникации. Как говорится, включил оборудование в розетку да работай.

    Большая работа была проделана по развитию перспективной площадки-аэропорта, которая примыкает к интернациональному транспортному коридору М-1/Е30. Сегодня в аэропорте экономически активна лишь третья часть территории. Так как развитие участка не предполагает государственной помощи, подсчитано: деловой центр в этом районе оформится, когда работать здесь будет около десяти тысяч человек.

    К слову, о людях. Компетентные трудовые ресурсы — еще один козырь брестской СЭЗ. Исполнительность, ответственность, профессионализм — эти качества начальник ведущего отдела экономического развития Вадим Поволанский подтверждает статистическими данными:

    — В СЭЗ «Брест» работают 124 тысячи человек. Сотрудники обеспечивают почти 18 процентов продукции, услуг, работ промышленности Брестчины, в том числе более 28 процентов экспорта области.

    Факт

    Потоки экспорта

    2014 год — 713 миллионов долларов США;

    2015 год — 500 миллионов долларов США;

    январь—ноябрь 2016-го — 482 миллиона долларов США (по итогам 2016-го ожидается рост на 8—9 процентов по отношению к 2015 году).

    Цифра

    На присоединенных к СЭЗ «Брест» 3328,7 гектара земли около 155 тысяч квадратных метров — неэффективно используемые производственные площади предприятий. Их будут предлагать инвесторам, которые не готовы строить предприятие с нуля, а хотят обосноваться в уже существующих помещениях.

    Автор: Анна ПЕТРОЧЕНКО, Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка

Комментарии (0)