16 Апреля, 2024 Вторник

Убытки вместо прибыли: почему пивной бизнес не приносит пользы государству?

  • 19 января 2017 Экономика Русский 0

    О пользе пива — самые разные мнения. Одни говорят, что напиток этот богат витаминами, хороший депрессант — расслабляет, утоляет жажду, способствует общению. Вторые утверждают, что «пивное питие» — верный путь к алкоголизму. Но истина, как водится, лежит посередине. Медики, в частности, считают, что если употреблять пенистый напиток в небольших количествах не более 1—2 раз в неделю, то он полезен для организма, а если пить регулярно — превращается в яд.

    А еще у «пивного вопроса» есть социальная подоплека. Социологи и психологи, с учетом наших нынешних реалий, уверены: необходимо срочно менять структуру алкогольных напитков в пользу слабоалкогольных. В странах Западной Европы, к примеру, люди пьют больше вина и пива. В результате живут дольше. В Польше, в частности, в свое время поставили задачу по снижению доли потребления крепкого алкоголя и увеличению слабого, сделали акциз на пиво втрое ниже, чем на водку, и страна стала пить преимущественно пенистый напиток. Кстати, дотошные статистики подсчитали, что на каждого работника пивоваренного предприятия приходится примерно девять работников смежных отраслей. Ну, а поскольку этот бизнес во всем мире считается одним из самых прибыльных, то он дает и солидные налоговые отчисления в бюджет.

    В 2007 году в Беларуси на гос­уровне приняли решение о техперевооружении пивоваренных заводов с целью наращивания мощностей, увеличения выпуска белорусских брендов, экспорта продукции. И государство, и другие инвесторы проделали большую работу: в частности, на самом современном оборудовании стали варить пиво 4 основных производителя в стране — «Криница», «Пивоварни Хайнекен», «Пивзавод Оливария», «Лидское пиво». Однако в апреле 2014 года на совещании у главы государства было констатировано: планы правительства по импортозамещению не выполняются, а большинство пивоваренных организаций в последние годы терпели убытки. Современные мощности были на тот момент загружены всего на 62%, в то время как удельный вес импортного пива на рынке составил почти 30%. Президент страны потребовал в кратчайшие сроки исправить ситуацию. И это — естественно, поскольку контролировать производителей и поставщиков не только право, но и обязанность государства, сознающего, что благополучие общества, людей в первую очередь зависит от положения дел в экономике. Ну, а чтобы развиваться, конкурировать с импортными производителями, предприятия должны быть прибыльными.

    Взять бобруйское ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» — это предприятие одно из крупнейших налогоплательщиков в Могилевской области. После того, как в 2007 году бывший бобруйский пивзавод «Сябар» вошел в состав нидерландского концерна HEINEKEN, он превратился в современное, оснащенное новейшим оборудованием предприятие, начал развивать производство как лицензионных, так и собственных, белорусских брендов. Компания HEINEKEN в Беларуси приступила и к реализации программы по выращиванию в стране высококачественного пивоваренного ячменя. А еще она осуществляет программу «Варим пиво — создаем лучший мир», направленную на улучшение здоровья и безопасности, защиту водных ресурсов, снижение вредных выбросов и многое другое. Казалось, на белорусский рынок пришел ответственный и дальновидный производитель. Но на протяжении последних 6 лет бобруйское предприятие, по информации Комитета госконтроля Могилевской области, было… убыточным.

    — К сожалению, вопреки поручениям главы государства по итогам совещания и развития пивоваренной отрасли, на Могилевщине в 2014—2015 годах не были обеспечены повышение эффективности деятельности единственного промышленного пивовара региона — ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», его прибыльная работа и максимальная загрузка, требуемое наращивание экспорта и снижение импорта пива, — говорит начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Могилевской области Вячеслав Осмоловский. — В 2014 году производство пива в натуральном выражении было снижено обществом на 10,4%, в 2015 году — на 24,2% (при загрузке мощностей по его выпуску соответственно на 46,0% и 45,3%), в результате чего бюджет не получил соответственно около 51 и 128 млрд. неденоминированных рублей налоговых платежей. Как показала проверка, многие негативные тенденции в деятельности общества сохранились и в 2016 году. На наш взгляд, недостаточно эффективно, к примеру, велась работа по поиску новых рынков сбыта, объемы импорта пива (предприятие также реализует продукцию зарубежных подразделений концерна) значительно превышают его экспортные поставки. В результате сальдо внешнеторговых операций бобруйского предприятия по пиву было отрицательным (за первое полугодие 2016 года «минус» превысил 1 млн. долларов).

    В соответствии с падением темпов производства упали и внутренние продажи напитка, выпускаемого бобруйским предприятием. Неужели оно стало менее популярным у потребителей?

    На полках магазина «Бакалея» на улице Королева в Могилеве представлены напитки всей четверки крупнейших производителей пива в Беларуси, а также продукция российских и украинских пивоваров. Но бросилось в глаза, что большинство покупателей затаривалось «Криницей» разных сортов и «Жигулевским» лидского розлива.

    — Неплохо идут и «Бобров», и «Жигулевское» компании HEINEKEN, — сказала товаровед. — Но больше всего бобруйское пиво раскупается, когда компания предоставляет ценовые акции.

     В магазине «Квартал» на Первомайской тоже сообщили, что пиво бобруйского производства — качественное и пользуется спросом. Хоть и поставили на первое место по популярности продукцию «Криницы», на второе — «Оливарии», на третье — HEINEKEN.

    О вкусах не спорят, и конкуренция на белорусском рынке пива — серьезная. И, конечно, выигрывает на нем тот, кто старается не только угодить вкусам потребителей, но и реализует продукцию по приемлемым для них ценам. К слову, пивовары сетовали и на постоянный рост акцизов на пенистый напиток — производителей услышали: на 2016 год ставки акцизов не изменились.

    Условия на рынке также одинаковые для всех его «игроков».

    — Но вот схожий с ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» производитель пива и кваса с иностранным капиталом «Лидское пиво» на протяжении последних лет работает прибыльно, рентабельность его продаж значительно превышает показатели бобруйского предприятия, — отметил Вячеслав Осмоловский.— И темп роста выручки лидской пивоварни от реализации продукции намного выше темпа роста затрат. Компанией же HEINEKEN, напротив, эффективные меры по сокращению расходов, в том числе непроизводительных, не принимались. Более того, несмотря на убыточную работу и тенденции к снижению объемов продаж, управленческие расходы постоянно росли. В 2015 году, например, при сокращении объемов продаж на 23% они выросли на 6%.

    Парадоксальная ситуация: убыточность — вроде как верный путь ко дну, а компания HEINEKEN вместо того, чтобы срочно «заделывать пробоины», еще более расширяло их? Ларчик открывается просто, если «держать в уме», что бобруйское предприятие входит в состав транснациональной компании и, стало быть, подчиняется решениям ее руководства. Которое, похоже, в условиях недавнего кризиса в мировой экономике, снижения продаж в России и Украине больше было заинтересовано не столько в росте производства на своем белорусском предприятии, сколько в поставках импортного напитка в Беларусь?

    — На финансовом состоянии ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» негативно сказались также многомиллиардные платежи зарубежным компаниям за право производства импортозамещающих сортов пива, информационные услуги, услуги за пользование ноу-хау, а также расходы по привлечению на работу высокооплачиваемых иностранных специалистов, — отметили в КГК. — В 2014—2015 годах на эти цели за пределы республики было выведено несколько миллионов евро, при этом основная часть была направлена учредителям ИЗАО «Пивоварни Хайнекен». Только на наем нескольких иностранных руководителей расходы общества за 2015 год составили почти 700 тыс. евро. Месячная зарплата одного такого менеджера в десятки раз превышала среднюю зарплату по заводу! Странно выглядит и такой факт: отдел маркетинга предприятия тратит немалые деньги на оплату маркетинговых услуг торговым сетям, и в то же время аналогичные исследования заказывались в иностранных организациях. К примеру, в одном украинском ООО были заказаны за более чем 100 тысяч долларов маркетинговые исследования на тему «Трекинг марок пива в Республике Беларусь», итогом которых стали лишь общие предложения вроде необходимости подчеркивания престижности брендов. Словом, затраченные на оплату маркетинговых исследований и рекламных услуг средства не дали желаемого эффекта в виде роста объемов продаж.

    А главное, подчеркнули в КГК, такие затраты, как платежи за право производства лицензионной продукции и прочие интересные непроизводственные расходы, сопоставимые с себестоимостью реализуемой продукции, были отнесены предприятием на счет налогооблагаемой прибыли. Государство не получило существенных поступлений в бюджет!

    Получается, по сути, что корпоративная политика группы компаний HEINEKEN в отношении работы ее белорусского подразделения не в полной мере отвечает национальным интересам республики. Возникает вопрос: какие рычаги может использовать государство, чтобы побудить иностранное предприятие работать для того, для чего, собственно, оно и создается — для получения прибыли и уплаты соответствующих налогов в казну. Ограничить ввоз импортного пива в Беларусь?

    — Прежде всего, иностранное предприятие должно выполнять взятые на себе обязательства, — говорит Вячеслав Осмоловский. — Коллегией КГК Могилевской области было обращено внимание концерна «Белгоспищепром» на невыполнение ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» условий соглашения в 2014—2015 годах в части обеспечения прибыльной работы общества, установленных объемов производства продукции. Необходимо заключение с группой компаний HEINEKEN нового соглашения об условиях взаимоотношений, обеспечивающего реализацию в Могилевской области требований главы государства к работе пивоваренной отрасли. Полная загрузка мощностей, рентабельная работа, наращивание экспорта при сокращении импорта — это требования ко всему реальному сектору экономики страны.

    Коллегия КГК предложила также законодательно ограничить возможности минимизации юридическими лицами налогооблагаемой прибыли путем отнесения на затраты платежей за право производства лицензионной продукции, платы за информационные услуги, предоставление персонала и других аналогичных расходов.

    Ну и главный результат государственного аудита — в ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», по информации КГК, принимаются меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков. Выводы сделаны?

    Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВМогилевская правда

Комментарии (0)