30 Марта, 2020 Понедельник

В условиях повышенного риска

  • 25 января 2017 Экономика Русский 0

    Сложная экономическая ситуация в аграрном секторе экономики республики привела к тому, что порядка 25-35% хозяйств формируют 60% выручки и 90% прибыли в отрасли. При этом примерно третья часть предприятий на протяжении длительного периода являются неплатежеспособными, еще треть – работают с нулевой или очень низкой рентабельностью даже с учетом государственной поддержки.

    С целью кардинального изменения ситуации в отрасли Президентом Республики Беларусь были подписаны два указа – № 251 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» и № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».

    Данные документы направлены на повышение эффективности функционирования и решение отдельных финансовых проблем в организациях АПК. В них предусмотрены механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельхозорганизаций, в том числе путем передачи на определенных условиях активов таких организаций эффективному собственнику. Определены также стимулирующие меры вывода сельхозорганизации на стабильную работу.

    Указ № 253 направлен на решение проблемы неплатежеспособных предприятий. К ним будут применяться меры досудебного оздоровления, а также процедуры экономической несостоятельности. Предполагается, что для улучшения положения двух других групп хозяйств будет достаточно реструктуризации и отсрочки задолженности, а также пополнения оборотных средств за счет мер по защите части государственной поддержки.

    Указ №251 предусматривает передачу активов неплатежеспособных сельхозорганизаций эффективному собственнику. Если предприятие в течение трех лет было прибыльным, оно продается за 100% стоимости чистых активов, если из этих трех лет один год был для него убыточным, то за 80%. Два года с убытками подразумевает продажу за 50% стоимости чистых активов. Если все три года этот показатель был отрицательным, то организация может быть продана за 1 базовую величину. Указ направлен на то, чтобы повысить эффективность работы сельхозпредприятий, восстановить их платежеспособность, а также сохранить крупнотоварное сельскохозяйственное производство и трудовые коллективы.

    Как известно, с 1 ноября минувшего года появились списки сельхозорганизаций для досудебного оздоровления, а также требующих проведения процедуры экономической несостоятельности (банкротства). В нашей республике в их число попали 323 сельхозорганизации. В отношении 102 необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства).

    Решать эту задачу в убыточных хозяйствах будут антикризисные управляющие. Вопрос непростой. Выражаясь деловым языком, это особая группа менеджеров, обладающая уникальным опытом управления в условиях повышенного риска. Для сельчан это непривычная должность. Сегодня антикризисных управляющих, которые бы досконально знали механизм сельхозпроизводства, — единицы. Поэтому в Министерстве экономики Республики Беларусь принято решение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров УО «БГСХА» при поддержке департамента по санации и банкротству Минэкономики открыть обучение по Программе подготовки временных (антикризисных) управляющих.

    — Особенности подготовки профессиональных антикризисных управляющих в Республике Беларусь, — рассказывает заместитель директора института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «БГСХА» кандидат экономических наук, доцент Василий Кулаков, — определяются тем, что на таких специалистов возлагается огромная ответственность за судьбу всего предприятия. Они должны взять на себя ответственность за положение дел на предприятии в самый острый период его развития, когда остаются лишь два выхода – санация или банкротство. Поэтому их квалификация, умение быстро реагировать на острые ситуации, разрешать конфликты, организовывать работу в нужном направлении являются гарантами успешного исхода дела. Антикризисные управляющие должны обладать знаниями о политической и экономической ситуации, о специфике деятельности предприятия и, конечно, опытом управления.

    Продолжительность обучения составляет 3 месяца (380 часов). В течение первых двух месяцев слушатели проходят обучение на базе Института. Занятия проводят ведущие профессора, доценты и преподаватели УО «БГСХА», а также приглашенные специалисты-практики в сфере антикризисного управления. Завершающий третий месяц представляет собой стажировку на предприятии, за которым закреплен действующий антикризисный управляющий. Стажировка является неотъемлемым звеном учебного процесса и направлена на углубление и закрепление теоретических знаний, приобретённых слушателями за время обучения в ВУЗе и применение этих знаний на практике.

    Основной целью обучения является приобретение и повышение профессиональной компетентности слушателей в части осуществления в соответствии с законодательством Республики Беларусь процедур экономической несостоятельности (банкротства)

    В результате специальной подготовки слушатели учатся, как провести анализ финансового состояния и платежеспособности субъекта хозяйствования, определить наличие признаков его криминального банкротства, объективных оснований, возможностей и целесообразности применения такой меры санации как продажа неплатежеспособного предприятия единым имущественным комплексом. Кроме этого их знакомят, как вести активную работу с кредиторами и дебиторами в целях скорейшего расчета с кредиторами, каким образм восстановить платежеспособность должника или его ликвидацию. Рассматриваются также такие вопросы, как владение методами планирования и организационно-экономическими механизмами, технологиями санации и ликвидации неэффективных и нежизнеспособных субъектов хозяйствования, применение коммуникативных навыков в деловом взаимодействии антикризисного управляющего, признание ошибочно принятых решений и исправление их, минимизирование последствий подобных решений.

    В институте повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», — продолжает Василий Николаевич, — обучение антикризисных управляющих в отношении сельскохозяйственных организаций было начато с 28 ноября 2016 года

    Группа набрана в количестве 19 человек по рекомендации Могилевского областного территориального отдела по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, из них 17 чел. – Могилевская обл. и 2 чел. – Витебская обл.

    Активное участие в учебе принимали не только сотрудники института.

    На протяжении четырех дней с практикой рассмотрения дел в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» слушателей ознакомил Александр Бондарев, имеющий богатый практический опыт работы в качестве антикризисного управляющего.

    — Безусловно, людей тревожит, — считает Александр Иванович, — что с ними будет, не останутся ли без работы, не распродадут ли имущество за долги. Следует сразу всех успокоить, что судебное оздоровление через проведение процедуры банкротства, это вовсе не означает прямую ликвидацию хозяйства. Так что этой процедуры бояться не надо. Очень важно в данной ситуации своевременно ее начать, чтобы провести оздоровление хозяйства наиболее эффективно. В этой ситуации упор делается на санацию. Проще говоря, это использование экономических механизмов восстановления его платежеспособности.  Оно переходит в подчинение антикризисного управляющего. На 36 месяцев вводится защитный период. На основании договоренности с кредиторами по решению суда вводится мораторий на выплату всех долгов. Словом, дается возможность поработать на свое развитие. При необходимости этот срок может быть продлен еще на 24 месяца.

    — Но в некоторых случаях не исключен и негативный сценарий. Пройдет максимально отпущенный на санацию срок — пять лет, — а платежеспособность сельхозорганизации не восстановится. Как быть?

    — Тогда возможна и ликвидация. Поскольку эта процедура непривычная, то, естественно, вызывает тревогу. Но государство не может допустить, чтобы земля пустовала. Она должна давать продукцию. Поэтому возможны варианты, когда несколько хозяйств, несмотря на преференции, не смогут выйти из кризиса, и на их место придет эффективный хозяин. Это может быть как крупный инвестор, так и фермерские хозяйства. 

    Хочу отметить, — подчеркнул Александр Бондарев, — на все эти тонкости и нюансы обращалось самое пристальное внимание во время учебы в Горках. В этом деле институт повышения квалификации во главе с его руководителем Николаем Чечеткиным и его заместителем Василием Кулаковым проявили высокий уровень организации курсов по подготовке антикризисных управляющих.

    По окончанию обучения по результатам внутреннего тестирования все слушатели получили сертификат, дающий право на прохождение аттестации в Министерстве экономики. В дальнейшем это позволяет им получить лицензию на осуществление деятельности антикризисного управляющего или работать управляющим на основании контракта, заключаемого с госорганами.

    Автор: Михаил ВласенкоЗямля і людзі

Комментарии (0)