29 Марта, 2024 Пятница

Каждому по труду: безработица падает, а занятость не растет. Почему?

  • 07 февраля 2017 Экономика Русский 0

    Работы хватит всем. В прошлом году в стране поднатужились и взяли планку в 54 тысячи новых рабочих мест уже по итогам девяти месяцев. Но в этом году перед страной еще более сложная задача — создать 70 тысяч. Ее решением уже озадачились местные органы власти. Что делают госпредприятия, чтобы достичь этих показателей, и как им в этом помогает частный бизнес. Вопрос изучали журналисты «Р».

    * * *

    Когда в прошлом году Правительство решало, как справиться с растущей безработицей, панацеей признали создание новых рабочих мест — не менее 50 тысяч ежегодно. Собственно говоря, этот рецепт не теряет актуальности с учетом начавшейся пенсионной реформы. Если посмотреть на данные статистики, сделать это удалось с заметным опережением графиков, да и за отметку, определенную президентским Указом № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса», облисполкомы выбрались с лихвой. Тем не менее статистика фиксирует и другое явление — сокращение числа рабочих мест. Разобраться в цифровых парадоксах попытался корреспондент «Р».

    Почти весь прошлый год в стране сокращалось число зарегистрированных безработных. В итоге на бирже труда осталось 35,3 тысячи человек, хотя  изначально их было больше 50 тысяч. Теперь уровень безработицы равен всего 0,8% от экономически активного населения. Снизилась и напряженность на рынке труда — с 1,5 до 1 безработного на одну вакансию. Кроме того, за 9 месяцев 2016 года областные исполнительные комитеты отчитались о появлении в стране 54 тысяч новых рабочих мест. Итоги года будут окончательно подведены только через несколько недель, но сомневаться не приходится: итоговый показатель заметно перекроет обязательства местных властей.

    Можно порадоваться, правда? Но стоит взглянуть и на другие цифры. Так, в экономике cтраны в декабре 2016 года было занято 4 миллиона 381,3 тысячи человек. По данным же за 2015 год, этот показатель составлял 4 миллиона 496 тысяч человек. Выходит, что за год 115 тысяч работников куда-то исчезли. То есть занятость в стране сокращается, несмотря на появление новых рабочих мест?

    Не помог здесь и общий рост количества вакансий. По данным Исследовательского центра РАБОТА.TUT.BY, число предложений от работодателей в 2016 году в некоторых отраслях выросло существенно. Рекорды были в специализациях: автобизнес (+ 70%), рабочий персонал (+ 61%), производство (+ 58%), транспорт и логистика (+ 54%). Кстати, в этом году эксперты ждут такой же динамики.

    Как объяснить статистические казусы? Специалисты говорят, что в первую очередь здесь сыграл свою роль демографический фактор. Часть работников просто вышли на пенсию. Дала о себе знать и оптимизация численности рабочих. Например, в Мингорисполкоме пояснили, что за прошлый год в столице было высвобождено примерно 1600 человек. Эти люди уволились и никуда не устраивались. Предполагаемая причина — появление новых более эффективных рабочих мест, которые заменяют собой несколько старых. Но многие места были созданы в таких сферах, где эффективность и так достаточно высокая: 21% — в сфере IT и 13% — в розничной торговле.

    В любом случае видно, что людей работает все меньше. Поэтому академический директор Белорусского экономического исследовательского центра (BEROC) Катерина Борнукова считает, что новые рабочие места, по всей вероятности, создаются «с предварительным уничтожением других неэффективных рабочих мест».

    На самом ли деле предприятия могут показывать появление рабочих мест только на бумаге, мы спросили у специалистов Национального статистического комитета.

    — Есть прогнозный показатель. Для его мониторинга были разработаны специальные подходы. Мы берем информацию Фонда соцзащиты по вновь созданным коммерческим организациям за 2015 и 2016 годы, а также получаем отчетность по дополнительно введенным рабочим местам на уже действующих предприятиях, — объясняет начальник управления статистики труда Ирина Бондаренко. — И смотрим разницу между принятыми и уволенными работниками. Поэтому даже если было два человека принято, а пять уволено, то это не будет засчитано в показателях как повышение.

    Кроме того, по словам специалиста, работники на одном месте показываются в статистике только один раз. Когда идет, скажем, расширение производства и приняты на работу новые люди, то они и будут зафиксированы. Если в течение года на новое рабочее место возьмут другого человека после увольнения первого, то он уже учитываться не будет.

    Иногда, конечно, ошибки бывают. Но их исправляют до публикации данных. «Если есть какие-то сомнения или что-то непонятно, то в каждом случае разбираемся индивидуально», — заверяет Ирина Бондаренко.

    Поэтому все новые рабочие места, о которых докладывает Правительство, должны быть реальными. Но факт остается фактом — эти места не защищают от увольнений и сокращений. Часть работников переобучаются и приходят на новые должности, но не все. Например, за декабрь 2016 года уволили 50 479 человек, а приняли 40 272. При этом 2400 человек пошли на дополнительно введенные рабочие  места. То есть 10 207 человек остались без работы.

    Минтруда оценивает избыточную занятость в стране в 5%. Помочь людям не остаться безработными, по мнению эксперта Катерины Борнуковой, могут только программы переобучения и мобильности, а также льготы для вновь создаваемых предприятий. «И, конечно, все реформы должны сопровождаться соответствующей социальной страховкой», — говорит Катерина Борнукова.

    Переобучают, в принципе, и сейчас. А вот с последним предложением есть проблемы. Средний размер пособия на одного безработного в декабре прошлого года составил 22,7 рубля, или 12,6% от бюджета прожиточного минимума. Напомним, в планах Правительства ввести страхование от безработицы и поднять пособие до 70% от средней зарплаты. Остается надеяться, что эти планы реализуются как можно быстрее и белорусы получат возможность безболезненно осваивать новые профессии и оставаться занятыми в экономике страны.


    Компетентно

    Дмитрий КРАСОВСКИЙ, заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики:

    — Для создания новых рабочих мест и отечественному, и иностранному бизнесу, который работает у нас, нужны определенные условия и гарантии. Сегодня условия для развития бизнеса намного лучше, чем были, скажем, 7 лет назад. Но есть планы по дальнейшему улучшению. Комплекс мер по реализации Программы социально-экономического развития на 2016—2020 годы включает в себя целый раздел по усовершенствованию деловой среды.

    Например, будет продолжаться работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Мы часто слышим  критику, что такая деятельность усложняет ведение бизнеса. В планах Правительства — ввести меру ответственности для самих контролирующих и надзорных правоохранительных органов за необоснованное вмешательство в законную экономическую и хозяйственную деятельность. Также необходимо уточнить финансовые санкции, применяемые за незначительные нарушения, расширить практику вынесения предупреждений вместо наложения штрафов при привлечении субъектов хозяйствования к административной ответственности впервые.

    Сейчас создается рабочая группа по декриминализации экономических рисков. Это очень важный вопрос, речь идет о переквалификации части уголовно наказуемых деяний и переводе их в разряд административных.

    Развернута работа по устранению излишних административных барьеров для бизнеса. Также стоит задача исправить недостатки в правоприменительной практике. Мы хотим обязать госорганы разъяснять законодательные акты по тем направлениям, в которых они проводят политику. С тем, чтобы субъект хозяйствования, если он следовал этому разъяснению, освобождался от санкций,  даже если у другого органа или суда иное мнение по исполнению этого законодательного акта. Это серьезная новелла.

    В планах также внедрение системы оценки последствий принятия нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, создание гарантийного фонда, куда начинающий предприниматель сможет обратиться за получением кредитов.

    Как видите, планов много, а это значит, что через 3—5 лет условия для развития бизнеса станут еще более благоприятными.

    Бизнес дал частное слово


    Предприятие Mark Formelle — яркий представитель частного бизнеса. Но в части организации новых рабочих мест оно способно утереть нос даже некоторым государственным предприятиям. Во всяком случае, ему принадлежат 8 филиалов и более 2000 рабочих мест.

    Заславль, ул. Путейко, 1. Фабрика по пошиву белья и одежды — едва ли не самое большое предприятие города. На нем работают более 400 человек, а само предприятие специализируется на производстве чулочно-носочной продукции.

    Оператор упаковочной машины Елена Кузьменок в цеху швейного отделочного производства работает уже почти год. В ее руках продукция приобретает завершенный вид. Прежде чем попасть в упаковочный аппарат, носки и колготы проходят путь от вязального аппарата до формировочной машины. Выглядит это примерно так: автоматическая вязальная машина, а это десятки заправленных в нее нитей, выдает заготовку для носка. «Трубы» из смеси хлопка, бамбука, вискозы, лайкры или эластана отгружаются в швейный цех. Там будущий носок зашивают, выворачивают наизнанку и отправляют в формировочную машину, в которой под воздействием высокой температуры и пара он приобретает почти законченный вид. Последний штрих — упаковочный аппарат, пришивающий бирку к паре носков.

    Елена родом из Гомельской области, сейчас проживает у родственников в Заславле. Но она не единственная, кто работает вдали от родного дома. Большинство сотрудников в Заславль автобусами доставляют из Минска.

    В другие филиалы предприятия каждое утро автобусы подвозят работников из соседних населенных пунктов. В Узде, например, работают люди из Столбцов, Дзержинска. Швейные «дочки» предприятия Mark Formelle функционируют в Старых Дорогах, Борисове, Жодино, Молодечно, Заславле, Витебске.

    — Такая разветвленная сеть филиалов не наша прихоть, а производственная необходимость, — не скрывает Андрей Сериков, директор Mark Formelle. — Набрать в одном городе тысячу квалифицированных швей невозможно.

    Он вспоминает, как невероятно сложно было найти вязальщиц. И ведь не нашли, когда нужно было, ни в Минске, ни в Минской области. Тогда решили, что наберут людей, а потом обучат их специальности.

    Поэтому и растут как грибы новые швейные фабрики в малых городах, несмотря на значительные логистические издержки. Из последних открытий — запуск в октябре прошлого года производства в Жодино, в декабре — в Молодечно. Сейчас бизнесмены присматриваются к Солигорску. Здание, в котором планируют открыть производство, отрезано от центрального отопления уже 7 лет. «Вторую жизнь» в него вдохнут, вероятнее всего, уже в этом году. К слову, только в 2016-м компания инвестировала до 1,5 млн долларов в существующие фабрики, чтобы модернизировать оборудование и повысить эффективность работы.

    Да, издержки немалые. Но оно того стоит. Помимо полученной выгоды для бизнеса, это очень жирный плюс для человека — почти две тысячи рабочих мест. И, судя по всему, их количество увеличится как минимум на три сотни. Во всяком случае, такую цель ставят на этот год производители.

    Хорошо. А как с кадрами, большая текучесть?

    — Нет, — уверяет Андрей Сериков. — Пытаемся сотрудников заинтересовать не только зарплатой, но и другими приятными бонусами. Социальный пакет предоставляем такой же, как и в любой государственной организации.


    Кстати

    Только в Минском районе за 9 месяцев 2016 года на вновь созданные рабочие места трудоустроено 3238 человек, приводит цифры начальник управления экономики Минского райисполкома Ирина Мелешенко. Люди пришли как на вновь созданные предприятия, а это 2358 мест, так и на новые производства, открытые на действующих предприятиях. 

    Прямая речь

    Олег Токун, начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты:

    — В соответствии с указом Президента № 78 50 тысяч рабочих мест должно было быть создано в стране в прошлом году. Этот показатель перевыполнили уже за девять месяцев 2016-го — за счет создания новых предприятий и производств количество трудоустроенных составило 54 210 человек. На этот год Правительство планирует создать 70 тысяч рабочих мест. Это задача еще более сложная. Но учитывая современные тенденции на рынке труда, она необходима.

    Главным образом задача выполнения этих показателей легла на плечи местных органов власти. В этом есть существенный плюс: каждый регион с учетом своего экономического развития и ситуации на рынке труда знает, где необходимо создавать рабочие места. Они могут образовываться на вновь созданных предприятиях, на уже существующих, в результате реализации инвестпроектов, при модернизации производств. Алгоритмов много. Сегодня  у каждого предприятия должны быть жизнеспособные бизнес-планы развития. Кроме того, задача облисполкомов — создавать условия, чтобы бизнес развивался. А для этого нужно запускать в оборот неиспользуемые земли и производственные помещения. Например, почему бы не передавать  безвозмездно в аренду помещения или производственные площади, но с условием, что там будут созданы рабочие места?  Каждый регион должен стимулировать тот вид деятельности, в котором больше всего нуждается. Необходимо привлекать зарубежных инвесторов.

    Говоря о показателях выполнения, мы понимаем, что могут появляться какие-то фиктивные цифры. Чтобы это не упустить, периодически выборочно проводим мониторинг созданных рабочих мест.

    Поставим человека на место

    Одни предприятия переживают кризис, погрузившись в кредиты и сокращения. Других, наоборот, непростая экономическая ситуация стимулирует к поиску свежих бизнес-решений. Не зря на Брестчине за 9 месяцев прошлого года создано 6109 рабочих мест вместо 5 тысяч запланированных. Но как удалось добиться таких показателей? 

    Были времена, когда работники брестской «чулочки» самостоятельно торговали ассортиментом на городском рынке — часть заработка им выдавалась готовой продукцией. Так дирекция решала вопрос реализации складских запасов. Люди увольнялись. Многие считали предприятие бесперспективным. Ситуация изменилась в 2014 году. Тогда контрольный пакет акций ОАО «Брестский чулочный комбинат» купило СООО «Конте Спа». Затем гродненская компания приобрела акции, принадлежавшие государству. Госкомимущество выдвинуло жесткие условия: сохранить все рабочие места, выполнить определенные экспортные условия и инвестировать в развитие не менее 5 млн долларов. При невыполнении хотя бы одного из пунктов — штраф и возврат акций, проданных государством. Кресло директора занял Сергей Жевнерович, работавший прежде заместителем руководителя гродненского «Конте».

    Де-юре комбинат — часть группы компаний «Конте», де-факто — самодостаточное предприятие с собственной стратегией, рассказывает руководитель:

    — Мы изучили свой сегмент рынка и сделали ставку на продукцию, по которой нас знают и уважают, — на чулочно-носочные изделия из хлопка.

    В2014—2015 годах предприятие пережило фактически второе рождение, произведя практически полную замену оборудования. Сегодня вязальный цех — сердце производства — работает на современных итальянских станках последнего технологического поколения. Сергей Александрович признается: специалистов, умеющих «разговаривать» с подобной техникой, найти было непросто. Ведь современное оборудование капризно реагирует на малейшее отклонение в настройках — нужно чутье ювелира. Однако неспроста нашей стране пророчат судьбу «Силиконовой долины» Восточной Европы: вопрос по инженерным кадрам хоть и сложно, но решается положительно.

    В середине прошлого года предприятие разработало собственную коллекцию нижнего белья для мужчин из трикотажа. А команду швейного цеха пополнили несколько десятков новых сотрудников. Сегодня в подразделении уже 60 рабочих мест. А кадровый дефицит на текущий год, по предварительным расчетам руководства, составит 20—30 человек. Объявления о наборе швей уже активно крутят в общественном транспорте города.

    Другое направление, где активно создаются рабочие места, — розничная торговля. В 2016 году в стране открылись семь фирменных магазинов Брестского чулочного комбината, и на январь их 21. В планах на ближайшие двенадцать месяцев — открыть еще десять фирменных торговых точек, делится Сергей Жевнерович:

    — Мы планируем охватить все населенные пункты с численностью проживающих более 100 тысяч человек. В каждом объекте будет 3—4 сотрудника, в некоторых — больше. Например, в минском магазине штат около 10 человек.

    Сергей Жевнерович уверен: численность штата в наиболее востребованных направлениях, розничной торговле и производстве трикотажа, будет и дальше расти. С другой стороны, на предприятии, где заработная плата является второй статьей расходов после стоимости сырья, надо заботиться о формировании команды профессионалов. Кстати, профильные курсы, семинары специалистам оплачивает предприятие.


    Мнения

    Валентин Морозов, директор ОАО «Коссовское мебельное производственное объединение»:

    — В прошлом году наше предприятие создало 25 новых рабочих мест. В том числе мы трудоустроили 12 выпускников БГТУ. Кадровая необходимость возникла в связи с расширением ассортимента и объемов производства. Каждый квартал стараемся выпускать 4—6 новых видов товаров. Поэтому много сил концентрируем в отделе разработок, где и трудятся наши молодые специалисты.


    Людмила Пытляк, заместитель генерального директора по идеологической и кадровой работе ОАО «Ивацевичдрев»:


    — Необходимость в новых рабочих местах на нашем предприятии появилась благодаря активным продажам собственной продукции. Как известно, «Ивацевичдрев» — один из крупнейших белорусских производителей древесно-стружечной плиты, ламинированных плит и смол.

    Однако вплоть до прошлого года мы не имели собственной торговой сети. В 2016 году на предприятии были созданы отдел реализации мебели и торговая сеть. Открылись три магазина в Минске, по одному — в Ивацевичах и Гродно. Было трудоустроено около 30 человек. Сегодня на предприятии трудятся 1063 человека. В дальнейшем мы планируем расширять географию торговой сети.

    Автор: Владислав КУЛЕЦКИЙ, Анна ПЕТРОЧЕНКО, МИСНИК Елена МихайловнаРэспубліка

Комментарии (0)