25 Апреля, 2024 Четверг

Какие импортные товары будем замещать в этом году

  • 16 февраля 2017 Экономика Русский 0

    Своя рубашка ближе к телу, говорят в народе. Особенно справедливо это выражение и в вопросах импортозамещения. Все страны мира заинтересованы в том, чтобы производить на своей территории товаров побольше, экономя тем самым драгоценную валюту, да и продавать потом эти товары, зарабатывая на этом, тоже было бы неплохо. Впрочем, понимание того, какое производство лучше всего наладить, у предпринимателей есть не всегда. В этом им готовы помочь — Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) уже много лет подряд публикует перечни товаров, не вырабатываемых в стране или производимых в недостаточных объемах и ассортименте, на производстве которых бизнесу было бы неплохо сконцентрироваться. Корреспондент «Р» полистала свежий список, а заодно уточнила у специалистов, над чем уже поработала наша промышленность в прошлом году и что стоит в планах на нынешний.

    Каждый год списки товаров, предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента, актуализируются специалистами МАРТ с учетом конъюнктуры рынка, анализа продаж и изучения данных об импорте. Здесь же указывается ориентировочная потребность в том или ином виде продукции. Информация доводится как для отраслевых министерств и концернов, облисполкомов, Мингорисполкома, так и для представителей частного бизнеса. Кроме того, списки размещаются на сайте торгового ведомства, чтобы с ними мог ознакомиться каждый желающий.

    Списки предложений на нынешний год включают 390 товарных позиций, 361 из которых — непродовольственная группа. Судя по документу, производителям не мешало бы выпустить 250 тонн жевательных конфет типа «Бешеной пчелки» и «Фрутеллы», 600 тонн мюсли, 300 тонн шоколадного батончика с вафлями наподобие «Пикника», а также 2 тысячи тонн аналогов печенья «Барни» и 100—200-граммовых бисквитных рулетов. Кроме того, есть в стране потребность в 4 тысячах тонн замороженного картофеля фри в упаковке различного веса, 10 тысячах тонн замороженных овощей, грибов, ягод, фруктов и смесей из них, 2,4 тысячи тонн консервированной кукурузы, 290 тоннах сока прямого отжима. По-прежнему не производятся у нас леденцы на палочке (30 тонн), бульонные кубики (20 тонн), заменители сахара (1 тысяча тонн), аналоги киндер-сюрприза (2 тонны). Желаемый ассортимент непродовольственных товаров куда шире. Так, поднажать просят при производстве утюгов (на 80 тысяч штук), энергоэффективных холодильников и стиральных машин (по 80 тысяч), электрочайников и соковыжималок (по 20 тысяч).

    Пригодятся дополнительные полмиллиона бокалов и фужеров, по 50 тысяч топоров, вил и кухонных ножей, 13 тысяч кос, 10 тысяч штопоров, 200 тысяч смесителей, по полмиллиона расчесок и скакалок, миллион зубных щеток, 100 тысяч самокатов, 14 млн пар различной обуви, в том числе тапочки и кеды.Потягаться с импортом предлагается в том числе в производстве газонокосилок (10 тысяч), бензопил (50 тысяч), серпов   (5 тысяч), термокружек (50 тысяч), солнцезащитных очков (2 млн), фотоаппаратов (100 тысяч).

    На заметку: перечни носят характер необязательный, но рекомендательный. Каждое предприятие, исходя из своих возможностей, само решает, что и в каком объеме будет производить и будет ли, поясняет пресс-секретарь Минпрома Владимир Подоляк.

    Так, предложения в 2016 году насчитывали 380 позиций, в том числе 25 позиций продовольственных товаров, 355 — непродовольственных. Производители выбрали для себя 68 пунктов импортозамещающих товаров, в том числе 50 непродовольственных. При этом на склад предприятия не работают, отслеживают, что и как продается. К примеру, «Амкодор» в 2016 году произвел и поставил на внутренний рынок 30 тысяч кухонных комбайнов и мясорубок, а Минский механический завод имени   С.И. Вавилова направил в продажу более 17 тысяч соковыжималок и электросушилок для фруктов, приводят цифры в Минпроме. Хотя потребность внутреннего рынка, по расчетам МАРТ, в прошлом году составляла 50 тысяч кухонных комбайнов, по 20 тысяч соковыжималок и сушилок для фруктов. Неудивительно, что не всегда удается найти нужный товар на полках.

    — Наше производство сейчас работает с конвейера, — уверяет заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ОАО «Амкодор-Белвар» Сергей Прокопович. — На фоне снижения покупательной способности внутри страны и на основных рынках сбыта — в России и Украине — люди чаще стараются найти недорогой, но качественный товар. Мы подходим под эти критерии: по качеству не уступаем Bosсh или Moulinex, но наши цены ниже на 30—50%. Плюс представлены мы и в крупных торговых сетях, и в небольших сельских магазинах. Выигрываем и в плане доступности гарантийного обслуживания и ремонта. Найти любую запчасть к нашей технике не проблема: практически все детали выпускаются на нашем предприятии, а продаются в минском Техно-торговом доме.

    Сетуют производители разве что на периодические задержки с платежами и низкую емкость родного рынка, мол, готовы бы отгружать своим больше, лишь бы разбирали. Но возникает другой момент — как без рекламы убедить покупателя поддержать рублем производителя? Ведь берут товар того, кому доверяют.

    — Благо наш бренд «Помощница» хорошо зарекомендовал себя с советских времен. Знают его и в Молдове, и в Казахстане, и в прибалтийских странах. К слову, на экспорт мы отгружаем примерно 80% бытовой техники, 70% из которой идет в Россию. В прошлом году произвели около 150 тысяч мясорубок, 30 тысяч электрошинковок. Еще 20 тысяч суммарно пришлось на утюги, пароварки, миксеры... Заработали на них 17 млн рублей — на 23% больше, чем в 2015 году, — делится цифрами Сергей Прокопович.

    КСТАТИ

    Одним из пунктов прошлогоднего Указа № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса» ставится задача реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки от реализации продукции не менее 600 млн долларов ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников.

    КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

    Светлана СЛИНЬКО, начальник главного управления регулирования потребительского рынка МАРТ:

    — Импортозамещение — это не только выпуск продукции, которая ранее не производилась или производилась в недостаточном объеме, но также и совершенствование ассортимента товаров, который уже освоен. Ведь удержать позиции на рынке при всей его открытости возможно только при условии выпуска конкурентоспособной продукции. На конечном результате продаж сказываются не только цена и качество, но и грамотная маркетинговая и сбытовая политика предприятия. Конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка маркетинговым службам предприятий необходимо отслеживать постоянно, чтобы четко понимать своего покупателя и исходя из этого планировать выпускаемый портфель продукции, не допускать работы на склад, снимать товары, которые уже не востребованы. 

    Наши производители постоянно работают над ассортиментом выпускаемой продукции, совершенствуют его, осваивают новые технологии практически по всем направлениям. Например, активно развивается выпуск натуральной биокосметики, в том числе гелей для душа, в рецептуры которых входят натуральные соки. Освоено производство экстрактов трав из растительного сырья, производство продукции в аэрозольной упаковке — сухие шампуни, пены для бритья, дезодоранты, арома-эликсиры для ванн. Производим мы и плитку для облицовки бассейнов, мелкоштучную и клинкерную плитку для облицовки фасадов, глазурованный керамогранит. По этим позициям за 11 месяцев прошлого года импорт просел на 15%, стал расти экспорт. Или взять нашу пищевую промышленность. Например, молокоперерабатывающие предприятия выпускают широчайший ассортимент молочной продукции. Ими освоен выпуск элитной линейки традиционных европейских сыров — голландских, швейцарских, итальянских. При этом сырзаводы не отстают от конкурентов по вариантам упаковки. Как результат — в объемах производства сыра поставка на внутренний рынок занимает всего лишь 22%. Остальное идет на экспорт, что говорит о конкурентоспособности продукции. И таких примеров очень много.

    Автор: ДРУК Мария Рэспубліка

Комментарии (0)