26 Апреля, 2024 Пятница

Будущее – за природным земледелием

  • 27 февраля 2017 Экономика Русский 0

    Не исключено, что в ближайшем будущем у Радваничского сельсовета появится статус экологически чистого региона Прибужья. Для этого здесь имеются все необходимые факторы — отдаленность от города, наличие лесов, богатых грибами, ягодами и другими дикорастущими растениями.

    Безусловно, одной из изюминок здешних мест является и Брестский пчелопитомник. Но главное — здесь живут люди, которые понимают, что за производством экологически чистых продуктов – будущее. И председатель Радваничского сельисполкома Иван Ковалев – из их числа. Тяжелые жизненные обстоятельства заставили его довериться силам природы и сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Словно прозрев, он на многие вещи стал смотреть иначе, более осознанно. Ничего нового ему изобретать не пришлось, чтобы изменить свою жизнь, ведь все давно придумано до нас. Надо просто уметь пользоваться накопленными знаниями. Взять хотя бы такой, казалось бы, простой вопрос: что и как мы едим? А ведь от этого зависят наше здоровье и наша жизнь.

    Во время недавнего визита в Радваничский сельсовет Иван Александрович угощал нас очень вкусным травяным напитком. Как оказалось, это был обычный иван-чай, который растет на всей территории нашей страны. Растение можно увидеть на лесных полянах, просеках, на сухих торфяных болотах и возле водоемов. В наше время оно, кажется, незаслуженно забыто. А ведь иван-чай, кипрей, русский или копорский чай, как его еще называют, известен более десяти веков. Традиция чаепития на Руси появилась задолго до знакомства с заморским черным чаем. Он был важной составляющей в российском экспорте. За рубежом копорский чай был так же знаменит, как персидские ковры, китайский шелк и дамасская сталь. Издавна он применялся в народной медицине для профилактики многих заболеваний – нормализует давление, повышает иммунитет, уменьшает интоксикацию организма, показан при злокачественных и доброкачественных новообразованиях. В нем содержится в 6,5 раза больше витамина С, чем в лимоне.  

    Словом, Иван Александрович знает об этом удивительном растении все и рассказывает другим о его чудодейственных свойствах.

    — От этого растения вообще одни сплошные плюсы, — говорит председатель. – Главное, чтобы наши руководители сельхозпредприятий это поняли. Иван-чай – отличный медонос, на выращивание которого не нужны особые средства. Он хорошо посещается пчелами. Если засеять здешние поля кипреем, пчеловодам не придется далеко возить свои ульи. Растение будет служить хорошей сырьевой базой. Во-вторых, сможем производить чай, выращенный в экологически чистом месте. Найдутся, уверен, и свои покупатели.

    Мы также узнали от него о таком понятии, как солнечный биовегетарий – своего рода теплица для выращивания экологически чистых продуктов, об использовании энергии червей-старателей и производстве экологически чистого удобрения — биогумуса.

    — В нашем сельсовете разрабатывается экологическая программа в рамках проекта ПРООН. Если получится привлечь деньги, будем позиционировать наш сельсовет с точки зрения экологии. Вообще, у нас в перспективе — создать школу природного земледелия. Нужно учить людей правильно обращаться с землей без применения химии. Если все получится, хотим реализовать все эти проекты.

    А что думает на этот счет директор КСУП «Брестский пчелопитомник» Николай Мороз? Мы побывали и здесь – предприятие находится в двух километрах от Радваничей.    

    Еще узнали, как проходит зимовка у пчел, чем занимаются в это время года работники предприятия, и многое другое. Кстати, сейчас пчеловоды заняты ремонтом ульев и изготовлением рамок.

    — Вообще, зимовка – это очень ответственный период в жизни пчелиной семьи, — рассказывает Николай Васильевич. — В это время насекомые подвергаются воздействию целого ряда неблагоприятных факторов — холоду, перепаду температур, влажности и многим другим. Зимовка начинается с установления безоблетного периода, который обычно приходится на октябрь-ноябрь. Прошлой осенью, к примеру, пчелы раньше обычного ушли в свои ульи, и им уже пора на волю.

    Это, конечно, странно звучит, ведь за городом еще тает последний снег. Но мы узнали, что пчелы могут покидать свои домики ненадолго и в это время года, для того, чтобы очиститься. Ведь за зиму одна пчелиная семья съедает до 20 килограммов меда. Совершив непродолжительный облет, она вновь прячется в улей. Чтобы поддержать там нужную температуру, пчелы собираются в ком. И чем холоднее снаружи, тем больше он сжимается. Внутри клубка температура составляет 35 градусов. 

    Брестский пчелопитомник – самый крупный в Беларуси, всего в стране три подобных предприятия: в Гродно, Барановичах и у нас в Радваничах, где 930 пчелосемей. Сегодня на предприятии трудится 13 человек. Оно специализируется на разведении пчел карпатской породы. Хотя когда-то здесь плодотворно работали и со среднерусской. Но у нее оказался один недостаток – она очень злая, в отличие от  миролюбивой «карпатки».

    Вообще, Николай Васильевич считает, что эти насекомые необычайно умны. Об этом говорят их коллективизм, взаимовыручка, архитектурные способности при строительстве сот, идеальный порядок внутри пчелиного дома, а также преданность пчел-тружениц своей матке. Обитатели улья живут одной семьей, где действуют определенные законы и правила. Каждый знает свое рабочее место и выполняет обязанности, которые меняются в зависимости от возраста.

    — Пчела могла бы служить человеку примером, как нужно жить в обществе, — говорит Николай Васильевич. — Они умеют грамотно распределять свои силы: одни летают за нектаром, другие раскладывают его по ячейкам, третьи обслуживают матку. За один день семья способна приносить до 20 килограммов меда. Собранный нектар пчелы раскладывают в соты по капельке, создавая при этом определенный микроклимат в улье – вентилируют воздух, при котором лишняя влага испаряется. Когда пчела чувствует, что мед уже дошел до нужной консистенции, она забивает его в одну ячейку и закупоривает сверху восковой крышечкой. Туда не попадают ни запах, ни влага, ни воздух.

    В 2016 году предприятие продало порядка пяти тонн меда и 860 пчелосемей. Несмотря на то, что затраты растут каждый год — по сравнению с 2015-м годом они увеличились почти в два раза, —  цена на продукцию остается прежней.

    — Если мы поднимем цену, то просто ничего не продадим, — говорит Николай Васильевич. – Мед реализуем в пчелопитомнике, развозим по заявкам, посещаем ярмарки. Он в основном у нас лесной. Ведь, кроме гречихи и рапса, на здешних полях других медоносов не сеют. Да и те, пока цветут, неоднократно подвергаются химической обработке. Раньше такие операции проводились до и после цветения культур. Сейчас же не знаешь, когда ставить прицепы с ульями. Получив порцию яда, пчелы погибают. Поэтому в ульях собирается только чистый мед. Но чтобы их численность восстановилась, должно пройти немало времени. Это, конечно, наша боль.

    Если бы хозяйства согласовывали с нами сроки химобработок, это бы пошло на пользу и им, и нам. Ведь урожай на опыленных пчелой полях поднимется на 30-40 процентов. А если бы еще где-то поблизости расстилались поля с иван-чаем, думается, и пчелам было бы хорошо, и людям.

     

    Автор: Марина САМОСЕВИЧЗаря над Бугом

Комментарии (0)