02 Мая, 2024 Четверг

Контрасты телевизионной отрасли: Минск наращивает производство, а Витебск меняет специализацию

  • 16 марта 2017 Экономика Русский 0

    У нашей промышленности немало славных брендов, доставшихся в наследство  еще с советских времен: карьерные самосвалы Белаз, тракторы «Беларус», велосипеды «Аист». Впрочем, одним из самых востребованных населением товаров всегда считались телевизоры — минские «Горизонты» и витебские «Витязи». Когда-то за ними стояли в очередях, а покупка считалась признаком явного достатка в семье. Но время на месте не стоит, на полках сегодня конкуренцию этим торговым маркам составляют сотни других — зарубежных. Корреспонденты «Р» решили посмотреть, как сегодня противостоят непростым вызовам рынка наши предприятия, выпускающие телевизоры.

    Во времена советского дефицита у людей было много заветных мечтаний. Например, польская мебель, французские духи и  обязательно белорусский телевизор «Горизонт». Начиная с 1968 года эта техника расходилась миллионами штук по всему Союзу. Особой популярностью пользовался «Горизонт Ц-355». Секрет в том, что он единственный комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов, а потому в дополнительной настройке не нуждался.

    За такой приемник потребители готовы были переплачивать втридорога. Но пришли 90-е, и с бизнесом у производителей телевизоров стало туго. Объемы сократились, работники увольнялись. Однако завод «Горизонт» выжил. Потом была не одна модернизация, создание целого холдинга, который теперь выпускает помимо телевизоров прочую бытовую технику. Но основа производства — это все равно «голубые экраны». Как предприятие работает в новых непростых условиях, узнал корреспондент «Р».

    Раздвигая горизонты


    Несмотря на кризис, телевизионная отрасль растет. Как заявил недавно Премьер-министр Андрей Кобяков, в январе 2017 года темпы производства телевизоров по отношению к январю 2016-го выросли в 4,5 раза. Директор завода электроники и бытовой техники «Горизонт» Денис Жилко подтверждает рост объемов: каждый месяц выпускается на 150—200% больше телевизоров. Эта тенденция сохраняется последние два года. И хотя вместо 20 тысяч человек, которые когда-то здесь работали, сейчас в штате всего 220, завод производит, по словам Дениса Жилко, около полумиллиона штук телевизоров в год. То есть численность работников упала в 100 раз, а производительность  практически не изменилась. При этом предприятие остается рентабельным. Например, в январе, по оперативным данным, рентабельность продаж составила 4%.

    В кабинете директора мы не засиживаемся. Чтобы говорить более предметно, сразу отправляемся на производство. Старые советские стены коридоров обманчивы. Мы подходим к цеху, который находится за огромными прозрачными дверями. Открыть их можно только с помощью отпечатка пальца — на замке сканер. Директор делает это быстро и ловко, объясняя: «Здесь же материальные ценности. Так просто сюда не зайдешь». И мы попадаем в чистый современный цех с тремя конвейерами. Работает, правда, только один.

    — Сейчас предприятие загружено на 30—40% своих мощностей, — объясняет Денис Жилко. — Это обусловлено проектной работой «под заказ», согласованными графиками поставок и сезонностью. Так, пиковая нагрузка производства приходится на четвертый квартал. Работа в режиме четких договоренностей и планирования позволяет минимизировать затраты на производство, финансирование, логистику, и в этом можно убедиться, обратив внимание на складские запасы, — готовая продукция на складе завода находится не более 10 дней, в течение которых полностью отгружается заказчику.

    Правда, речь идет о сборке телевизоров не только бренда «Горизонт», но и брендов других производителей. В общем объеме выпускаемой продукции наши телевизоры занимают около 30%. Под чьими еще марками с этих конвейеров сходят одни из главных атрибутов современной жизни, директор завода пытается умолчать, ссылаясь на договоренности с партнерами. Денис Жилко лишь уточняет, что «это корейские, японские, европейские заказчики». Правда, мельком удается заметить сертификаты успешного аудита завода торговых марок SHARP и Daewoo. Похоже, что это одни из его партнеров.

    Так что производство работает под два вида заказов — от торговых сетей (на изготовление именно «Горизонтов») или от других производителей. В обоих случаях все условия оговариваются заранее, поэтому у завода на год вперед есть жесткий график производства и поставок. Этим и объясняется сезонность работы предприятия.

    — Логистика выстроена таким образом, что мы привозим комплектующие именно тогда, когда это необходимо, и они тут же идут в работу. Мы стремимся не замораживать свои деньги в готовой продукции, — повторяет Денис Жилко.

    Каждый из трех конвейеров рассчитан на разную максимальную диагональ. Первый — под телевизоры диагональю 15—32 дюйма, второй — 32—46 дюймов, третий — от 32 до 80 дюймов.

    — Проблемы загрузить все три конвейера нет, — заверяет директор. — Тем более наши работники всегда рады заработать больше, ведь все они сдельщики. Если нужно, мы добираем персонал. У нас резерв: люди, которых мы знаем, которые у нас работали. Есть место для экспресс-обучения сборке, технике безопасности и прочему. Операции ведь совсем разные. Где-то нужны действительно опытные люди, а где-то быстрого обучения достаточно для того, чтобы человек делал все хорошо и правильно.

    Глядя в телевизор


    Кстати, несмотря на модернизацию, большинство операций на конвейере выполняют все же люди. Однако процесс тестирования и настройки переведен в полуавтоматический режим, где человек выполняет функцию оператора.

    — По большому счету, есть возможность полной автоматизации сборки, — говорит Денис Жилко. — Но для этого нужна очень большая повторяемость изделий — должны десятки миллионов единиц в год выпускаться. А просто так поставить роботов сегодня экономически малоэффективно.

    За последнее время на предприятии модернизировали не только оборудование, но и технологические процессы, внутренние логистические цепочки. Производительность после этого возросла на 30%. Это были и технические, и организационные изменения. Например, создали единую информационную систему, которая отражает каждый этап изготовления продукции.

    Работы на заводе, если верить директору, хватает. Поэтому зарабатывают на предприятии в основном больше, чем уровень средней зарплаты по стране. Но хотя бы приблизительную цифру Денис Жилко уточнять опять же не хочет. Он лишь подчеркивает, что никто максимальную зарплату не ограничивает: хочешь больше — зарабатывай. И когда подходит время крупных заказов, такая возможность появляется у всех.

    Интересно, что заказы на «Горизонты» приходят в основном из стран СНГ. Больше всего — из России.

    — Это только с белорусским рынком нужно иметь складские запасы. Потому что у нас никто не работает над бесперебойным обеспечением нашей продукцией, все запросы — «нужен продукт сегодня». Производственный цикл никто не учитывает, а мы на склады не работаем. Есть заказ на квартал, год — есть четкая поставка продукции, — углубляется в проблему Денис Жилко.

    — Разве торговые сети не представляют вам планы? — не понимаю я.

    — Мы стремимся поставить работу именно так, — объясняет директор. — Но белорусские сети слабо идут на выстраивание четких графиков. Да и позиционирование отечественной продукции на полках оставляет желать лучшего. Даже тот, кто пришел за «Горизонтом», скорее всего, купит импортный телевизор после общения с консультантом.

    В российских сетях, например «М-видео», где наша продукция, по словам Дениса Жилко, пользуется спросом, много хороших отзывов о нас. Особенно в регионах страны-соседки ценят «Горизонт» — каждый квартал плюс 20% к объему.

    — А открываешь белорусские сайты — там сплошной негатив и философия об угасающей белорусской промышленности. При этом все телевизоры — и на экспорт, и на внутренний рынок — делаются у нас на одних и тех же рабочих местах. Теми же руками, — говорит о наболевшем директор.

    Ради интереса решил проверить, так ли все на самом деле. Посмотрел несколько белорусских и российских сайтов, где покупатели телевизоров «Горизонт» оставляли свои комментарии о продукции. Оказалось, что и впрямь негатив от наших потребителей просто зашкаливает. Вот, например, некий Андрей пишет об одной из моделей: «Купил этот телик на кухню. Вроде красивый и модель довольно новая. Но разочарование пришло после первого включения. Звук просто ужас». А можно встретить и такие отзывы: «Долго выбирал телевизор. Из всего предложенного выбрал именно эту модель «Горизонта». Характеристики не уступают хорошим импортным, нормальные дизайн и цена. Пользуюсь телевизором уже полгода, очень доволен. Отличное качество. Рекомендую всем».

    Российские покупатели чаще не скупятся на похвалы. Москвичка Анастасия пишет: «Лучший товар 2016 года для меня — это телевизор Horizont, потому что это наш свадебный подарок. Но не только поэтому. Телевизор был выбран по качеству картинки из разных моделей, представленных на витрине магазина: он явно превосходил более дорогие образцы известных брендов. Несмотря на сравнительно низкую паспортную яркость, картинка выглядит сочной и контрастной — желания прибавить яркости не возникает». И так во многих комментариях. Но все же практически в каждом из них есть и указания на мелкие недостатки: то меню воспроизведения медиафайлов не нравится, то еще что-нибудь.

    Экспорт и импорт


    В общем, неудивительно, что на экспорт идет почти 90% выпущенной заводом продукции.

    — Еще раз повторюсь: белорусские сети не привыкли работать по коммерческим законам, — говорит Денис Жилко. — Они хотят работать на распорядительной основе. Есть те, конечно, кто готов нормально сотрудничать, но их мало.

    Хотя в стране проблема не только с торговлей — не хватает у нас и производителей комплектующих для телевизоров. Завод собирает свои аппараты почти полностью из импортных узлов. Основу, конечно, составляет матрица, которую у нас вообще никто не производит. Но «Горизонт» не покупает и белорусские платы, которые, по словам директора завода, слишком дорогие.

    — Линии изготовления печатных плат у нас нет. Это очень трудоемкий процесс. Для этого нужно отдельное предприятие. Поэтому мы занимаемся только их монтажом.

    В планах у производителя — увеличивать объем реализации продукции под отечественным брендом. А чужие марки, как утверждает Денис Жилко, — это лишь мера экономической безопасности предприятия:

    — Мы не тратим деньги на рекламу, но получаем объемы продаж. Работа со своим брендом обходится дороже. Реклама — самая большая статья расходов.

    Однако, говорят на заводе, называть то, чем сейчас занимается предприятие, исключительно «отверточным производством» нельзя.

    — В нашем портфеле есть и ODM-проекты, где брендодержатель заказывает только производственную услугу по своей спецификации и со своими комплектующими. Но таких заказов — около 30% в общем объеме контрактного производства. Основные — все же OEM-проекты, когда заказчик просит разработать и предложить ему продукт. Здесь идет полный цикл формирования линейки предложений. Для самых сложных заказчиков привлекаем УП «Институт цифрового телевидения» — центр разработок холдинга «Горизонт».

    Всего на данный момент завод работает с 8 иностранными брендами, в перспективе еще три на этот год. Чтобы получить заказ на производство  телевизоров, на предприятии принимали комиссии брендодержателей для проведения полного аудита и определения соответствия компетенций завода своим требованиям. Так что за качеством, по словам Дениса Жилко, здесь очень строго следят: ни одна партия не уйдет в продажу без нескольких проверок «на прочность».

    Один из основных этапов — это высоковольтный тест, который позволяет гарантировать электробезопасность телевизоров. На только что собранный аппарат подают напряжение в 3 тысячи вольт. Если что-то будет не так, специальная машина подаст сигнал.

    Еще есть 150-часовой прогон при температуре около 30 градусов, во время которого, как правило, проявляются все возможные дефекты:  некачественная пайка, скрытые производственные дефекты узлов, дефекты сборки и так далее.

    Продукцию проверяют и на устойчивость к повреждениям на специальном приборе, где телевизор, упакованный в коробку, подпрыгивает, как взбесившийся. Потом его отправляют в мастерскую, где проверяется, как такая встряска повлияла на телевизор и другое содержимое коробки — пульт, детали и прочее.

    Поэтому предприятию за свои телевизоры не стыдно.

    — И в будущее мы не боимся смотреть. Если видеть будущее в негативном свете, то и работать смысла тогда нет. Опускать руки и ничего не делать — не наш вариант. Да, конкуренция на этом рынке очень жесткая. Но нас это не пугает, — заверил Денис Жилко.

    Владислав КУЛЕЦКИЙ


    «Витязь» в чужой шкуре

    По привычке витебчане еще активно употребляют словосочетание «телевизионный завод», говоря о работе и микрорайоне города. Хотя сам «Витязь» уже дипломатично дополнил свою вывеску слоганами, далекими от индустрии производства телевизоров. Например, с одной стороны высотного корпуса здания написано «Медицинская техника для вас», с другой — «Цифровая техника». А в выставочном зале, где экспонируются товары, произведенные предприятием, можно увидеть все: начиная от пластиковых контейнеров до тротуарной плитки и бордюрного камня. А еще завод выпускает мобильные бани-бочки, фильтры-кувшины для воды и многое другое. Смена специализации — процесс многолетний и весьма тернистый.

    Семь лет назад «Витязь» купил в кредит две поточные технологические линии для производства песчано-бетонных изделий. По сути, это настоящие мини-заводы, штампующие тротуарную плитку, бордюры и бетонные блоки. Стоимость — свыше миллиона долларов. Оборудование и сейчас лежит на складах, оно не работало ни дня. Почему? Оказалось, что такие мини-заводы просто… не нужны. Во-первых, устанавливать их нужно непосредственно вблизи песчаных карьеров, а в Витебской области нет таких залежей песка. Во-вторых, предприятий, специализирующихся на данных видах продукции, в стране и без того предостаточно, а вот потребности в расширении рынка подобных услуг нет. Плюс ко всему решение о покупке оборудования было принято в обход закона. Поэтому в отношении бывшего директора даже возбудили уголовное дело.

    Новый руководитель предприятия Сергей Гунько, который возглавил «Витязь» четыре года назад, и сегодня возможности применения так и не смонтированных линий не видит:

    — Мы не единожды обсуждали этот вопрос на самых высоких уровнях, но варианта решения проблемы, к сожалению, не нашли. На днях Минстройархитектуры еще раз подтвердило: в Беларуси достаточно предприятий по выпуску песчано-бетонных изделий, организация новых производств нецелесообразна. Повлияло ли необдуманное когда-то решение на сегодняшнее общее финансовое положение «Витязя»? Конечно, повлияло. У предприятия огромная закредитованность — свыше 21 миллиона рублей. К счастью, удалось достичь договоренности с банками о приостановке начисления процентов за пользование деньгами. Иначе предприятие было бы близко к банкротству. Сейчас мы ежемесячно перечисляем в счет старых долгов пятую часть всей полученной выручки.

    В настоящее время экономическую ситуацию на заводе называют удовлетворительной. «Витязь» своевременно рассчитывается за энергоносители, перечисляет налоги и выплачивает зарплату. Но чтобы добиться этой стабильности, пришлось идти на непопулярные меры. Четыре года назад штат предприятия составлял 2,5 тысячи человек, а нынешняя численность рабочих — 1,6 тысячи. Хотя сокращения, как утверждают в администрации, в чистом его виде удалось избежать.

    — Мы постарались максимально обезболить оптимизацию штатного расписания, — отмечает Сергей Гунько. — Средний возраст работающих на заводе был высоким — здесь трудилось немало пенсионеров. Они ушли на заслуженный отдых. Значительная часть сотрудников перешла работать в обособленные структуры.

    Но почему лучшие времена «Витязя» остались позади и что стало причиной экономического коллапса, случившегося с предприятием несколько лет назад? Специалисты утверждают, что виной тому печальное стечение обстоятельств. «Витязь» — промышленный гигант с огромной территорией и такими же затратами. А потому малейший сбой на рынке для него чреват негативными последствиями. В 2009 году телевизионный рынок массово перешел на LCD-панели. Это самая дорогая вещь в комплектации телевизоров нового поколения. Наладить их производство внутри страны было нереально, как и состязаться с зарекомендовавшими себя на мировом рынке зарубежными лидерами. Отличная линейка кинескопных «Витязей», которые без поломок работали по 20—25 лет, вдруг стала неактуальной. Экономический кризис подтолкнули и девальвационные процессы. К тому же стоит признать: в падении отчетливо проявлялся и человеческий фактор. Те самые необдуманно приобретенные песчано-бетонные мини-заводы — яркое тому подтверждение. В итоге к концу 2012-го «Витязь» был финансово парализован. Чайники и пылесосы, на производство которых сделали в то время ставку, тоже не помогли…

    Как бы там ни было, а сегодня нужно думать, как выплывать. Три года назад на «Витязе» провели тщательный мониторинг бизнес-процессов по принципу окупаемости. Определили непрофильные, неперспективные, нежизнеспособные и наиболее затратные. То есть вскрыли все болезненные места, требующие «лечения» или даже полной «ампутации». Тогда и остановили невыгодное производство печатных плат для радиоэлектронной техники.

    — Производство было морально устаревшим, требовалось масштабное и очень дорогое техперевооружение, — объясняет генеральный директор предприятия. — А делать это бессмысленно: в Беларуси много партнеров, готовых поставить нам нужные комплектующие по вполне приемлемым ценам. Решили, что наши затраты на модернизацию не будут окупаться, эти деньги лучше направить на поддержку более востребованных, нужных и перспективных заводских направлений. Например, усилили гальваническое производство. В итоге стали лидерами в стране по нанесению гальванических покрытий. Сегодня у нас полностью расписан портфель заказов на текущий год. Услугами «Витязя» активно пользуются и российские потребители.

    Сергей Гунько уверяет: не стоит думать, что предприятие полностью перешло на «упрощенку» — доля высокотехнологичной, инновационной продукции здесь растет. Все тюнеры для «Белтелекома» под брендом ZALA — витебские. За год их производится свыше 100 тысяч штук. Разработана линейка востребованной как у нас в стране, так и за рубежом медицинской техники. Производятся наукоемкие аппараты. Концепция изготовления — от физических и химических процессов до конечного результата. Это всевозможные стерилизаторы, рециркуляторы, аппараты квантовой терапии, анализаторы. В отделе спецтехники выполняют экспортный заказ — выпускают и проводят испытания всевозможной электронной аппаратуры с высокой памятью для авиационной техники. В испытательном центре изучают электромагнитную совместимость белорусского и первого студенческого спутника БГУ. По контракту с зарубежными заказчиками занимаются научно-исследовательской деятельностью по разработке и внедрению системы передачи телеметрии в сетчатку глаза человека. Заглядывая далеко вперед, заводские ученые вместе с французской компанией уже создали заправочную станцию для электрокаров и думают над концепцией оборудования аналогичными устройствами паркингов и стоянок для электромобилей. Интеллектуальные складские помещения, так называемые лифтовые склады, — совместная с австрийской фирмой работа.

    А что же телевизоры? Их по-прежнему здесь выпускают. Правда, уже не миллион штук в год, как раньше, а всего несколько тысяч и под заказ. И хотя все комплектующие — импортные, программный продукт — свой. Кстати, недавно местные конструкторы и разработчики создали отельный телевизор. Это практически информационно-аналитический центр для постояльца: кто бывал в зарубежных отелях, поймет, о чем идет речь. Таким интерактивным комплексом уже и укомплектовали одну из лучших здравниц в стране — новенькую «Плиссу». Может быть, этот проект и есть та самая черта, перейдя которую предприятие вновь почувствует свои силы и начнет свое возвращение на рынок.

    Автор: Владислав КУЛЕЦКИЙ, Елена БЕГУНОВАРэспубліка

Комментарии (0)