20 Апреля, 2024 Суббота

Наперегонки

  • 18 мая 2017 Экономика Русский 0

    В ПОСЛЕДНЕЕ время все чаще встает вопрос о том, какое будущее ждет систему потребкооперации в связи с появлением крупных сетевых компаний типа «Евроторг». В том, кто и на что конкретно делает ставку в торговле, является это серьезной конкуренцией, заменой или сотрудничеством, существуют ли проблемы в розничной торговле и есть ли способы их разрешения, «СГ» разбиралась на примере Борисовского района.

    Стоит сразу сказать, что потребительская кооперация — единственная негосударственная система, которая обеспечивает торговое и иное обслуживание людей с ярко выраженной социальной составляющей. Но розничная торговля в городе в первом случае это, как правило, доходы, во втором — убытки. Да и в целом потребкооперация сейчас претерпевает определенные трудности.

    Если горожане давно привыкли к многочисленным гипермаркетам, магазинам шаговой доступности и мелким частным точкам, воспринимая их как должное, то сельчанам в этом плане не повезло. А о деревнях, где население можно пересчитать на пальцах, и говорить не приходится. Хотя нет, именно о них и пойдет речь, а конкретно о том, кто и как обеспечивает питанием оторванную от цивилизации глубинку, и о том, какому «кормильцу» все же отдают там предпочтение.

    ЧТОБЫ это выяснить, пришлось ехать сначала в Малые Негновичи. Именно туда и должен был приехать автомагазин райпо. К месту сбора потихоньку подходили покупатели. Деревня небольшая, некоторые, имея родительские дома, приезжают сюда только на лето, поэтому местный магазин давно закрыт. Люди этим, конечно, недовольны, но понимают, что назад уже не отыграешь, а потому прошлись по автолавке: и опаздывает часто, и цены высокие, им хотелось бы, чтобы машина проезжала и в другой конец деревни трижды в неделю, а не один раз.

    Сразу на месте переадресовываю эти проблемы исполняющему обязанности заместителя председателя по торговле и общественному питанию Борисовского райпо Петру Качеткову:

    — В Малые Негновичи машина согласно графику приходит во вторник, четверг и субботу. Бывает, она может задержаться в предыдущем населенном пункте, ведь не все люди приходят одновременно. Да и утром во время загрузки на базе иногда возникают задержки, но не по вине наших водителей или продавцов. Случается, что хлеб или молоко привозят позже, например, а мы ведь ждем свежий товар. Но есть же и установленный регламент, согласно которому на 40 минут допускается такое опоздание. Пожелание насчет того, чтобы автомагазин приезжал на вторую деревенскую точку три раза, мы обязательно учтем и пойдем людям навстречу. А что касается цен, то они такие же, как и в магазине.

    Решила сама посмотреть на товар, который привезла не автолавка даже, а целый мини-маркет на колесах. Его удобство в том, что покупатель может войти внутрь, взять продуктовую корзину и, как в магазинах самообслуживания, самостоятельно выбрать товар. На кассе установлен терминал, так что отсутствие наличных — не проблема.

    Теперь что касается самого товара. По правде говоря, такой ассортимент не всегда увидишь и на прилавках стационарного сельского магазина. Молочные продукты, мясные полуфабрикаты, сало, птица, рыба, хлеб, батон, печенье, напитки, овощи, фрукты, чипсы, мороженое, бакалея… Одних колбас и сосисок я насчитала 11 сортов, хлеба и батона — 6 или 7. Что касается качества, то все свежее, никаких просроченных товаров нет. Есть отдельный шкафчик для бытовой химии. Так что покупатель, по сути, должен быть доволен таким выбором.

    Следующую автолавку мы догнали в Студенке, где уже вовсю шла торговля. На этот раз это был не мини-маркет (он пока имеется в единственном варианте), а обычный автомагазин с поднимающейся боковой стенкой. Продавец и водитель — в одном лице. Сашку, как его ласково называют сельчане, здесь знают очень хорошо и всегда ждут с нетерпением. Те же продукты, те же цены и то же качество. Снова спрашиваю у покупателей, не обижают ли их.

    — Хотим, чтобы в деревню приезжала автолавка «Евроопта», — отвечает одна из женщин. — Мне говорили, что там товар лучше и дешевле, а здесь большая накрутка — 30 процентов.

    Стали разбираться. Оказывается, что хочется дачнице из столицы не 4 вида мороженого, а 8, не 9 видов колбасы, а 20 и так далее. Если говорить о так называемой «накрутке» в 30 процентов, то это неправда. Торговые надбавки на каждую группу товаров разные. Это могут быть и минимальные 10 процентов, и максимальные  — 30. Аналогичный принцип ценообразования во всех организациях торговли.

    Обстановку разруливает бабуля, сидящая у своего дома на скамейке как раз напротив места торговли. «А мне все нравится, хорошую еду привозят. Я в этой деревне постоянно живу, все хорошо. Были бы деньги сейчас, а купить можно что угодно», — улыбаясь, ставит точку в нашей дискуссии и тут же обращается к Сашке, чтобы привез лично ей в следующий раз побольше муки.

    Естественно, созданная более ста лет назад система потребкооперации — устойчивый бренд, который проверен временем и сдавать позиции не собирается. Хотя, как мне кажется, по части рекламы уже сегодня проигрывает сильно. Здесь у «Евроопта» несомненные успехи — все наслышаны о дешевизне, всевозможных акциях и так далее.

    Тем не менее по части снижения цен тот же «Евроторг» — далеко не монополист.  «Белкоопсоюз» и, соответственно, Борисовское райпо имеют акционно скидочную программу. Здесь и так называемые товары дня по сниженным ценам, и скидки на группы товаров, которые меняются ежедневно, и так далее. И еще одно:  здесь есть стабильность, а это немаловажно. И пусть это затратно и даже убыточно, но без автомагазинов райпо, имеющих не только экономическую, но и социальную значимость, даже самой маленькой деревушке не обойтись.

    С АВТОМАГАЗИНОМ ООО «Евроторг» мы пересеклись в Осово, что в 30 километрах от Борисова. За несколько метров до пункта остановки машина начинает сигналить, чтобы ее не пропустили те, кто отвлекся домашними делами. А народ, как и везде, собирается одинаково. Кто-то приходит заранее, кто-то подтягивается в момент, когда автомагазин собирается уезжать. Вот вам, кстати, и причина его опозданий.

    — Для нас главное, чтобы машина приезжала вовремя и почаще, привозила побольше товаров хорошего качества. Автолавка «Евроопта» смотрится посолиднее, конечно, чем райповская. Райпо тоже старается не отставать, но у частника денег больше, отсюда и возможности, — делится мнением жительница деревни Татьяна.

    Магазины «Евроторга» приезжают в деревни по 2—3 раза на неделе, именно поэтому люди всегда стараются закупиться основательно. Алексей пришел с небольшой сумкой. Пока рассчитывался с продавцом, успел прокомментировать:

    — У меня обычная закупка — хлебушек, крупы, молоко, печенье и колбаса. Могу и конфетами себя побаловать. Все свежее, вопросов никаких нет, скидку еще получил.

    Для сравнения приведем некоторые цены на продукты, предоставляемые Борисовским райпо и ООО «Евроторг» (см. таблицу). Так как «Евроторг» цен не предоставил, пришлось сравнивать с теми, что указаны на прилавках их магазина. Тем более, как прокомментировала продавец их автолавки, цены везде одинаковые.

    Так какая же из торговых организаций обслуживает лучше, чьей лавке на колесах народ из глубинки отдает предпочтение? Однозначного ответа нет. «Евроопт» не заменит райпо, равно как и наоборот. Кто-то тащит тяжкий воз сельской социалки, а кто-то, имея намного большие финансовые возможности, внедряет новые современные стандарты в торговле. Но оба хотят одного — чтобы покупатель, независимо от того, в какой точке района он проживает, оставался доволен. А для самих жителей деревень наиболее важны четыре фактора — цена, ассортимент, качество и постоянство. А кто и какое мороженое любит или какому сорту колбасы отдает предпочтение — дело сугубо индивидуальное. На каждый товар свой купец.

    Начальник отдела торговли и услуг Борисовского райисполкома Галина ЛУКАШЕВИЧ:

    — В районе 50 стационарных торговых объектов Борисовского райпо и 55 магазинов частных форм собственности. Малонаселенные пункты, а это 163 деревни и 42 садоводческих товарищества с общим количеством населения 5512 человек, обслуживают 6 автомагазинов райпотребсоюза. Четыре автомагазина компании «Евроторг» обслуживают 129 населенных пунктов, в которых проживает 6551 житель. 28 населенных пунктов с общим количеством населения 1036 человек обслуживают автомагазины ОДО инвалидов войны «ЛаМАХ». Есть деревни, куда автолавка приезжает по четыре раза в неделю. Сегодня довольно тяжелая ситуация — убытки, большие кредиторские задолженности. Это значит, что оборотных средств нет. Чтобы исправить положение, в апреле 2017 года на базе райпо создано унитарное предприятие «Борисовкоопторг», которому передано 14 магазинов. Открытие УП позволяет закупать товар на новые счета, а с перераспределением потоков и товарооборота появится возможность постепенно погашать задолженности райпотребсоюза. Примеры уже есть в Минской области, поэтому и мы надеемся таким образом исправить положение.


    Председатель правления Борисовского райпотребсоюза Олег ЯРОШ:

    — Автомагазины обеспечены полным и разнообразным ассортиментом продуктов. Особое внимание стараемся уделять и качеству. Что касается компании «Евроторг», то именно в нашем районе она впервые запустила большой автомагазин самообслуживания. Люди очень довольны и ценами, и ассортиментом. Конечно,  это сильный конкурент, но у нас есть определенные преимущества. Частник есть частник. Он сегодня работает в каком-то определенном населенном пункте, а завтра может отказаться. А райпотребсоюз останется и в любой ситуации будет обеспечивать население даже самой отдаленной и малонаселенной деревни.

    Начальник отдела развозной торговли ООО «Евроторг» Михаил ХИЛЬКО:

    — Наши автомагазины работают в районе с лета 2014 года, с ноября вышел на маршрут автомагазин самообслуживания. В них широкий ассортимент товаров, также по желанию людей продавцы принимают индивидуальные заказы. Благодаря терминалам для приема банковских и собственных дисконтных карт сети можно получить дополнительные скидки от одного до пяти процентов. За время нашей работы жалоб со стороны сельского населения не поступало. Единственное, о чем просят жители деревень, так это расширить географию обслуживания.

    Автор: Наталья ЧАСОВИТИНАСельская газета

Комментарии (0)