Еще пару месяцев назад три производственных корпуса станкостроительного завода по улице Октябрьская, 16, в Минске работали в обычном режиме. Сегодня заводское оборудование готовят к демонтажу. Начался процесс передачи собственности. Скоро объявят конкурс архитектурных проектов. Затем — ремонт с реставрацией. И в трех былых цехах, приобретенных почти за 3 миллиона долларов Белгазпромбанком, начнется новая жизнь. Культурная. Здесь, на площади свыше 6 тысяч квадратных метров, разместится арт-центр. Его уже сегодня символично называют ОК-16.
Что же там увидим? Прежде всего, на Октябрьскую переедет знаменитая корпоративная коллекция Белгазпромбанка. Сегодня она насчитывает более сотни произведений искусства — живопись, скульптуру, графику, созданные с начала XVI века. В том числе в собрании находятся произведения Марка Шагала, Хаима Сутина, Леона Бакста, Валентия Ваньковича и других авторов. С 2011 года банк возвращает в страну оригиналы работ художников — уроженцев здешних мест. Его коллекция стала основой масштабного историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь», который получил статус национального. Он призван во всей полноте, с прошлых времен и до сегодняшних дней, показать срез нашего изобразительного искусства. Впрочем, не только его. Одним из последних приобретений банка стала изданная в 1522 году в Вильно Франциском Скориной «Малая подорожная книжка».
С апреля корпоративная коллекция размещается в левом крыле Дворца искусств и занимает площадь в 300 квадратных метров. Ее куратор, кандидат искусствоведения Александр Зименко, говорит, что в теперешних стенах уже тесновато:
— Наша коллекция — это открытый, публичный проект. Для него нужно большое пространство. В новом арт-центре появится специально оборудованный зал достаточной площади для постоянной экспозиции. В нем и в фондохранилище будут созданы все условия для безопасности шедевров. А о поддержании хорошего состояния коллекции позаботятся в реставрационных мастерских. Еще один зал предназначен для временных художественных выставок.
Международными театральными, образовательными и кинопроектами занимается созданный при поддержке банка Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». Одно из его детищ — фестиваль «ТЕАРТ». И, значит, театральный зал приблизительно на 500 мест — в планах. В межфестивальное время он станет площадкой для воплощения творческих идей наших молодых режиссеров и драматургов. А конференц-зал — для дискуссий и круглых столов.
Еще один проект TheatreHD — полюбившиеся зрителям прямые трансляции оперных, балетных и драматических спектаклей из лучших театров мира — тоже переселится в небольшой кинозал на Октябрьской.
В один из цехов переедет краудфандинговая платформа «Улей». Здесь же откроются площадки для финансовых и IT-стартапов. Предложения по проектам-претендентам на размещение в будущем арт-центре сейчас как раз собираются.
Интересуюсь: не помешает ли большим планам то, что эти самые заводские постройки на Октябрьской — памятники промышленной архитектуры XX века? Александр Зименко говорит, что, наоборот, исторические здания весьма привлекательны, хоть это возлагает на собственника определенные обязательства:
— Конечно, мы восстановим исторический облик помещений. Брутальная промышленная эстетика — кирпичные кладки, какие-то балки — это даже интересно. С одной стороны — максимально сохраним исторический дух. С другой — шедеврам коллекции обеспечим необходимые условия хранения, а посетителям — максимально комфортное посещение арт-центра.
В идеале прийти туда можно будет не только ради выставки, а провести весь день, иной раз и до глубокой ночи. У хозяев арт-центра большие задумки по уличным музыкальным мероприятиям. На Октябрьской для этого замечательные условия. Центр города, а жилых домов рядом нет. Пой, играй, шуми. После 23.00 соседи не пожалуются.
К слову, о соседях. По этому же адресу (Октябрьская, 16) ранее «прописаны» несколько арендаторов: выставочное пространство «ЦЕХ», бар «Хулиган», студия йоги. После покупки банком трех помещений заволновались — не выселят ли? Так вот: выселять никто никого не будет. Да и зачем? Чем больше посетителей заглядывают на огонек по уже известному адресу, тем лучше.
Еще один интересный вопрос: на какую прибыль рассчитывает банк? Ответ вдохновляет: арт-центр — это не бизнес-проект, и деньги, например, за входные билеты на его мероприятия, не пойдут в банковскую «кубышку». Все, что будет зарабатываться арт-центром, послужит его же поддержанию и развитию.
Когда же ждать открытия? Быстро все сделать, к сожалению, не получится. Пока рассчитывают года через 3—4. Нужны полноценные обследования помещений, некоторые не ремонтировались с 1970-х. Есть серьезные вопросы по гидроизоляции и термоизоляции, которые нужно решать. Но в итоге обещают арт-центр мирового уровня, который привлечет в том числе и иностранных туристов.
В тему
У истоков моды на использование освободившихся промышленных зданий как культурно-выставочных помещений стоит лондонская «Тейт-Модерн» (Tate Modern) — галерея современного искусства, разместившаяся в здании бывшей электростанции. Парижский музей д`Орсе — бывшая железнодорожная станция. Самый большой по площади и по значимости культурный центр Финляндии, Kaapeli, расположен на территории бывшего кабельного завода. Еще одно преображение — культурный центр Барселоны, Caixa Forum, который устроился в бывшей ткацкой фабрике.
Есть примеры и у ближних соседей. После проведенной реконструкции фабрика Manufactura в городе Лодзь в Польше стала одним из крупнейших торгово-развлекательных центров Центральной Европы. В Киеве арт-кластер «Выдубичи» организован на территории большой промзоны экспериментального механического завода. В Санкт-Петербурге культурный центр «Лофт-проект «ЭТАЖИ» — одно из крупнейших выставочных пространств города — открыт в здании бывшего хлебозавода. В Москве развивается арт-квартал, состоящий из нескольких бывших промтерриторий — «Винзавод», «Артплей», «Арма», где работают многочисленные галереи, проводятся выставки, лекции и прочие мероприятия.
Комментарии (1)