20 Апреля, 2024 Суббота

Завершить начатое!

  • 09 июня 2017 Экономика Русский 0

    Первого июня Глава государства провел совещание с руководством правительства и концерна «Белнефтехим». Речь шла о судьбоносной для Беларуси стратегии развития нефтепереработки. Главным вызовом энергетической безопасности страны были названы изменения на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Чтобы выйти из тупика пониженной доходности, отечественным НПЗ необходимо форсированными темпами завершить модернизацию производства. Сумма средств, необходимых для завершения технического перевооружения, оценивается в 1,2 миллиарда долларов. Срок пуска возводимых объектов – 2019‑й год. Среди участников совещания был генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр ДЕМИДОВ. Редакция «НС» попросила его поделиться впечатлениями и рассказать о том, как воплощается в жизнь программа развития новополоцкого нефтегиганта.

    Александр Владимирович, в периодике немало публикаций, которые ограничивают сроки техперевооружения белорусских НПЗ очередной пятилеткой развития и тем самым рвут нить преемственности. Между тем слову «модернизация» применительно к практике головного завода ОАО «Нафтан» по меньшей мере лет 20.

    – Действительно, на рельсы решительного обновления завод встал не 5 или 7 лет назад, а значительно раньше. Примерно к середине 90-х годов объемы переработки нефти у нас упали в 3,5 раза. А заводские владения, разбросанные на территории в 1000 гектаров, остались прежними. Дисбаланс ударил по экономике предприятия. Доля энергозатрат в накладных расходах выросла вдвое. Низкорентабельная продукция стала балансировать на грани ликвидности. Затратное хозяйство быстро превращалось в изживший себя рудимент, который ставил под сомнение конкурентоспособность «Нафтана». Эти негативные тенденции и должна была переломить масштабная модернизация предприятия.

    На пороге третьего тысячелетия был завершен ряд инвестиционных проектов. Среди них установка ВТ-1, позволившая существенно улучшить технико-экономические и качественные показатели выпускаемых масел. Установка по производству параксилола, которая гарантировала чистоту продукта, недоступную прежним аналогам, при этом существенно экономила энергозатраты. Когенерационная газотурбинная установка, на 60 процентов обеспечившая потребность завода в электроэнергии. Несколькими годами позже вступил в строй комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля. Эта первоклассная технология существенно продвинула предприятие в плане углубления переработки нефти и выработки моторных топлив, соответствующих евростандартам.

    Всего в постсоветские годы было реконструировано или построено с нуля порядка 20 установок, которые определяют лицо завода, являются его визитной карточной.

    – Иначе говоря, текущая программа развития – логическое продолжение того, что сделано при участии старожилов предприятия. Начав модернизацию в духе новейшего времени, они продублировали коллективный подвиг первостроителей. Обновление производства передано в руки третьего поколения новополоцких нефтепереработчиков. 

    – У каждого времени свои задачи и походные порядки. Сегодня планы головного предприятия «Нафтана» нельзя рассматривать в отрыве от завода «Полимир» и таких дочерних структур, как «Нафтан-Сервис» или «Нафтан-Спецтранс». В целом это уникальный нефтехимический комплекс, не имеющий аналогов в границах СНГ. Более 10 тысяч работающих. Свыше 100 наименований продукции. География экспортных поставок, включающая в себя более 40 стран Западной Европы, Северной Америки и Азии. Таковы важнейшие характеристики предприятия, которое локомотивно ведет за собой всю нефтехимию Беларуси.

    Инновации и структурные преобразования – лишь часть проблематики, стоящей перед нами. На глазах меняется качество и содержание труда, растет образовательный ценз персонала. Оператор, машинист, киповец или лаборант с дипломом вуза уже не кадровая экзотика, а тенденция, которая стремится к норме. Еще более существенные подвижки мы находим в требованиях рекрутинга к соискателям должности инженера или менеджера управленческого профиля. С чем только не сталкиваются сегодня заводские специалисты. Они смотрятся энциклопедистами на фоне предшественников, работа которых в прежнем формате нефтепереработки имела узконаправленный характер. К чему я все это говорю? К тому, что модернизацию производства нельзя рассматривать в отрыве от человеческого фактора. Когда бизнес совершенствует материальную часть, он такой же мерой должен вкладываться в способности и знания персонала. Иначе сцепка «технология–человек» не выдержит перегрузок ускорения.

    – Сегодня они связаны с текущей программой развития?

    – Верно. Начиная с 2012 года предприятие занимается реализацией 7 крупнейших инвестпроектов. Принципиально важные и наиболее капиталоемкие из них – это комплексы первичной переработки нефти и замедленного коксования. Первый близок к завершению, второй – в решающей фазе крупноблочного монтажа.

    Несколько технологических мощностей и объектов общезаводского хозяйства уже введены в строй. Суммарный экономический эффект включает в себя рост производства дизельного топлива класса «Евро-5» до 2,2 миллиона тонн в год, возможность выпуска бензинов аналогичного стандарта в 100-процентном объеме, повышение порогов промышленной и производственной безопасности.

    Реализация всего инвестпакета позволит довести глубину переработки нефти до 90 процентов. И на этой базе стабилизировать прибыльную работу предприятия. Хотя и тут не обойтись без уточняющей ремарки. То, что сегодня представляется итогом колоссальных трудов, на самом деле будет промежуточным результатом борьбы за выживание. Мировая научно-техническая мысль не стоит на месте. Автомобилестроители, к примеру, настойчиво ведут дело к переводу транспорта на электрическую тягу. Рано или поздно нефтепереработке придется диверсифицировать товарные потоки с прицелом на нефтехимию. Понятно, что речь о долгосрочной перспективе. Но тот, кто живет не одним днем, должен заглядывать за горизонт. Только такая прозорливость позволит «Нафтану» сохранить нишу, которую он занимает на отечественном и мировом рынках.

    Автор: Владимир ФакеевНовополоцк сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)