19 Апреля, 2024 Пятница

В Беларуси скоро появится "черный" список интернет-магазинов

  • 18 июля 2017 Экономика Русский 0

    За последние пять лет число интернет-магазинов в байнете выросло почти вчетверо – до 15 тысяч. Понятное дело, что работают честно далеко не все из них. Как отличить зерна от плевел? Помочь госорганам в этом нелегком вопросе вызвалось бизнес-сообщество, инициировав создание специализированного портала, где будут принимать жалобы на недобросовестных коллег.

    Знаете, чем берут покупателя интернет-магазины? Низкими ценами и ленью. Товар привезут прямо домой, не надо никуда за ним идти. Именно за эти два козыря мы с вами голосуем рублем. Неудивительно, что за последние пять лет число торговых онлайн-точек в стране выросло почти вчетверо и превысило 15 тысяч. А суммы, которые покупатели оставляют в их кассах, увеличились еще более значительно — в 25 раз. В основном мы удаленно покупаем электротехнику, трикотаж, парфюмерию, косметику, одежду. Правда, их качество и надежность по-прежнему гарантировать могут далеко не все продавцы. Но сами интернет-магазины, похоже, придумали способ борьбы с недобросовестными коллегами.


    Добро пожаловаться

    Речь идет о портале, где будет аккумулироваться вся информация о виртуальных нарушителях. Причем во внимание будут браться не только их огрехи в работе с клиентами, но и замечания со стороны налоговой, МАРТ, судов. Ведь зачастую найти негативный, а порой и просто нейтральный отзыв на сайте поставщика непросто. Такие сообщения либо не проходят модерацию, либо задвигаются на задний фон десятком положительных. А узнать, сколько и за что было штрафов у продавца, покупатель и вовсе не может.

    Чтобы уберечь потребителей от рисков, в Ассоциации компаний информационных технологий (АКИТ) решили создать своеобразный виртуальный «черный» список интернет-магазинов. Здесь же будут советы для потребителей, ответы на вопросы от профессионалов. Разработка прототипа сайта, ожидается, займет два месяца, затем его вид хотят обсудить с представителями госорганов и запустить. Начнут с продавцов электроники и бытовой техники, потом в поле зрения добавят поставщиков других товаров и услуг. Не понравилось обслуживание, не выдали чек, нахамил курьер? Сообщение можно будет оставить на сайте. Для достоверности попросят указать контакты, по которым специалисты АКИТ перепроверят сведения и реальность заявителя. Анонимные сообщения также будут приниматься, но в базу не попадут. 

    Отдельным источником информации станут и наблюдения самой АКИТ. Руку ассоциация в этом вопросе уже набила. В прошлом году, например, они промониторили онлайн-продавцов электроники, бытовой техники, компьютеров, телефонии и передали сведения для реагирования в госорганы. В результате у торговцев изъяли более тысячи единиц нелегального товара. Хранились они на десяти складах. Сумма штрафов и конфискаций набежала солидная — около 700 тысяч долларов.


    Атака на нелегалов

    Числятся за интернет-магазинами и другие грешки. Исполнительный директор АКИТ Дмитрий Ананьев остановился на некоторых из них:

    — Очень большое число онлайн-объектов продолжает продавать товары без кассовых чеков, хотя с 2013 года это — святая обязанность каждой розничной точки. Более того, многие пользуются некомпетентностью граждан и не выдают им даже товарных чеков. Выписывают лишь некий гарантийный талон. А потом покупатель не может ни вернуть, ни обменять товар. Зачастую на покупках нет контрольно-идентификационных знаков. Например, на электронике обязательно должна быть специальная наклейка. Все еще остро стоит проблема отсутствия сертификатов. Не все указывают полную информацию об интернет-магазине на сайтах или забывают что-то указать о товаре, путают поставщиков и страну происхождения. Забывают вовремя привезти покупку, просят подождать, потому что заявленного предмета по факту в наличии нет, но его «вот-вот» подвезут.

    собое внимание — товарам с подозрительно низкой ценой. Как правило, такой товар попадает к нам из России через открытую границу, «всерую». И его реализация больно бьет по продажам честных игроков. Потому мониторинг рынка АКИТ продолжит. По мнению Дмитрия Ананьева, онлайн-ретейл в какой-то момент выпал из системы регулирования и ответственности. Бизнес-сообщество решило поучаствовать в работе над ошибками — сейчас как раз идет формирование поправок в закон о госрегулировании торговли.

    Уже есть несколько предложений. Например, блокировать систематических нарушителей. Но прежде не помешает конкретизировать правовой статус виртуальных ретейлеров, их права, обязанности и ответственность. Кроме того, эксперты настаивают на том, чтобы интернет-площадка несла солидарную ответственность перед потребителями наряду с провинившимся магазином.


    Позиция совпадает с государственной

    В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли такую заинтересованность приветствуют. Начальник управления организации торговли и услуг ведомства Виолетта Брезовская озвучивает некоторые из своих идей по совершенствованию закона:

    — Например, будем предлагать, чтобы интернет-магазин смог брать заказ исключительно удаленно, через корзину. Так сделка станет прозрачной. Мы сможем увидеть информацию о заказе, время, его стоимость. Кроме того, сейчас Нацбанк разработал концепцию проекта закона о платежных услугах. Документ, в частности, предполагает развитие курьерской службы. Пока же интернет-магазины вынуждены содержать штат доставщиков, чтобы покупатели могли расплачиваться наличными. Сторонний курьер может привозить только предоплаченный товар. Но вскоре и он сможет принимать деньги от клиентов. Это значительно облегчит логистику и работу всем.

    Для этих же целей МАРТ предлагает вернуть интернет-магазинам возможность работать по упрощенной системе налогообложения. С прошлого года всех перевели на общую систему. А значит, многим пришлось нанимать бухгалтеров. Если учесть, что 51% виртуальных точек продаж принадлежит индивидуальным предпринимателям, то становится очевидна нагрузка на них.

    Автор: ДРУК Мария Рэспубліка

Комментарии (0)