25 Апреля, 2024 Четверг

Как идет уборка в УО СПК "Путришки"

  • 04 августа 2017 Экономика Русский 0

    Приехав в агрохозяйство уборочной порой, когда разогретый августовский воздух пропитан смесью запахов нивы и жнивья, сразу проникаешься искренним уважением к людям, занятым в поле, и остро чувствуешь свою обособленность: ты не включен в общий ритм напряженной работы.

    Железное правило

    Это желание свойственно нормальному человеку, наблюдающему за ходом хорошего дела, – ощутить сопричастность. В УО СПК «Путришки» был направлен в том числе и с таким напутствием.

    Приезжаю на двор центральной ремонтной мастерской в Заболоти и понимаю, что опоздал, рассчитывая понаблюдать за подготовкой комбайнов к работе. Машины уже ушли на поля, и лишь возле одинокого «Лексиона» хлопочет механизатор, явно торопясь закончить какой-то мелкий ремонт. А вот и этот красавец тронулся вслед за остальными…

    – Нужно время, чтобы высохла роса, и уборку, полагаю, еще не начали, – ободряет председатель профкома и заместитель председателя по идеологической работе Александр Мороз. – Вам, вероятно, более интересны зерновые?

    Безусловно! Пока едем на сельскохозяйственный участок «Путришки», успеваем поговорить о погоде, которая в этом году ощутимо сместила сроки, видах на урожай и технике – летучем отряде страды. Всего в хозяйстве восемь зерноуборочных комбайнов; за исключением «Лексиона» все – КЗС производства предприятия «Гомсельмаш».

    – Техникой вполне довольны. Пропускная способность комбайнов хорошая, и ремонт обходится значительно дешевле по сравнению с теми же «Лексионами», – говорит Александр Викторович.

    Поломки случаются нечасто, и их оперативно устраняют, но в целом в хозяйстве действует железное правило – техника и оборудование, включая зерносушилки, должны быть подготовлены к уборочной заранее, и даже самые незначительные неполадки устранены.

    Без потери качества

    А вот и они, четыре комбайна КЗС, стоят на краю поля. Механизаторы подвешивают жатки. Еще несколько минут, и экипажи рассаживаются по кабинам; машины одна за другой уходят на ниву, оставляя после себя ровные валки соломы. Когда она подсохнет, ее подберут в рулоны и сложат в скирды, чтобы в дальнейшем использовать в качестве подстилки для скота.

    – Недавно приобрели новый комбайн, – Александр Мороз кивает в сторону одного из КЗС. – С учетом выплат по лизингу его стоимость около 261 тысячи рублей.

    Недешевый агрегат, конечно, но скупой платит дважды, машинный парк так или иначе требует обновления.

    На этом поле площадью сорок гектаров убирают яровой ячмень. Урожайность его в хозяйстве по вчерашней сводке – 70,8 ц/га. Это достойный показатель, однако нужно торопиться, поскольку после зерновых, в августе, здесь предстоит посеять озимый рапс. В свою очередь, чтобы взяться в полную силу за ячмень, пшеницу и тритикале, нужно поскорее завершить уборку нынешнего урожая рапса (он, к слову, порадовал аграриев – 57,9 ц/га на вчерашний день, в среднем по району – 48,5) и разгрузить зерносушилки для зерновых. Вот такая неразрывная взаимосвязь. Поэтому и поглядывает Александр Мороз с надеждой на небо – только бы погода не подвела.

    Но скорость уборки не должна приводить к потере качества.

    – Понятно, что комбайнер стремится намолотить больше и соответственно заработать, но в этом году мы уделили особое внимание контролю над качеством, – замечает Александр Викторович. – Каждому комбайнеру выдана «книжка», в которую ежедневно в конце дня начальник участка вносит отметку о качестве уборки.

    Есть три градации – «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Соответственно и расценки за намолот напрямую зависят от этих критериев. За хорошее качество платят 0,82 рубля за тонну, удовлетворительное – уже 0,49 руб, а неудовлетворительное – и вовсе только 0,24. В общем, заинтересованность огромная – работать, как говорится, с душой.

    Здесь вам не равнина…

    Подъезжает начальник участка Виталий Петюшик. Вступив в разговор, он сразу замечает, что уборка идет с соблюдением всех правил и норм безопасности. Невдалеке, например, стоит машина с бочкой воды, рядом трактор с плугом на случай пожара. Остальные требования тоже выполняются неукоснительно. Когда достал сигарету, Александр Мороз без обиняков заметил, что прикурить ее лучше на обочине дороги. И с ним нельзя не согласиться, правила писаны для всех.

    Конечно, в УО СПК «Путришки» ведут пристальный мониторинг за соблюдением условий труда. Механизаторы обеспечены спецодеждой и всем необходимым; о питании в поле – отдельный разговор.

    – Что же касается качества, то за этим следим строго, – возвращается к теме Виталий Петюшик. – Высота стерни, например, должна быть 10-12 сантиметров. Если выше, то идет потеря соломы, и вспашка начинает страдать.

    Но если человека можно убедить, то с погодой и природой не поспоришь. Балл пашни в хозяйстве – 36, цифра лишь чуть ниже районной (38,1 на 2017-й), но поля холмистые. На макушках возвышенностей культуры зачастую выгорают.

    – Осложняют уборку подгоны, – говорит Александр Мороз. – Видите зеленые островки?.. На этом поле их еще сравнительно немного, на других ситуация хуже. Будем, вероятно, применять десиканты, подсушивать на корню.

    Подгоны, зеленые растения, повышают влажность массы, и эта одна из проблем, возникающих в ходе уборки, которую нельзя игнорировать.

    Желтое море

    Комбайн, вырастая на глазах, движется к краю поля. Осведомляюсь у Виталия Петюшика, можно ли на некоторое время занять место помощника.

    – Не вижу препятствий, – улыбается начальник участка.

    И вот первый раз в жизни сижу в кабине комбайна. Непередаваемые ощущения! Впереди расстилается чуть колыхающееся желтое с легкой прозеленью поле, мерно работает жатка. Комбайн, чуть покачиваясь, как корабль, кажется, идет вперед без участия человека, но Роман Плеханов, механизатор с 15-летним стажем, не отрываясь, работает рулевым колесом и хитрым рычагом вроде джойстика, то и дело поглядывает на монитор – тут не расслабишься. В кабине уже некоторое время пищит сигнал.

    – Бункер полон на сто процентов, – реагирует Роман. – Пора разгружаться.

    Комбайн останавливается, выгружной шнек отводится в сторону, и вот уже из него в кузов машины плотным потоком льется ячмень. Открываю дверцу, чтобы сделать снимок, и в кабину врывается запах свежего, обмолоченного зерна, скошенной травы, и всё вместе это образует восхитительный хлебный дух, который можно прочувствовать только на поле.

    – Ячмень активно вбирает влагу, поэтому заканчиваем около девяти вечера, – говорит Роман Плеханов, когда выгрузка завершается. – Пшеница позволяет работать и дольше.

    Обед по расписанию

    Приехали! Из прохладной кабины, как в баню, выхожу на знойный воздух… А вот уже и «пазик» с обедами подоспел. Неужели так быстро пролетело время? Доставляют пищу из ресторана «Белые розы», и качество ее на соответствующем уровне. Хозяйство оплачивает половину стоимости обеда и ¾ «падвячорка», которые доставляют на поле около пяти. Стучат ложки, миски – тут уж не до снимков и интервью… Еда вкусная, порции огромные, но невзирая на обильное питание, никто из комбайнеров, как шутливо заметил Виталий Петюшик, за время уборки еще не поправился.

    Уезжаю с поля с легким чувством сожаления и даже зависти. Наверное, так и должно быть. Здесь нечто материальное, осязаемое… Возможно, в горячке уборочных будней механизаторы и сами не осознают своей роли в экономике и созидательном процессе в целом, зато как всё значительное это без зуммирования видно издалека.

    Автор: Андрей МякишПерспектива

Комментарии (0)