07 Апреля, 2020 Вторник

“Двигатель только ломом остановишь”. Как белорусская техника справляется с уборкой

  • 15 августа 2017 Экономика Русский 0

    Во время селекторного совещания Президент поручил постоянно докладывать о случаях выхода из строя гарантийной техники на полях. Ведь новые машины — все нашего производства. Нельзя допустить, чтобы они подрывали авторитет страны. А если техника и ломается, то дилерские центры обязаны в кратчайшие сроки устранять поломку. На то, как ведут себя новички на полях во время жатвы, решили посмотреть и корреспонденты «Р».

    Если за техникой смотреть — она будет работать. С такими словами механизатор Виктор Воронович лихо спускается с комбайна. На своем КЗС-GS-12 он намолотил уже более тысячи тонн. По его словам, двигатель просто неубиваемый, любые нагрузки  выдерживает. Его разве что ломом остановишь.

    Свое и чужое

    Раньше были определенные проблемы, но GS-12 — модель полностью доработанная. На John Deere, Claas или другой люксовый бренд свой агрегат производства ОАО «Гомсельмаш» поменять не готов.

    Виктор Воронович соглашается: электроники в импортных машинах побольше. Вроде бы и работать на ней намного легче: нажал кнопку — умное устройство сделает всю работу за тебя. Но это для новичков: комбайнеру с мало-мальски приличным опытом вполне достаточно информации, которую гомельский комбайн показывает на своем электронном табло.

    — Ведь все видно, и сразу понимаешь, что надо делать: обороты увеличить, заслонку больше приоткрыть, — пожимает плечами Виктор Воронович.

    А вот если сложная импортная электроника сломается… История починки непростая и неопределенная по времени.

    — Он про свой комбайн может до бесконечности рассказывать, — улыбается директор ОАО «Зазерка» Андрей Папельский.

    В некоторой степени Воронович — легенда в округе. Наизусть знает всю инструкцию по эксплуатации. За техникой смотрит, как за дорогой игрушкой. Такому и инженер не нужен: почти все знает про своего любимца.

    — Попробуй ему запчастей не дать — самого на запчасти разберет, — шутит Андрей Папельский.

    — Техника правильное обслуживание любит, — парирует Виктор Воронович. — С утра не посмотришь, не проверишь — к обеду будешь стоять.

    Правда, долго прохлаждаться не получается даже у нерадивых работников. По крайней мере, на гомельской технике. Дилер «Гомсельмаша» — ОАО «Минскоблагроснаб» тут же высылает ремонтную бригаду и устраняет почти любую поломку в течение суток. Ремонтники импортной техники такой скоростью сервиса похвастаться не могут. Многие работают только по предоплате. К тому же запас запчастей маловат, а везти из-за границы, растаможивать — история может растянуться недели на две. Более-менее серьезная поломка — считай, что комбайн выбыл из уборочной кампании.


    Технику нужно готовить

    База технического снабжения «Минскоблагроснаба» на полуденном солнце пылает открытым асфальтом. Только вдали под навесом стоят три кормоуборочных комбайна. Местные работники говорят, что к таким просторам на родной базе не привыкли. Поздней осенью или зимой из-за техники здесь протолкнуться негде. Все-таки обеспечивают ею они почти всю Минскую область. Это кажется, что у крестьян только две горячие поры: посевная и уборочная. Зимой в «Минскоблагроснабе» принимают у производителей новую технику, проводят предпродажную подготовку, обкатку, передают в хозяйства. А про лето и говорить не стоит.

    Начальник базы материально-технического снабжения Николай Прохорчик сообщает: все комбайны к началу посевной отправили в хозяйства. Во время уборочной главная задача — обеспечить оперативный ремонт. И гарантийных комбайнов, и негарантийных. Давно расписан график дежурств — и механиков, и инженеров. Вся база находится, как говорится, в полной боевой готовности. Чтобы мгновенно решить любую проблему, на складе хранится запасных частей более чем на 200 тысяч рублей. По убеждению Николая Прохорчика, в обслуживании техники очень важны взаимоотношения с заводом. С гомельским производителем у дилера полное взаимопонимание. Если какой-то запчасти не оказалось на складе, звонок на завод — и необходимую деталь уже везут в Михановичи — штаб-квартиру базы.

    В угоду оперативности способы доставки используются самые разнообразные. Технические центры даже заключили договор с пассажирским перевозчиком. Если запасная часть компактная — датчик, подшипник и так далее, три часа — и она уже у ремонтников. Отсюда весьма хорошая статистика: в этом году поломки устраняются менее чем за сутки.

    Если же говорить о надежности белорусских комбайнов, то начальник отдела гарантийного и послегарантийного обслуживания техники ОАО «Минскоблагроснаб» Валентин Прохорчик уверен:

    — Любая техника ломается. И наша делает это не чаще, чем импортная.

    В последние годы «Гомсельмаш» серьезно доработал свои модели: количество отказов техники снизилось. А вот по ремонтопригодности наши комбайны заметно выигрывают у импортных.

    Впрочем, нельзя не согласиться с мнением Валентина Прохорчика: за урожай не стоит бороться, его надо убирать. Ведь уборочная не приходит неожиданно: к ней надо готовить технику. Если в хозяйстве проводят вовремя техническое обслуживание комбайнов, правильно их хранят — проблемы случаются редко. И поломки, как правило, несерьезные. Да, в аграрных компаниях есть дефицит квалифицированных специалистов. Правда, он не такой катастрофический, как может показаться. У работников базы снабжения со многими механизаторами сложился отличный личный контакт. И сегодня новую, производительную и дорогую технику обычно в колхозах доверяют опытным комбайнерам. Тогда проблем меньше. Чаще поломки случаются у молодежи из-за недосмотра или нарушения правил эксплуатации.

    Первый заместитель начальника управления технического и сервисного обслуживания продукции ОАО «Гомсельмаш» Роман Ананченко уверяет: к сожалению, немало отказов происходит из-за невыполнения требований инструкции по эксплуатации техники — такие случаи еще составляют весьма серьезный процент от всех поломок в гарантийный период. Хотя представитель завода признает: подготовка полей и уровень механизаторов в стране повышаются. Но не настолько быстро, как хотелось бы. В любом случае при поломке, случившейся по вине завода-изготовителя, обязательно проводится экспертиза, чтобы установить истинную причину выхода из строя детали. На заводе постоянно совершенствуют конструкции, чтобы до минимума сократить количество отказов. Но одно из серьезных преимуществ отечественных комбайнов — их ремонтопригодность: привести технику в порядок можно даже без слишком сложного и дорогого оборудования, буквально своими руками. Это очень серьезный фактор, особенно во время уборочной: простои КЗС сведены к минимуму.

    Поэтому необходимо искать золотую середину, одновременно стремясь к совершенству.

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка

Комментарии (0)