20 Апреля, 2024 Суббота

Лакомый кусок: что построят в Минске на месте бывшего троллейбусного депо №1

  • 18 августа 2017 Экономика Русский 0

    Колесо истории, кажется, давно замедлило свой ход в троллейбусном депо № 1. Вернее сказать - остановилось совсем. Лакомый кусок общей прощадью более 6 га в центре города живет своей неспешной и уже изрядно дряхлой жизнью, пока вокруг него разгораются нешуточные страсти и споры. И вот новый повод: в сентябре площадку наконец выставят на аукцион. Ожидается, что на месте полуразрушенных зданий из красного кирпича появится жилая застройка. Корреспонденты «Р» пообщались с арендаторами площадей, жителями знаменитого квартала, а также крупными застройщиками и выяснили, как они относятся к грядущим переменам.

    От конюшни до отеля

    Место в центре города, в районе проспекта Машерова, улиц Киселева и Красной, таит в себе немало историй. Оно само давно уже стало историей. Сегодня бывший троллейбусный парк № 1 представляет собой грустное зрелище: на огромной территории расположились несколько автомастерских и мойка, в полуразрушенных зданиях депо зияют разбитые окна, стены украшают нелепые граффити. Все это больше напоминает декорации для кинофильма о жизни в постапокалиптическом мире.

    В XIX веке здесь  был конный рынок, устраивались ежегодные ярмарки, на которые собиралось немало горожан. Почти 90 лет назад из этих мест на улицы Минска выехал первый трамвай, а в начале 1950-х в депо заехали еще и троллейбусы. Но уже много лет назад городской транспорт отсюда разъехался. Депо зарастало быльем, разваливалось и жило своей, обособленной жизнью, невидимой для горожан и гостей столицы из-за высокого кирпичного забора.

    Впрочем, в Мингорисполкоме прекрасно понимают: такое место в центре города должно приглянуться инвесторам. Первую попытку застроить участок предприняли еще в 2003 году. Тогда тендер на застройку перспективной площадки выиграла российская компания «Манолиум Процессинг». Планировалось, что в центре города появятся пятизвездочный отель, бизнес-центр и элитное жилье. Стоимость проекта называлась почти в 500 миллионов долларов. Правда, в 2014-м инвестдоговор между городом и компанией был расторгнут. После этого власти пересмотрели планы и решили, что на месте депо должна появиться жилая застройка. Несколько лет никаких конкретных предложений и заявлений не звучало.


    С первого раза

    Сейчас известно, что аукцион пройдет 12 сентября. Начальная цена лота – чуть более 2 миллионов долларов. Правда, продавать на нем будут не землю, а право на проектирование и строительство «жилого комплекса с объектами социально-общественного назначения и подземными паркингами». Торги анонсировали еще прошлой осенью, однако почему-то подготовка к ним сильно растянулась во времени. В Минском городском центре недвижимости, который организует аукцион, корреспонденту «Р» дали небольшой комментарий:

    — Начальная цена сформирована из кадастровой стоимости участка, умноженной на коэффициент количества лет аренды. Думаем, что торги состоятся с первого раза. Площадкой уже интересуются: только за первые два дня, когда стало известно об аукционе, к нам обратились трое потенциальных застройщиков.

    Мы решили обзвонить крупных девелоперов, чтобы узнать, готовы ли они побороться на аукционе за лакомый кусочек центра города. Разумеется, многие ссылались на коммерческую тайну или в принципе отказывались от комментариев, но одного неравнодушного к этому месту застройщика мы все-таки нашли. Это компания «А-100 Девелопмент». Руководитель отдела стратегического маркетинга Ирина Семенцова считает, что участок бывшего депо — это хорошее место, к которому у застройщиков будет нешуточный интерес:

    — Даже несмотря на то, что придется сносить старые здания. Но главный плюс в том, что жилых домов там нет и с людьми о переселении договариваться будет не нужно. Там можно реализовать много интересных идей – как коммерческой, так и жилой недвижимости. Мы со своей стороны тоже заинтересовались этим предложением, но пока не спешим принимать окончательное решение.


    Сносить нельзя оставить

    И все же будущему инвестору, который выиграет аукцион, придется немало потрудиться. Помимо строительства, предстоит еще демонтировать инженерные сети и снести все здания на участке. Сегодня в некоторых из них располагаются СТО и автомойки, здесь же – знаменитая галерея «Ў», книжный магазин и винный бар. Продавец «кнігарні» Сергей делится своими впечатлениями о возможном сносе объекта:

    — Вообще, наше здание, можно сказать,  историческое. Галерея появилась на месте бывшего пункта приема стеклотары. За те семь лет, что мы тут находимся, здесь сформировалась своя творческая среда. Да взять хотя бы наш магазин: очень удобное расположение, все о нем знают. Многие пенсионеры приходят сюда просто почитать книги. Я уж не говорю о том, что мы включены во многие зарубежные путеводители как один из любопытных для туристов объектов города. Если придется отсюда уезжать, даже не представляю, где можно найти такое же удобное место, в котором всем было бы так комфортно.

    Правда, Сергей не скрывает, что жилая застройка в центре города была бы кстати. Только при условии, что она не будет выбиваться из общего вида этого района. В качестве неудачного примера он называет элитный долгострой «Времена года» на улице Киселева, который плохо вписался в архитектурный ансамбль этой части города.

    А вот минчанина Георгия, живущего неподалеку, перспектива появления жилого квартала на месте депо не радует:

    — Эта площадка – настоящий памятник архитектуры, своеобразное культурное наследие. В конце концов, здесь можно было бы открыть художественную галерею, бар, магазин. Просто вдохнуть новую жизнь в старый объект. А новые дома – их в Минске есть где строить.

    Пенсионер Геннадий Молодцов тоже против новостроек у себя во дворе. Он живет прямо напротив депо и надеется, что никаких высоток, закрывающих ему вид из окон, здесь не появится.

    Впрочем, мнения жителей квартала разделились. К примеру, молодая мама Марина из похожего дома на Киселева уверена, что современная застройка будет лучше, чем полуразвалившиеся здания и десяток СТО:

    — Сейчас ездит куча чужих машин из-за всех этих автосервисов. Нет никакой парковки. Садика нормального нет. Я уже 17 лет здесь живу. Район хороший, но для детей инфраструктуры нет.

    Примерно так же считает мужчина в куртке работника коммунальных служб, отказавшийся представиться. Он рассказал, что вырос в соседнем доме и еще помнит времена, когда здесь было много трамваев и троллейбусов. Необходимости в жилых домах он здесь не видит: мол, будет слишком тесно. А вот новая поликлиника и детский сад не помешали бы.


    «И для нас найдут место»

    Владельцы сервисов, расположенных в старых зданиях, ко всему этому относятся по-философски: если будут сносить, то ничего уж с этим не поделаешь — придется искать новое место. Так, хозяин ремонтной мастерской Александр говорит, что его здесь ничего особо и не держит:

    — Раньше это место было выгодным, поскольку аренда была невысокая. Сейчас она поднялась и не сильно отличается от средней ставки по городу — 7 евро за «квадрат». Когда я три года назад сюда заселялся, везде было 8—10, а в этом районе — 4—5. Теперь же ставка у всех упала до 5, а здесь, наоборот, поднялась.

    И вообще предпринимателю пока не верится, что здесь что-нибудь построят. Мол, эта земля уже столько раз продавалась – и ничего. Да и тут много работы перед стройкой нужно будет сделать: воду проводить, поскольку коммуникации есть только на проходной и в автомойках с краю.

    Работник проката велосипедов Алексей разделяет скепсис: продать эту площадку инвестору, по его мнению, будет непросто:

    — Здесь много арендаторов, чьи интересы тоже нужно учитывать. Я против такого строительства, потому что нас это коснется и мы не сможем нормально развивать свое дело.

    Поистине каменное спокойствие излучает работница цеха по ремонту и обслуживанию ремонтно-технического коммунального унитарного предприятия «Медик», небольшое старое здание которого стоит вплотную к забору бывшего депо. Женщина не захотела назвать себя, но охотно поделилась своим мнением:

    — Где-то будет место и для нас. Мы не боимся, если нас снесут. Уже 35 лет сносят — все время, сколько я в этом здании работаю. Нам здесь нормально. И зимой тепло. Когда депо работало, здесь было очень шумно. Сейчас тихо.

    Да, тихо, спокойно, но при этом и жутковато. В некоторых местах забор, выстроенный вокруг депо, настолько прохудился, что, кажется, подтолкни его легонько — и кусок старой кирпичной кладки повалится, как деталь от гигантского детского конструктора. В принципе, дети здесь и играют рядом с бесхозными зданиями. А что? Места ведь завались. И весь этот простор осваивает лишь маленький сын владельца автомастерской, который гоняет здесь на своем велосипеде, пока мама и папа работают.

    Тут спатрэбіцца душа

    Галіна ЛЕВІНА, дырэктар творчай майстэрні архітэктара Леаніда Левіна:

    — У нас ёсць добры вопыт, калі жыхары горада ўдзельнічаюць у абмеркаванні падобных праектаў. Мне здаецца, што менавіта меркаванне людзей павінна быць асновай у гэтым выпадку. Гэта наш горад, мы тут жывём — і з намі павінны лічыцца, праектуючы забудову цэнтра горада.

    На мой суб’ектыўны погляд, ідэальна было б зрабіць на гэтай тэрыторыі нейкую выставачную, экспазіцыйную прастору. Гэта надало б гораду шарму. А можна зрабіць нешта накшталт музея тралейбуса. Хай бы там людзі наўпрост дакраналіся да гісторыі. Чамусьці я бачу там сумеснае выкарыстанне прамысловай і сучаснай архітэктуры, якая ператворыцца ў выставачныя залы, кафэ.

    Я наогул прыхільніца нестандартных рашэнняў. Любы праект мае поспех, калі ў ім ёсць душа і любоў. Калі ёсць людзі, якія будуць прасоўваць нейкую ідэю гэтага месца, то будзе ўсё добра. Але рабіць чарговы гандлёвы цэнтр ці проста жылы комплекс, мне здаецца, не варта.

    Калі там з’явіцца проста цікавая паркавая зона са сваім сэнсам, філасофіяй, гэта таксама можа быць прыгожа. Скажам, гэта мог бы быць сквер з каляровымі скульптурамі сучасных беларускіх мастакоў. Шклянымi скульптурамi, напрыклад. Прыгожа, хіба не так? Тады б усе турысты ведалі, што толькі ў Мінску ў цэнтры горада ёсць такі парк.

    Але няхай там будзе нават жылы квартал. Толькі знайсці для яго архітэктурнае рашэнне будзе няпроста. З аднаго боку там праспект Незалежнасці са сваёй архітэктурай, з іншых — вуліцы Кісялёва і Машэрава. Важна, каб усё было гарманічна. Тады можна будзе лічыць, што горад выйграе ад гэтай забудовы. Бо што такое горад? Гэта людзі. Калі людзям усё будзе падабацца, ім і іх дзецям будзе тут зручна, то гэта і стане поспехам.

    Але пры любым рашэнні вышыня забудовы павінна быць абмежаваная. І нават жыллё тут павінна быць такім, каб мінчанам і турыстам было цікава ў гэты раён зазірнуць. Калі душы ў гэтым месцы не будзе, то ў горадзе з’явіцца чарговая пустата.

    Автор: Владислав КУЛЕЦКИЙ, Полина КОНОГАРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)