29 Марта, 2024 Пятница

Платные группы в детских садах - блажь или необходимость?

  • 19 октября 2017 Экономика Русский 0

    В воспитание детей родители, похоже, готовы вкладываться. За подтверждением и ходить далеко не надо: только в Минске больше двадцати частных садов, а развивающих центров для дошкольников не один десяток. В государственных детских дошкольных учреждениях вскоре также могут появиться платные группы. Будут ли они востребованы, готовы ли наши детсады оказывать такие услуги и не опасаются ли частники возможной конкуренции — разбираемся в теме.

    Новые  горизонты

    Информация о том, что платные группы в детских садах будут создаваться, появилась. Но конкретики пока мало. На недавней пресс-конференции начальник управления дошкольного образования Минобразования Альбина Давидович подтвердила: такая возможность заложена в проекте нового Кодекса об образовании. Что касается прогнозируемой стоимости посещения, специалист отметила, что она будет зависеть от набора услуг:

    — Если в одной группе дети будут изучать английский язык, а в другой к нему добавится хореография, то и оплата, исходя из этого, будет разниться. Можно, конечно, в этом случае провести аналогию с частными детсадами, но стоимость посещения платных групп в государственных учреждениях образования будет существенно ниже.

    В стране, между прочим, уже есть опыт, когда группы в дошкольном учреждении функционируют на платной основе. За наглядным примером можно обратиться в холдинг «Горизонт», где в свое время не только сохранили сеть своих учреждений дошкольного образования, но и сумели сделать эти некогда убыточные и бесперспективные объекты вполне успешным бизнес-проектом.

    Здесь созданы группы на основе самоокупаемости, другими словами, без государственных дотаций. Спрос есть, а вот свободных мест на сегодня пока нет.

    Цена  вопроса

    Одна из мам, чей ребенок посещает платную группу в яслях-саду № 532, поделилась подробностями:

    — Изначально хотела оформить дочку в частный садик. Но потом поняла: не потяну. Обзвонила десяток учреждений, и мне редко называли сумму меньше 1000 рублей. В нашем садике мы платим чуть меньше 600 рублей. Группы сравнительно небольшие, пятиразовое питание, куча дополнительных занятий по математике, логике, бисероплетению, тестопластике. Ничего не скажу, я всем довольна. Знаю, что в нашем саду есть еще санаторная группа. По стоимости дешевле — 300 рублей в месяц. Она ориентирована на часто и длительно болеющих детей. Детки в ней даже на массаж и физиопроцедуры ходят.

    Пример с дошкольными учреждениями холдинга «Горизонт» не единственный. В семи учреждениях страны в прошлом году завершили эксперимент, где в условиях детсада апробировали модели организации образовательного процесса на платной основе. Руководитель проекта доцент кафедры дошкольного образования и технологий Барановичского госуниверситета Галина Никашина рассказывает, что одной из площадок для эксперимента стал дошкольный центр развития ребенка № 1 в Могилеве.

    Помимо музыкального и физвоспитания, дети занимались английским языком, хореографией, логическими играми. Большое внимание уделялось развитию исследовательских и интеллектуальных способностей малышей.

    Содержание ребенка в такой группе обходилось родителям недешево: примерно в три раза дороже, чем в обычной. Однако от желающих не было отбоя. Галина Александровна объясняет такой интерес тем, что родители всегда хотят дать детям самое лучшее. Что им и предлагали. Группы были небольшие — 10—12 человек. С детьми работали воспитатели только высшей педагогической категории, которые обучали по самым продвинутым методикам. Прибыль получили солидную. Деньги, заработанные на такой внебюджетной деятельности, шли на укрепление материально-технической базы, повышение зарплаты сотрудникам.

    Галина Никашина за открытие платных групп, но делает важную ремарку:

    — В чем была особенность нашей экспериментальной площадки? Дополнительные занятия предлагались детям не сверх учебной программы, а грамотно вплетались в нее таким образом, что количество часов, регламентированных на занятия, не выходило за рамки. Сегодня на дошкольника взваливают нагрузку, которая и первокласснику не по силам. Сразу он сидит на занятиях с воспитателем, а потом идет на дополнительные занятия по английскому.  Посмотрите на статистику. Сегодня у каждого второго ребенка неврозы. А почему? Они учатся, а не играют. Поэтому так важно работу с детьми вести в игровой форме. Не превышая количества часов для обучения. А так платные группы перспективны, но важно продумать финансовый механизм.

    Конкуренция  на  рынке

    А что думают по этому поводу частники?

    Галина Гринкевич, директор частного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад – начальная школа», делится собственным опытом:

    — Если создавать платные группы, надо привлекать лучшие кадры. И речь идет не просто о воспитателе, который пришел и потопал-похлопал. Если родители будут знать, что здесь самые опытные педагоги, а ассортимент дополнительных занятий шире, спрос будет. Но не надо упускать факт: клиент, платящий деньги, требователен. Родители будут ждать, что ребенок с радостью будет бежать в сад, а придя из него, с упоением рассказывать о своих впечатлениях. Еще важный момент — реклама. Необходимо грамотно заявить о себе и своем потенциале.

    В современных государственных детских садах возможностей предостаточно. Многие могут дать фору любому частному учреждению. Например, в Дошкольном центре развития ребенка № 26 Минска из 29 педагогов 10 с высшей категорией, 18 имеют высшее образование.

    Заведующая Лилиана Стрельская не без гордости рассказывает, что более шестидесяти специалистов имеют сертификаты, позволяющие использовать современные педагогические технологии в практике работы с ребятами. В этом детском саду, кроме привычных занятий, деток обучают основам экономической культуры, энергосбережения. И не только. В руки здешнего воспитателя Инны Жданович хотели бы передать своих детей многие родители. Инна Александровна придумала, как разжечь искорку исследователя в юных сердцах. Она организует для своих воспитанников экспериментальную лабораторию. Воспитатель открывает дверцу шкафа: в отдельных коробках — зерна, камни, материал для экспериментов. Здесь же и настоящий микроскоп. Даже меня, взрослого человека, увлекают рассказы Инны Александровны, а дети и вовсе слушают ее, открыв рот.

    Неспроста Ирина Рынейская, заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, тоже высказала мнение, что при создании платных групп надо сделать упор на опытных педагогов с профессиональной подготовкой. Обратила она внимание также на проблемы:

    — Прежде чем что-то создавать, надо выяснить, существует ли в этом потребность. В крупных городах — да, но будет ли спрос в сельской местности? Меня волнует и вопрос, не будут ли ущемлены дети, находящиеся в обычных группах.

    Вопрос пока находится на уровне обсуждения. Потенциал есть, возможности тоже. Другое дело, надо ли это родителям. А как считаете вы?

    Автор: Таисия АЗАНОВИЧРэспубліка

Комментарии (0)