28 Марта, 2024 Четверг

Арендаторы бывших цехов завода "Горизонт" просят помощи

  • 02 ноября 2017 Экономика Русский 0

    Сейчас много и дельно говорят о раскрепощении бизнеса, принимаются специальные меры на самом высоком уровне. Еще семь лет назад Директива № 4 декларировала: «Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности — один из основных стратегических факторов устойчивого социально–экономического развития страны». Но почему приходится возвращаться к вопросу? Не потому ли, что во многих инстанциях бизнесмена по–прежнему воспринимают в первую очередь как ходячий мешок с деньгами и только в самую последнюю вспоминают, что это еще плательщик налогов, генератор идей и создатель рабочих мест? На эту мысль навела ситуация вокруг старых корпусов бывшего завода «Горизонт».

    Проезжая по проспекту Машерова, минчане и гости города не могли не заметить яркое пятно на фоне серых потрепанных заводских корпусов за столь же пожившим кирпичным забором. Красиво. Глаз отдыхает, и может показаться, что вот они – добрые перемены. Старые стены обретают новую жизнь. Однако не все просто.

    Десяток лет тут витает интрига. Что делать с неприглядным «бельмом на глазу» в самом центре Минска? Земля дорогущая. Расположенное по соседству троллейбусное депо (6,76 га) недавно ушло с аукциона за 8,8 млн долларов. Там построят элитное жилье с соцкультбытом. Заводские кварталы телевизионного гиганта поначалу тоже хотели снести, привлечь инвестора и построить многофункциональный центр. Но не суждено, похоже. Как вариант предложено существующие здания сохранить и создать в бывших цехах лофты — жилые и общественные. Причем год назад за воплощение идеи готов был взяться «Минскстрой». И недавно председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Павел Лучинович подтвердил намерения: в квартале улиц Куйбышева, Красной, Киселева и проспекта Машерова будут лофты:

    — Экономически нет смысла сносить нормальные цеха. Поэтому «Горизонт» вместе с Министерством промышленности будет заниматься данной площадкой. Но надо приложить много усилий для разработки детальной концепции преобразования производственной зоны.

    Тем временем заброшенные цеха уже сейчас становятся минским Тахелесом — точкой притяжения туристов и горожан. Пока где–то в кулуарах Минпрома рождается концепция преобразования минского заводского квартала, сама собой в корпусах бывшего «Горизонта» зарождается творческая жизнь. Здесь уже обосновались фото– и артстудии, школы танцев, клубы, квесты, модные лофтовые салоны, шоурумы, креативные кластеры, а также производственные мастерские и офисы. Однако чтобы вложения в квесты и лофты окупились, арендатору нужно минимум лет пять. Ведь лофт — это огромные площади от 200 квадратных метров. А нынешний хозяин территории ЗАО «Горизонт–Белинвест–Девелопер» заключает с арендаторами договоры на год. Требует оплату за два месяца вперед. И оставляет за собой право расторгать договоры в одностороннем порядке и изменять сумму аренды, уведомив об этом арендатора за 30 дней. Не согласен — через 5 дней соизвольте освободить помещения. При этом стоимость выполненного ремонта никто не компенсирует. И хотя директор ЗАО Инна Ковалева утверждает, что в ее бытность руководителем предприятия пункт о повышении стоимости аренды ни разу не применялся, но зачем он в договор в принципе был включен? Не в качестве ли дамоклова меча, позволяющего в любой момент манипулировать ситуацией? Вложив огромные, по меркам мелкого бизнеса, деньги, вряд ли кто–то будет «качать права». Это очень удобно. Ведь ситуации в аварийном здании бывают самые разные.

    Например, там периодически бегают крысы. Легенды ходят среди посетителей публичных заведений, открывшихся в 6–м корпусе бывшего завода, о состоянии местных санузлов, особенно дамских. Один из предпринимателей (себя он просил не называть: срок действия арендного договора скоро истекает, что, если не заключат новый?) рассказал:

    — Приходится выкручиваться и объяснять клиентам квестов, что жуткое состояние туалета — тоже что–то типа перевернутой реальности. Хотя в числе посетителей наших модных заведений бывают высокопоставленные лица, банкиры, бизнесмены, в том числе из–за рубежа. Место притягивает гостей...

    После обильных ливней и таяния снега на оборудование арендаторов льется вода с прохудившихся крыш, зимой то и дело лопаются ветхие трубы отопления, нещадно затапливая кипятком креативные интерьеры. Отменяются занятия в студиях и школах красоты, где занимаются дети. Приостанавливаются квесты. Директор другой фирмы делится наболевшим:

    — Теоретически нам обещают компенсацию в таких случаях. Но считают ее так, как хотят, не учитывая все затраты.

    В корпусах на конец октября не было отопления. Да и система разрегулирована. В одних помещениях зимой холодно, в других — жарко. Арендаторы просили установить счетчики, чтобы платить за реально потребленные киловатты. Вот что на это отвечает Инна Ковалева:

    — Мы не заинтересованы ставить счетчики. Нормативы по установке счетчиков предусмотрены только в жилых домах. Если арендатор хочет, то может поставить приборы учета самостоятельно. Нас законодательство не обязывает это делать.

    В итоге к арендным ставкам в старых заводских корпусах, которые в полуаварийных лофтах составляют от 3,5 до 10 евро за квадратный метр, добавляется еще по полдоллара или доллар с квадратного метра за коммунальные услуги и мониторинг территории. Каждый шаг бизнесменов по усовершенствованию арендуемых помещений — это деньги с риском их безвозвратно потерять. Когда один из арендаторов предложил провести 5 метров пластиковой трубы, чтобы в офисе был свой санузел, ему принесли смету на 1.000 долларов в эквиваленте, в которую было включено использование 10–тонного башенного крана и 16–тонного на гусеничном ходу!

    Можно и далее перечислять приключения, которые происходят с инвесторами в заводских корпусах. Но, поверьте, это отнюдь не эксклюзив. 80% выручки ОАО «МПОВТ» по улице Притыцкого, 62, о котором в бизнес–среде ходят легенды, — арендная плата. Суть таких взаимоотношений, думается, бесперспективна. Тут нет и не предвидится нормального государственно–частного партнерства. Хозяевам мало дела до состояния зданий. Они зарабатывают деньги, откровенно выкачивая их с арендаторов по принципу «после нас хоть потоп». Цитирую директора ЗАО «Горизонт–Белинвест–Девелопер»:

    — Мы в первую очередь защищаем интересы наших акционеров, которые являются государственными предприятиями. Бизнесмены пускай сами оценивают свои риски. Право нашего предприятия как юридического лица — делать ремонты в помещениях или нет. Арендатор вправе прийти сюда, а если его что–то не устраивает, то найти другое помещение. Не вижу проблемы.

    Только не обернется ли такая позиция тем, что недвижимость в итоге превратится в руины, где ни производственные, ни жилые лофты уже неактуальны?


    МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ

    Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:

    — 7 лет назад мы обращались в Мингорисполком с предложением сделать в здании «Горизонта» на Киселева технопарк для малого бизнеса. На что получили ответ: «Ждем с востока иностранного инвестора». А воз и ныне там. Он там и будет, пока мы, как это сделал Казахстан, все, что считается неэффективно используемым госимуществом (а паразитирование на аренде госсобственности — именно такая ситуация), не вычленим в отдельный фонд. И надо продать эти помещения по минимальной цене малому бизнесу, если он еще готов их брать. С условием развития производства и услуг. Нам кровь из носу нужна индустриализация. В Кракове тоже создали спецпредприятие, которое, собирая пониженную арендную плату, тут же вкладывает деньги в модернизацию и ремонты производственной инфраструктуры. Город получает налоги, рабочие места. На прошлой неделе было экстренное совещание в Мингорисполкоме. Есть огромный список помещений, которые власть готова отдавать в аренду за одну базовую величину. Но предприниматели не берут из боязни: мол, мы вложим деньги, а вы нам потом по 10 евро аренду установите? Не будет движения вперед, если не восстановить доверие бизнеса.

    СПРАВКА «СБ»

    «Тахелес» — так называла себя группа художников Восточной Германии, которая в поисках места для своего арт–центра оккупировала заброшенное здание Дома техники, построенное как торговый пассаж в 1907 году. И объединила под одной крышей своих коллег из более чем 30 стран. В конце 1990–х райская жизнь сквоттеров немного пошатнулась. Прилегающий к зданию участок, как и сам объект, выкупила инвестиционная группа с намерением возвести здесь элитное жилье. Однако финансирование им найти не удалось, и у арт–сквота вновь появилась надежда на долгое и безмятежное существование. Организационный комитет «Тахелес» заключил с новым владельцем десятилетний договор, по которому художники платили чисто символическую арендную плату: 1 марка в месяц. И в сквоте забурлила жизнь.

    КСТАТИ

    Около 30% всей минской застройки занято промышленными районами. Половина этих территорий — заброшенные либо неэффективно используемые, многие из них расположены в самом центре города.

    Автор: Аэлита СЮЛЬЖИНАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)