Большой Гран-при ХII Национального фестиваля архитектуры в Минске получил творческий коллектив, спроектировавший многофункциональный комплекс Falcon на проспекте Победителей — сооружение с очертаниями парящего сокола
В памяти живы воспоминания двухлетней давности, когда в столице проходил предыдущий архитектурный форум. Тогда впервые он проводился в новом формате — выставки фестиваля вышли в люди. Они располагались под открытым небом на улицах Верхнего города. Тысячи минчан и гостей столицы смогли увидеть представленные работы.
В этом году дату проведения смотра сместили с традиционного сентября на ноябрь, поскольку в первый месяц осени Белорусский союз архитекторов принимал участие в международной выставке в Сеуле. А в ноябре белорусская погода уже не позволяла повторить под открытым небом подобное тому, что было в 2015-м.
Впрочем, впечатления от форума и в этот раз остались самые положительные: церемонии открытия и закрытия сопровождались яркими хореографическими, вокальными и пластическими номерами. Порадовало, что помимо архитектурных проектов залы Дворца искусства украшали работы скульпторов и дизайнеров. Сюрпризом стали персональные выставки живописи белорусских зодчих, что оказалось в новинку на подобном мероприятии.
Приятно было видеть, с каким интересом разглядывали горожане выставленные на улице вдоль Дворца искусства стенды с фотографиями воссоздания исторического облика Минска. Это свидетельство интереса жителей к тому, как меняется лицо города, к своей истории и, конечно, будущему.
На открытии фестиваля заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич сказал: «Это мероприятие — не просто праздник зодчих. Для нас важно, чтобы фестиваль становился магнитом для горожан, был интересен нашим людям и они могли познакомиться с последними достижениями архитектуры, воспитать свой вкус, подобрать какие-то интересные решения для себя, например по интерьерам. Не исключено, что на это мероприятие родители приведут своих детей, которые впечатлятся увиденным и в будущем станут архитекторами».
Но перейдем к самому любопытному — фестивальным выставкам. Главный конкурс, а всего их четыре, — на лучшее архитектурное произведение Беларуси. Именно на нем презентуют проекты, которым суждено воплотиться. Но в этот раз, на мой субъективный взгляд, именно таких работ оказалось маловато. В подавляющем большинстве были представлены либо уже построенные, либо возводящиеся объекты. Заглянуть в архитектурное будущее не удалось.
Что касается уровня проектов, тут лучше дать слово профессионалу.
Игорь Воскресенский также заметил, что в этот раз представлено мало проектов в номинации «Градостроительство», и предположил: возможно, есть смысл уменьшить количество номинаций конкурса (сейчас их 8). В мировой практике обычно выделяют три направления: градостроительство, объемную архитектуру и ландшафтную. По мнению собеседника, к этому можно добавить интерьеры и реставрацию (реконструкцию).
Большой Гран-при, пожалуй, предсказуемо получил коллектив компании «Воробьев и партнеры» за многофункциональный комплекс Falcon на проспекте Победителей — сооружение с очертаниями парящего сокола.
— Работа, с одной стороны, супертехнологичная, с другой — художественное произведение. Такой объект украсил бы любую страну, — считает Игорь Воскресенский.
Кстати, компания «Воробьев и партнеры» ушла с церемонии закрытия фестиваля с 4 наградами. Помимо главного приза коллектив отмечен второй премией в одной из номинаций за проект делового и культурно-развлекательного центра в Минске на улице Свердлова (неподалеку от Красного костела хотят возвести новый объект и модернизировать памятник конструктивизма — здание бывшей фабрики-кухни). Также за здание-сокол творческий коллектив получил приз спонсоров фестиваля и награду Белорусского академического центра Международной академии архитектуры.
Среди других работ, отмеченных призами республиканского конкурса, — деловой комплекс на проспекте Победителей напротив жилого района Лебяжий (Творческая мастерская архитектора Б. Школьникова), реконструкция стадиона «Динамо» в столице («Минскпроект»), реконструкция зданий в историческом центре Минска (институт «Минскгражданпроект»), проект мемориального комплекса «Тростенец» («Минскпроект»), многофункциональный комплекс с гостиницей «Хилтон» и торговым центром Galleria Minsk (институт «Минскгражданпроект» и компания «Ренессанс»).
В Международном биеннале молодых архитекторов «Леонардо» Большой Гран-при достался зодчим из Латвии за проект Шаолиньского летучего театра в Китае, Малый Гран-при — представителям Македонии. К чести белорусских архитекторов надо сказать, что они на этом конкурсе, в котором участвовали более 120 работ из 17 стран, завоевали ряд призов — вторые и первые места достались нашим молодым творцам за проекты жилых домов «Аквамарин» и «Парк-Сити» в Минске, нескольких малоэтажных домов, а также за проекты в номинациях «Интерьеры», «Ландшафтная архитектура» и «Общественные и промышленные здания». Думаю, что многие посетители тоже обратили внимание на эти работы. Мне, например, запомнились белорусские проекты-победители «Дом у озера», «Мост» (общественный комплекс в городе Челябинске) и некоторые другие.
А вот в конкурсе дипломных работ выпускников высших и средних школ Беларуси Гран-при в этот раз жюри решило не присуждать, хотя и сочло уровень проектов высоким. Но, видимо, явного лидера не нашлось.
Член жюри конкурса, академик архитектуры, ответственный секретарь МАСА (организации, в которую входят Союзы архитекторов стран СНГ и Сербии. — Прим. авт.)Игорь Воскресенский:
Нынешний конкурс отличается тем, что появились работы более пластичные, приближенные к скульптуре. Объекты стали более гармоничные по отношению к окружению, более художественные в подаче. Очевидно, что белорусские архитекторы умело управляются с новейшими технологиями и материалами, а это дает новые возможности в работе. Одновременно хочется отметить, что зодчие опираются на классическую школу, и это хорошо
Комментарии (0)