28 Марта, 2024 Четверг

Чтобы облегчить водителям уплату дорожного сбора, депутаты предлагают оплачивать его по частям

  • 21 ноября 2017 Экономика Русский 0

    В следующем месяце у меня по графику ежегодный техосмотр автомобиля. Пройти его, я считаю, так же необходимо, как раз в пол года посещать стоматолога. Впрочем, не буду лукавить: расставаться с кругленькой суммой не очень приятно. Но эта трата из категории «заплати и спи спокойно», хотя такую позицию разделяют не все. Оказывается, почти треть автовладельцев в стране не проходит ТО и не уплачивает сбор в казну. Депутаты Палаты представителей предлагают пересмотреть процедуру его взимания и разделить оплату на части — для удобства водителей.

    До сих пор очень ярко помню дискуссии, которые разгорелись вокруг введения дорожного сбора в 2014 году. Тогда некоторые сограждане высказались довольно категорично и заявили, что отныне проходить ТО они не будут. И, кстати, слово свое сдержали. По разным оценкам, сейчас до 35% автовладельцев не уплачивают дорожный сбор. В «Белтехосмотре» приводят такую цифру: за 10 месяцев количество прошедших ТО и уплативших налог

    снизилось по сравнению с прошлым годом почти на 8%. Соответственно, снижается объем поступлений в дорожный фонд. Ведь разработчики налога утверждали, что все вырученные средства пойдут на ремонт республиканских и местных дорог. Пока же получается замкнутый круг: недовольные автолюбители сетуют на плохое покрытие трасс и отказываются платить сбор, чиновники разводят руками — денег не хватает. Более того, в проекте бюджета на следующий год эти траты будут снижены.

    На диагностической станции «Бел-АвтоТест-Запад» (Брест) к инициативе «отвязать» дорожный сбор от техосмотра относятся скептически:

    — А кто и как собирается контролировать уплату сбора, если разбить его на части? Все эти предложения — это еще вилами по воде писано. Мы думаем, да и наши клиенты регулярно об этом говорят, что самым логичным решением было бы включить этот сбор в стоимость топлива. Это честно для всех: ты платишь столько, сколько ты ездишь. К нам же приезжают пенсионеры, у автомобилей которых пробег за год составляет максимум тысячу километров, но факт остается фактом: они регулярно проходят ТО и честно платят деньги.

    Если оплату дорожного сбора включить в цену топлива, то стоимость бензина может вырасти минимум на 10%

    Инициировали порядок изменения уплаты сбора депутаты Палаты представителей. Правда, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Рыбак поправляет журналистов и всех автолюбителей:

    — То, что сейчас уплачивают автовладельцы, это не сбор и не налог, а госпошлина. Это принципиальный момент. По сути, мы предлагаем революционное решение — «отвязаться» от всего и заменить госпошлину сбором. То есть деньги не нужно будет уплачивать при прохождении ТО. Наше предложение — производить оплату по заявительному принципу. Если автовладелец не собирается, например, ездить зимой, он не оплачивает эти месяцы. Если знает, что через два месяца будет продавать машину, то платит за два месяца. Ведь основное недовольство, которое озвучивали многие, как раз связано с тем, что нужно уплатить единовременно довольно крупную сумму.

    По словам Андрея Рыбака, рассматривались разные механизмы уплаты, в том числе и самый популярный среди автолюбителей — включить сбор в стоимость топлива. Такой вариант уже детально обсудили с «Белнефтехимом», но выводы не обрадовали. Если взять сумму, которую необходимо собрать через госпошлину, и поделить ее на количество продаваемого в стране топлива, то получится, что оно должно стоить минимум на 10% дороже. А с учетом того, что в будущем году концерн и так запланировал рост цен на бензин и «дизель», такое решение оказалось довольно болезненным не  только для потребителей, но и для всей экономики. Такое резкое повышение может породить «серые» схемы ввоза топлива из России, а также привести к резкому снижению грузоперевозок через нашу страну.

    В качестве системы администрирования депутаты предлагают использовать фотофиксацию. Такую возможность, говорит Андрей Рыбак, они уже обсуждали с руководством СЗАО «Безопасные дороги Беларуси»:

    — Развивая фотофиксацию, мы можем решить проблему не только скоростного режима, но и дорожного сбора, оплаты страховки, парковок и многие другие вопросы. Полагаем, это был бы хороший инструмент для реализации нашего предложения. 

    Автор: Полина КОНОГАРэспубліка

Комментарии (0)