20 Апреля, 2024 Суббота

"Проекты отбиваются за пять лет": кто из бизнесменов успел прыгнуть в последний вагон ветроэнергетики

  • 28 ноября 2017 Экономика Русский 0

    Ветряные мельницы растут на Гродненщине как грибы после дождя. В Зельвенском районе вот-вот введут в строй новый ветропарк общей мощностью 5 МВт. Ветряные электрогенераторы монтируют недалеко от урочища Татаришки. На реализацию инвестиционного проекта инвесторы уже потратили около 3 млн евро. На очереди еще один ветропарк поменьше. Правда, его появление пока под большим вопросом. Почему одним легко удается качать деньги из ветра, а другим приходится откладывать свои планы на неопределен-ный срок?

    Откуда дует

    В Гродненской области перспективными в плане развития ветроэнергетики принято считать три района — Новогрудский, Сморгонский и Зельвенский. Первые два имеют достаточный опыт в этой сфере, а вот третий — пока новичок. Хотя он также характеризуется максимально открытыми территориями и рельефной местностью. Но только в декабре прошлого года здесь началось строительство первого ветропарка. Заместитель председателя Зельвенского райисполкома Нина Галыня подчеркивает значимость этого объекта для региона:

    — Ощутить изменения практически мы не сможем, потому что получаемая энергия будет подаваться в общую сеть. А мы будем покупать ее по утвержденным тарифам. При этом мощность ветропарка в 1,5 раза превышает максимальную потребность всего района в электроэнергии. Сама местность, на которой расположено множество точек, где можно устанавливать ветряки, интересна потенциальным инвесторам. Точное количество таких мест мы пока не подсчитывали. Часть из них расположена на землях сельхозугодий. Первый ветропарк строится согласно инвестиционному договору, который был заключен в январе 2015 года между Гродненским облисполкомом и ООО «Зилант». Шесть ветроустановок и подстанция уже практически готовы к запуску.

    Нелишним будет вспомнить, что еще несколько лет назад в стране понятия не имели, как правильно установить ветряк, какое оборудование покупать, а какое лучше оставить за границей. Но потом дело пошло. А вместе с ним деньги. Поэтому и желающих развиваться стало больше чем нужно. У энергетиков, отвечающих за перераспределение энергетических сфер, в этом вопросе своя правда. Дескать, привозят предприниматели «бэушных монстров» из-за границы, а скоро своя атомная станция под боком появится. Куда энергию будем девать? Безусловно, доля истины в таких рассуждениях присутствует. 


    Бизнес хочет большего

    Руководитель ООО «Зилант» Владимир Гарбуз доволен тем, что удалось впрыгнуть в последний вагон:

    — Инвестдоговор подписан в январе 2015 года. Для строительства ветропарка использовали собственные средства и иностранные кредитные линии. Срок окупаемости проекта — 5 лет. Пока не знаем, с каким коэффициентом будем продавать полученную электроэнергию. Надеемся, что с повышенным.

    Директор НПО «Малая энергетика» Анатолий Смирнов вспоминает, с каким трудом в 1990-х начинали осваивать альтернативные источники энергии:

    — Тогда и подумать не могли, что возникнет такой интерес к ветроэнергетике. Но это вполне объяснимо. Оказалось, что это направление наиболее эффективно. К примеру, при сжигании щепы выделяется тепло, которое также надо куда-то деть, употребить.

    Большинство запланированных в стране ГЭС уже существует. Технически построить ветряк легко. Для этого нужен лишь небольшой участок земли. В западных странах можно заимствовать все необходимое, в том числе и специалистов. Квоты распределяет межведомственная комиссия. Значит, им надо следовать.

    Но новые бизнесмены, желающие заработать деньги с помощью ветра, вынуждены развивать свое дело в совершенно других условиях. Директор по развитию группы компаний «Конте» Роман Морозов пока не видит подвижек в реализации намеченных планов:

    — Будем ли мы строить — большой вопрос. Хотим возводить ветроустановки для собственных нужд. Есть такое понятие, как плата за транзит. Существующее положение не предполагает наличия квот. Подсчитали, что при закупке определенного оборудования будет гораздо дешевле получать энергию, а не покупать ее. Однако в РУП «Гродноэнерго» нам отказали выдать технические условия для подключения к сетям. Земельные участки в Зельвенском райисполкоме нам уже выделили. Пишем жалобы, но пока ни к чему не пришли.

    Главный инженер РУП «Гродноэнерго» Юрий Шмаков поясняет, что претензии в данном случае неуместны:

    — Есть Указ Президента № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», по которому до 2018 года дальнейшее развитие зеленой энергетики будет ограничено. То есть возведение ветроустановок осуществляется только на основании выделенных квот. Что касается вопросов получения технических условий на подключение ветроустановок к энергосистеме, то вопрос решается согласно законодательству об административных процедурах.

    Кто же прав? По большому счету, прав и потенциальный инвестор, сумевший отыскать «свою правду» в законе, и представитель государственной обслуживающей организации. Что такое собственные нужды? Одно дело, когда чудак из Щучинского района собрал ветряк из подручных средств и использует полученную энергию для освещения двора. И совсем другое, когда нет никакого производства. Ветроэнергетическая установка возводится в чистом поле. Выходит, сначала надо что-то построить, а уж потом вести туда энергию для каких бы то ни было нужд. Как говорится, утром деньги, а вечером стулья. 


    ПОЗИЦИЯ

    Сергей ГРЕБЕНЬ, начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Минэнерго:

    — В соответствии с законодательством в сфере использования возобновляемых источников энергии покупка государственными энергоснабжающими организациями электрической энергии от установок осуществляется с применением повышающих и стимулирующих коэффициентов. По результатам работы за 9 месяцев средний тариф покупки электроэнергии от установок, работающих с использованием ВИЭ, составил 22,38 цента за   1 кВт·ч при среднем тарифе от энергоисточников ГПО «Белэнерго» для потребителей страны 10,17 цента за 1 кВт·ч.

    Ветропарк в районе населенного пункта Татаришки установленной электрической мощностью около 5 МВт способен в год выработать около 13 млн кВт·ч энергии. При этом дополнительные затраты, которые понесет энергоснабжающая организация при покупке произведенной ветропарком электроэнергии, оцениваются в 1,4 млн долларов в год (в сравнении с покупкой аналогичного объема энергии на рынке перетоков).

    Думаю, что если бы бюджетные организации района покупали энергию от ветроустановок по тарифу 16 центов за 1 кВт·ч (с применением повышающего коэффициента), отношение у местной администрации к вопросам развития возобновляемых источников энергии было бы другое. Работа таких установок осуществляется с минимальным участием постоянного обслуживающего персонала. Практически рабочие места не создаются, а постоянный персонал ограничивается директором организации, энергетиком и охранниками.

    Автор: Татьяна КОНДРАТЬЕВАРэспубліка

Комментарии (0)