23 Мая, 2019 Четверг

На полную катушку

  • 01 декабря 2017 Экономика Русский 0

    Почему белорусы предпочитают одежду иностранных брендов, а иностранцы — из белорусского льна? Ответ на этот вопрос наши корреспонденты пытались найти, посетив Оршанский льнокомбинат

    Производство

    Если составлять список вещей, которые стоит купить туристу в Беларуси, в нем обязательно окажется льняная скатерть, комплект льняных полотенец или другая полезная вещь из этого природного материала. Причем выбирать заграничному гостю придется долго, ведь сейчас изо льна делают много чего: сумки, обувь, пиджаки, рубашки, банные халаты и, не удивляйтесь, даже джинсы. Прак­тически все эти вещи созданы из ткани Оршанского льнокомбината. Мы отправились на это предприятие, чтобы своими глазами увидеть, как ее делают.

    Познакомиться с производством нам согласился помочь начальник управления разработки ассортимента и рекламы продукции РУПТП «Оршанский льнокомбинат» Игорь Ещенко и повел нас на фабрику № 2.

    Льняная ткань обладает уникальными свойствами. Она как хорошо впитывает капельную влагу, так и быстро ее отдает. Не электризуется, хорошо проводит и сохраняет тепло, устойчива к стирке, обладает бактерицидными свойствами. Лен убивает микробы, инфекции, подавляет вредную микрофлору, раны под льняными повязками заживают быстрее.

    Исследования Минздрава Беларуси показали, что льняные ткани способствуют более интенсивному кровообращению, стимулированию организма и уменьшению его утомляемости. Льняная одежда в несколько раз понижает уровень радиации, вдвое ослабляет гамма-излучение, защищает от химически агрессивной среды.

    Среди множества построек на внушительной территории предприятия — несколько двухэтажных зданий, стоящих друг за другом в одну линию и соединенных между собой. Их возвели в 1960-е годы, но выглядят как новенькие. При этом на фабрике продолжается реконструкция.

    — Для модернизации нам требовалось около 70 млн долларов. Ни один из белорусских банков такого кредита нам предоставить не смог. Пришлось искать инвестора за рубежом. Согласились китайцы, но кредит у них связанный: за половину выделенной суммы необходимо купить либо их продукцию, либо их услуги. Поскольку оборудование у нас бóльшей частью бельгийское, итальянское и немецкое, решили, что китайская компания реконструирует здания фабрики: их технологии, их рабочие. К слову, эта же фирма строила под Борисовом завод «­БелДжи» по производству автомобилей Geely, — поясняет Игорь Ещенко.

    В цехе, куда мы сначала по­пали, первый этап обработки льна. Здесь его вычесывают на огромных, едва ли не с железнодорожный вагон машинах. Их около 10, каж­дой управляет одна работница. Рядом с ней — охапка льна. Берет оттуда пучок толщиной с конский хвост, забрасывает на плечо, а потом привязывает к одному из крюков, которые движутся по транспортеру в глубь машины. Там льноволокно проходит через множество гребенок и валиков. На выходе мы увидели, как в контейнер, похожий на обычную пластиковую бочку, непрерывной лентой спадает… симпатичная девичья коса. Нет, скорее локон. Шелковистый и мягкий на ощупь… Потом эти локоны проходят еще множество операций, чтобы превратиться в тонкую нить.

    Далее мы отправились по­смот­реть, как это происходит. В следующем цехе у нас с непривычки заложило уши. Впечатление такое, что где-то рядом ревет турбина самолета.

    Одним из станков уверенно управляет работница. Знакомимся: Раиса Нестерова.

    — На комбинат пришла в 1972 году. Мне тогда 15 лет было, — говорит она.

    — Это что же, 45 лет здесь? — подивились мы такому трудовому стажу.

     — Трудно, да я привыкла за столько лет.

    Ветерана производства мы больше отвлекать не стали и пожелали ей здоровья.

    — Тяжелая работа. Не придумали еще бесшумных станков. За вредность доплачивают. У всех работников — беруши, — перекрикивая гул механизмов, наш экскурсовод говорит короткими рублеными предложениями и торопит нас.

    И правда, у всех работниц в ушах миниатюрные штуковины, защищающие слух. А мы сразу и не заметили.

    Узнаем, что производство пряжи и ткани всегда требует много воды. Поэтому подобные комбинаты имеют собственные водонапорные башни и их строят около рек. Оршанский расположен на берегу Днепра.

    Пряжу отбеливают, пропускают через несколько различных машин и наматывают на бобины. Их доставляют в ткацкий цех. Там нити обрабатывают специальным раствором, чтобы сделать их более прочными, и лишь затем за дело принимаются ткацкие станки. На фабрике № 2 все они последнего поколения, компьютеризированные. Игорь Ещенко с удовольствием демонстрирует прелести новейших технологий:

    — Вот это жаккардовый станок, на котором можно сделать декоративную ткань, к примеру, для скатерти. Чтобы на ней оказался рисунок, достаточно в компьютер машины вставить флешку с изображением.

    Правда, полностью заменить человека машины не могут. На мерильно-проверочном участке контролеры оценивают ткань визуально: две пары зорких женских глаз внимательно изучают полотно. Если находят дефект, отправляют ткань реставраторам, которые устраняют недочеты.

    В составе Оршанского льнокомбината 5 фабрик. Над созданием драгоценного полотна и изделий из него трудятся около 5 820 человек.

    Имидж

    На втором этаже административного здания комбината — небольшой зал, куда в первую очередь приглашают потенциальных оптовых покупателей. В нем компактно и толково размещены красиво сервированные столы, покрытые льняными скатертями, а также манекены в модных одеждах, стеллажи с полотенцами, салфетками, образцами тканей. Есть и две двуспальные кровати. Не для уставших гостей, как кому-то могло показаться. Они во всей красе демонстрируют изысканное постельное белье. И это все для того, чтобы стало ясно: такое делают из белорусского льна!

    Есть здесь и экземпляры, которых не найти в продаже.

    — Классный баул, себе бы такой взял, — не сдержал восторга один из нас.

    — Дорожную сумку сделали нам на заказ на одном из профильных отечественных предприятий. А джинсовую рубашку произвели совсем недавно. Она еще не поступила в продажу. В наших фирменных магазинах ее начнут продавать, скорее всего, весной. Вместе с новой коллекцией джинсовой одежды, над которой сейчас активно работаем, — разъясняет Игорь Борисович.

    — А ведь хороша рубашечка, — примеривая, нахваливаем мы.

    И вспоминаем отзывы минчан в Интернете о первых белорусских джинсах изо льна, которые начали здесь выпускать летом нынешнего года: мол, и брюки отличаются от традиционных джинсов из хлопка, и по фигуре не каждому подходят…

    — Во-первых, ткань для них используют иную, чем для другой одежды, — поясняет специа­лист. — Производят ее в нашем цехе котонизации, где ко льну добавляют хлопок. Кстати, она пользуется повышенным спросом на предприятиях по пошиву одежды в Украине и России. Во-вторых, не стоит сравнивать наши джинсы с продукцией мировых брендов. Они шьют их десятилетиями, а мы лишь недавно занялись массовым производством одежды. У нас все же основной профиль — ткани и домашний текстиль. Почему бы не сравнить, к примеру, наше постельное белье с аналогичным Zara Home? По качеству и дизайну они не особо отличаются, при этом наше раза в три дешевле… Производство одежды постепенно развиваем, сейчас работаем над созданием джинсовой ткани с использованием высокорастяжимой нити (лайкры). Благодаря этому сможем производить не только классические джинсы, но и зауженные. Сейчас на Минском камвольном комбинате делают пробную партию пряжи из нашего льна с добавлением лайкры.

    Игорь Ещенко посчитал нужным дать и такое пояснение:

    — Многие наши швейные фабрики не хотят работать со льном. Он считается очень сложным материалом. Известный российский модельер Вячеслав Зайцев однажды сказал: «Лен — мерило опыта и профессиональных качеств дизайнера одежды». Хотя сейчас столько тканей уже придумано на основе льна, что, на мой взгляд, ничего сложного в этом нет.

    Мы уже поняли, что свою работу он любит и знает. Неудивительно. Со льном чуть ли не с пяти лет знаком. Мальчишкой на его уборке вместе со взрослыми трудился.

    — Продукция изо льна хорошо продается за рубежом. Когда отечественные производители делают вещи из хлопка и синтетики, им тяжело конкурировать на мировом рынке с китайцами, которые всегда сделают дешевле. Плюс стоит подумать о завтрашнем дне. Дело в том, что хлопок растет на земле, которая требует искусственного орошения. А вода вот-вот станет, а в некоторых странах уже стала самым большим дефицитом. Земли, на которых массово выращивают хлопок, находятся на грани истощения. Рано или поздно он начнет дорожать. И это значительно повысит конкурентную способность льна. Причем на Западе это уже давно понимают. В итоге получается, что на белорусский рынок мы поставляем всего 18-20 %, остальное уходит за рубеж. Самые крупные поставки идут в Литву, Голландию и Америку.

    География поставок Оршанского льнокомбината включает более 40 стран. Доля экспорта тканей и швейных изделий составляет 70 %, остальное реализуется на внутреннем рынке. Оптом — более 68 % продукции, в розницу — около 32 %. Удельный вес России и других стран СНГ в общем объеме экспорта составляет более 18 %. На страны Евросоюза приходится примерно 47 %.

    Торговля

    Валюта стране нужна. И то, что предприятие ее старательно зарабатывает, прекрасно. Однако после увиденного в презентационном зале нам самим захотелось приобрести обновку изо льна. Где же в Минске найти такую ­одежду?

    — Об этом вам расскажет Маргарита Бурачевская. Она исполняет обязанности заместителя генерального директора, — Игорь Ещенко предложил нам проследовать в ее кабинет.

    — Мы активно занялись развитием нашей розничной торговой сети, — рассказывает Маргарита Бурачевская. — В Минске сейчас пять наших фирменных магазинов и один вот-вот откроется. В следующем году всего по Беларуси мы запланировали открыть девять магазинов. Два из них — в столице. Пока адресов конкретных нет. Хотелось бы где-нибудь в цент­ральной части. Пытались попасть в ТРЦ «Галерея Минск». Пока нам ответили, что не определились с концепцией, с тем, какие торговые площадки они хотят видеть. Несмотря на то что там очень высокая арендная плата, мы готовы платить. Мне кажется, наши магазины удачно впишутся в любую концепцию. Все они выполнены в едином стиле, и в плане дизайна довольно интересные. Сами можете убедиться, если посетите наш фирменный магазин в Орше.

    Предложением решили не пренебрегать и отправились в названную торговую точку. Нашли быстро. «Дом льна» занимает первый этаж трехподъездной новостройки. Приятный серо-салатовый колер отделки залов, грамотное и потому удобное для покупателей расположение секций, все продавцы в фирменных и, конечно же, льняных костюмах. Представлена не только собственно продукция льнокомбината, но и других швейных предприятий страны, которые использовали для своей одежды оршанский лен. Порадовали также цены и, пусть скептики не поверят, качество. Поэтому и уехали из Орши с обновками.

    Александр Позняк, глава администрации Оршанского района:

    «Оршанский льнокомбинат — крупнейшее в Европе такого рода предприятие. Сейчас идет глубокая модернизация, вкладываются 10 млн долларов, чтобы он эффективно работал. Но льнокомбинат нужно рассматривать во взаимосвязи с производством льна. Проб­ле­ма — вырастить качественный лен и обработать его.

    Чтобы вырастить лен, необходимо произвести 39 операций. Нужны обязательно люди, которые умеют работать, и, самое главное — полный шлейф техники для всех операций. Постепенно эти проблемы решаются»

    Автор: Евгений ОЛЕЙНИК, Михаил МИХАЙЛОВМинский курьер

Комментарии (0)